Статья "Формирование основ функциональной грамотности в начальной школе"
статья

Загороднева Маргарита Александровна

 

Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ функциональной грамотности в начальной школе

Загороднева Маргарита Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ школы № 7 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – это способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.). Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. 

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

Основные направления формирования функциональной грамотности:

  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Финансовая грамотность
  • Цифровая/компьютерная грамотность
  • Креативное и критическое мышление

Важной частью работы учителя определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности.

Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

Существуют логические приёмы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе:

1. Уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.

2. Уровень – понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.

3. Уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить.

4. Уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. Уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план.

6. Уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

https://www.unodc.org/images/e4j/Cybercrime/RU_teaching_guide_figure_3.PNG

        

Для подготовки и составления  учебно-познавательных и учебно-практических задач  может быть использован конструктор ситуационных задач Л.С. Илюшина.

Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

        Конструктор позволяет учителю формулировать разнообразные типы задач.

Категория учебных целей

Их краткая характеристика

Ознакомление

Запоминание и воспроизведение изученного материала. Общая черта — припоминание соответствующих сведений от фактов до теорий.

Понимание

Преобразование материала из одной формы в другую, интерпретация материала учеником, предположение о дальнейшем ходе событий.

Применение

Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий.

Анализ

Умение разбивать материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Вычисление частей целого, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации целого.

Синтез

Умение комбинировать элементы, чтобы получился новый продукт. Сообщение, план действий, схемы.

Оценка

Умение оценивать значение того или иного материала по четким критериям. Критерии могут определяться самими учениками или задаваться им извне.

Конструктор ситуационных задач Л.С. Илюшина

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

22.Раскройте особенности…

29.Предложите новый (иной) вариант…

36.Ранжируйте… и

обоснуйте… (распределите от…к…)

2.Сгруппируйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяющий…

23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

37.Определите, какое из решений является оптимальным для…

3.Составьте

список понятий,

касающихся…

10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

31.Найдите

необычный способ,

позволяющий…

 

38.Оцените значимость…

для...

4.Расположите в определённом

порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…

5.Изложите в форме

текста…

12.Прокомментируйте

положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

то, что…

33.Предложите новую  (свою)

классификацию…

40.Выскажите критические

суждения

о…

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

20.Проведите презентацию…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите возможный (наиболее

вероятный) сценарий  развития…

41.Оцените возможности…

для…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что  (как, где)…

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу

состояния…

Методический конструктор является серьёзным помощником в разработке современного урока, т.к. позволяет учителю формулировать и составлять разнообразные виды задач, как учебно-познавательные и учебно-практические задачи, так и интеграцию этих задач.

Исходя из вышесказанного, что же удалось сделать для того чтобы наши ученики приобретали элементарные навыки функциональной грамотности.

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

         Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

         Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковыми средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Также умение выполнять задания на компьютере. Учащиеся учатся работать с компьютером и также выполнять задания.

 Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

 Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитие индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

Прежде всего это означает, что школьник должен не только зубрить правила и решать задачи, но и творчески мыслить, уметь выбирать профессиональный путь и быть готовым обучаться в течение всей жизни.

Перед  учителем  начальной  школы  стоят  колоссальные  задачи:  развить  ребёнка.   Что  значит  развить  мышление:  из  наглядно-действенного  перевести  его  в  абстрактно-логическое:  развить  речь,  аналитико-синтетические  способности,  развить  память  и  внимание:  развить  фантазию  и  воображение,  пространственное  восприятие:  развить  моторную  функцию,  способность  контролировать  свои  движения,  а  также  мелкую  моторику,  как  известно  развитие кисти  ведёт  к  развитию  лобной  доли  мозга,  ответственной  за  мыслительную  деятельность.      Очень  важно  развить  коммуникативные  способности,  способность  общаться,  контролировать  эмоции,  управлять  своим  поведением.

Решая  эти  задачи,  педагог как в  пазлах  -  собирает  картинку, получает  в результате функционально развитую  личность.

Заключение

В современном понимании функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Эта особенность функциональной грамотности четко просматривается в ее определении как умении решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в быстроменяющемся обществе. В условиях общеобразовательной школы она служит основой подготовки к социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также самообразованию на протяжении всей жизни.

Функциональная грамотность выступает непременным условием успешной адаптации младших школьников к окружающей среде. В современных условиях она является гарантией выживания человека и атрибутом непрерывного образования. В уровне функциональной грамотности просматривается социальный аспект, характеризующий зависимость способности обучающихся применять прикладные знания и умения от материального положения семьи, ее социального статуса.

Список использованных источников

Литература:

1. Абдулаева О.А. Педагогический потенциал учебно-познавательных задач: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2010.

2. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Издательство «Просвещение», 2011 г.

3. Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х частях. Часть 1. Издательство «Просвещение», 2012 г.

4. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2012.

            Интернет-ресурсы:

http://www.myshared.ru/slide/153946 

http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/cit/informatic/tehnology/konstruktor_ilushin.doc

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/razrabotka-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-s-primienieniiem-konstruktora-situatsionnykh-zadach-dlia-smyslovogho-chtieniia-l-s-iliushina

https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-uroka-s-ispolzovaniem-konstruktora-zadach

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности в начальной школе

Развитие функциональной грамотности в начальной школе (интеграция предметов английский язык, изобразительное искусство, технология)...

Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

 Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...

Доклад на тему: Функциональная грамотность в начальной школе

Доклад на тему: "Функциональная грамотность в начальной школе"...

Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе....

Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе

В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....