Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Корнилова Надежда Анатольевна

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             

                  Читательская грамотность, как одна из технологий формирования        

                         функциональной грамотности учащихся начальной школы

  Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

-возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

-способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

-совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.  

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Читательская грамотность

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Вспомните ту часть урока, когда вы даете классу задание для самостоятельной работы. Как часто учащиеся задают вам уточняющие вопросы к, казалось бы, достаточно понятному заданию? И все равно при проверке работ вы видите, что ученики не до конца поняли поставленное задание.

Чтобы избежать такой ситуации и более эффективно организовать самостоятельную работу с текстом, лучше всего воспользоваться графическими организаторами.

Графические организаторы представлены в виде уже готовых бланков с четко сформулированными заданиями в соответствии с видом работ. 

   Технология продуктивного чтения является эффективным инструментом для формирования читательской грамотности у учеников, поскольку позволяет научить вдумчиво прочитывать текст, осмыслять его и развивать критическое и креативное мышление.

Суть технологии заключается в том, что работа с текстом организуется на трех этапах с подбором соответствующих приемов и заданий:

  1. Этап “До чтения”
  2. Этап “Во время чтения”
  3. Этап “После чтения”

1 Этап “До чтения” или этап антиципации, подготовки к чтению текста (3-5 минут):

            1.  Прочитайте название текста, имя его автора (при наличии).

  1. Просмотрите иллюстрации к тексту.
  2. Стимулируйте учеников сделать предположения, о чем будет текст. Предположения можно зафиксировать в ходе мозгового штурма на доске или в виде вопросов учеников, которые они запишут. Самые интересные вопросы можно записать на доске или написать их на стикерах, разместив на видном для учеников месте.

Обратите внимание учеников на структуру текста, расположение абзацев, наличие разного шрифта, подзаголовков, выделенных слов.

2 Этап “Во время чтения” длится 15-20 минут. Возможно несколько вариантов реализации:

1. Вы читаете текст ученикам вслух

Если есть возможность, посадите учеников в круг так, чтобы все видели вас. При этом текст может быть только у вас, тогда вы опираетесь на навыки активного слушания учеников, или

текст может быть у всех учеников, и тогда они следят за текстом по ходу чтения. Важно следить за интонацией, правильным темпом и хорошим произношением всех слов.

По ходу чтения делайте логически обоснованные паузы (вы можете задать вопрос; предложить ученикам проверить верность их предложений на этапе до чтения; важно, что пауз не должно быть много; вы должны их продумать при подготовке к занятию), обращайте внимание на термины, сложные для понимания слова (их можно выписывать на доске, после прочтения текста на третьем этапе можно поработать со словарем или энциклопедией).

2. Дети читают текст самостоятельно

Чем старше ученики, тем успешнее они будут справляться с самостоятельной работой с текстом. Учите учеников читать текст дважды — первый раз для общего понимания текста, второй раз с выполнением заданий для осмысления текста.

Хорошо помогают в работе стикеры для заметок — на них можно выписывать цитаты, имена нарицательные, термины, важные события и даты и т.д., в зависимости от типа текста и задания, которое вы подготовили.

Например, термины или даты можно использовать как карточки, если их оформить так: с одной стороны — термин/дата, с другой — определение/название события. Затем их можно сложить в конверт, написать на нем тему и приклеить в тетрадь. На следующих уроках можно играть в игру с этими карточками в парах или группе — стопку карточек положить на стол с термином/датой наверх, ученики по очереди берут карточку и должны назвать соответствующее определение/название события, выигрывает тот, кто назовет больше правильных вариантов.

3. Дети читают текст вслух по очереди в парах, группах 

Задания могут быть аналогичными тем, что вы даете при самостоятельном чтении текста, но здесь ученики должны работать в команде — оказывать помощь, внимательно слушать, проверять друг друга, сравнивать ответы.

3 Этап “После чтения”  длится 15-20 минут. 

Третий этап тоже может быть вариативным:

1.Вернитесь к вопросам и предложениям, зафиксированным на этапе "До чтения".

2.Возможно, появились новые вопросы, которые ученики могут задать вам или другим ученикам.

 3. Проверьте, как ребята справились с работой с графическими организаторами. Результаты можно использовать для устных обсуждений, пересказа текста, письменных работ по содержанию текста — сделать обзор, описание героя, исторического события, доказать утверждение, сравнить объекты или события и т.д. Можно продолжить работу с терминами и ключевыми словами, например, составить глоссарий по данной теме или плакат с терминами.

4. Можно использовать ролевые игры, если текст предполагает различных героев, события и разные взгляды на эти события.

5. Для художественных текстов хорошо использовать творческие задания — рисунки с цитатами, инсценировки (при этом ученики могут продумать некий доступный реквизит, нарисовать какие-то элементы, или вы заранее можете подготовить необходимый реквизит и маски для учеников).

Приемы «Чтение с остановками», «Синквейн», «Мозговой штурм», «Написание творческих работ», «Логическая цепочка»  «Тонкие и толстые вопросы».

Также для формирования читательской грамотности можно использовать комплексные виды работ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии ,как средство формирования комунникативных УУД учащихся начальной школы на уроках английского языка.

Презентация на тему :"Игровые технологии ,как средство формирования комунникативных УУД учащихся начальной школы на уроках английского языка" для учителей английского языка...

Формирование функциональной грамотности младших школьников через технологию критического мышления.

Формирование функциональной грамотности младших школьников через технологию критического мышления....

«Введение обновлённых ФГОС НОО и ООО»: Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»

Данный методический материал ставит цель: формирование у педагогического сообщества понимания нового содержания образовательной деятельности в рамках обновлённых ФГОС НОО и ООО.Задачи:1) Трансляц...

Развитие креативности мышления как одного из компонентов формирования функциональной грамотности

Развитие креативности мышления в рамках реализации внеурочной деятельности, а также в условиях реализации дополнительного образования является одним из важнейших компонентов формирования функционально...

«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников»

laquo;Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников»...

«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников» (презентация)

laquo;Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников» (презентация)...