«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников» (презентация)
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Яньшина Вера Викторовна

«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников» (презентация) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_yanshina.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников»

Слайд 2

«Формирование функциональной грамотности младших школьников» 1.Формирование читательской грамотности 2.Формирование математической грамотности 3.Формирование естественнонаучной грамотности 4.Формирование финансовой грамотности 5.Мониторинг формирования функциональной грамотности Тема:

Слайд 3

Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. (Термин введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО). В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413). Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания; применять знания и умения; оценивать знания и умения; осуществлять саморазвитие Функциональная грамотность

Слайд 4

Зачем формировать функциональную грамотность школьников? По качеству общего образования российская школа уступает десяти странам-лидерам. Задания в оценочных материалах международных исследований непривычны для российских школьников. Они ориентированы на применение знаний и умений в нестандартных, проблемных жизненных ситуациях.

Слайд 7

ФГОС третьего поколения 35.2. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность : достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями , составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;

Слайд 8

НЕДОСТАТКИ СЕГОДНЯШНЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения Не справляются с задачами на интерпретацию информации Не умеют высказывать предположения, строить доказательства Недостаточно овладевают смысловым чтением Недостаточно сформировано умение работать с моделями

Слайд 9

В чём причина? Главная причина лежит в устоявшейся тенденции строить процесс начального обучения преимущественно на воспроизведении заученного, но часто не осмысленного материала. Около 70 % заданий являются репродуктивными, т.е. предполагающими воссоздание действия – запомнить и воспроизвести предложенный учебный материал.

Слайд 10

Функциональная грамотность младшего школьника Готовность взаимодействовать с окружающим миром Способность строить социальные отношения Владение рефлексивными умениями Возможность решать учебные и жизненные задачи

Слайд 11

Сущность функциональной грамотности младшего школьника ДОБЫВАЮ ПРИМЕНЯЮ ОЦЕНИВАЮ ГОТОВ К САМОРАЗВИТИЮ

Слайд 14

Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих : - потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития ; - готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; - способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Слайд 15

КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Коммуникативная грамотность – сложное интегративное образование, которое включает: - способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения; готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний и пр.; - потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию.

Слайд 16

Информационная грамотность младшего школьника Информационная грамотность включает : осознание необходимости в расширении своего информационного поля ; способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации ; - совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой.

Слайд 17

Социальная грамотность младшего школьника Социальная грамотность включает: готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе, экстремальным; способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие; - совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности; - наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.

Слайд 18

Сравним понятия Метапредметные умения — освоенные обучающимися универсальные учебные действия, которые направлены на приобретение способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Слайд 19

Учебник математики 3 класс, 1 часть. Моро М.И. Функциональная грамотность - ? Метапредметные умения • Находить и извлекать информацию, представленную в текстовом виде и в виде рисунка • Осуществлять анализ данных и сравнение

Слайд 23

Что делать? Продолжать работу над формированием метапредметных умений; Внедрять новую систему учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности в учебный процесс, включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет; Работать на уроках с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма ); О рганизация внеурочной деятельности в начальной школе по программе «Функциональная грамотность».

Слайд 24

Организация внеурочной деятельности в начальной школе по программе «Функциональная грамотность». М.В . Буряк, С.А. Шейкина Книга продолжает методическую линию пособий для организации внеурочной деятельности в начальной школе по программе «Функциональная грамотность». В пособии дана рабочая программа курса, содержащая пояснительную записку, тематическое планирование с формируемыми на каждом занятии умениями, содержание программы, требования к результатам обучения выпускников начальной школы, планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты. Также в книге даются подробные методические рекомендации к каждому занятию, приведены ответы на вопросы и задания тренажера для школьников. Логика курса выстроена следующим образом: блоки «Читательская грамотность» и «Естественно-научная грамотность» – это занятия 1-16; блоки «Математическая грамотность» и «Финансовая грамотность» – занятия 18-33. В программе даны также две проверочные работы. Авторы курса предлагают эффективные способы как коллективной, так и индивидуальной работы, позволяющие учителю успешно формировать функциональную грамотность обучающихся.

Слайд 25

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Слайд 26

Целью изучения блока « Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Слайд 27

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Слайд 28

Целью изучения блока « Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Слайд 30

Мастер-класс по теме «Сколько весит облако»

Слайд 33

Образование облаков. Почему облака летают по небу. Плотность облаков. Вес кучевого облака.

Слайд 35

п окрылись паром. Пар поднимается вверх, на блюдце со льдом охлаждается и превращается в капельки воды. круговорот воды.

Слайд 36

Спасибо за внимание! Над презентацией работал учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 р.п . Екатериновка Яньшина Вера Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные учебные действия и способы их формирования в процессе обучения младших школьников

Универсальные учебные действия и способы их формирования в процессе обучения младших школьников...

Приемы по формированию и совершенствованию культуры письменной речи в процессе обучения младших школьников русскому языку

    Для выработки у школьников практических умений и навыков в области языка и речи нужно использовать   комплексные упражнения, позволяющие развивать у детей языковые...

Выступление на МО «Создание условий для формирования ключевых компетентностей в процессе обучения младших школьников»

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.Компетенция в переводе с латинского означает круг ...

Статья "Игровые технологии и их место в процессе обучения младших школьников".

В данной статье игра раскрывается как метод обучения младших школьников. Более подробно раскрываются  требования к организации дидактических игр. на уроке....

Из опыта работы по теме самообразования: «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии»

Представлены сообщение, презентация по теме «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии» и памятка «Союзы и речевые конструкц...

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников»

laquo;Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников»...