Выступление на МО «Создание условий для формирования ключевых компетентностей в процессе обучения младших школьников»
материал по теме

Бучарская Ольга Анатольевна

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.

Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Компетенцию рассматривают как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации. Компетенция включает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Если образовательная подготовка имела целью формирование и развитие ключевых компетенций, то человек, прошедший её, должен «уметь»: извлекать пользу из опыта; организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовать свои собственные приёмы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_2014.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО

МБОУ СОШ №24

Учитель начальных классов Бучарская Ольга Анатольевна

по теме:

«Создание условий для формирования ключевых компетентностей в процессе обучения младших школьников»

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.

Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Компетенцию рассматривают как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации. Компетенция включает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Если образовательная подготовка имела целью формирование и развитие ключевых компетенций, то человек, прошедший её, должен «уметь»: извлекать пользу из опыта; организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовать свои собственные приёмы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.

Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе начального образования, то это будет выглядеть так:

  • искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;
  • думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;
  • сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
  • приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
  • адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

         Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

Перечень ключевых компетенций  отечественного образования основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию а, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Ключевые компетентности формируются, если:

• обучение носит деятельностный характер;

• идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);

• создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;

• применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);

• происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);

• педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся.

Социологи и ученые педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться и поэтому наша задача, задача педагогов не только  научить детей, но и  уметь применить свои знания в современной жизни.

 Моя задача состоит в том, чтобы формировать ключевые компетенции у детей, привить интерес к предметам, ввести ученика в мир знаний, используя различные формы и методы работы.

Для создания проблемной ситуации на уроке мне помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ловушки. 
Например, урок русского языка в 3 классе. Тема «Склонение имён существительных».

Предлагаю прочитать предложение:

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

-Найдите однородные члены в этом предложении. К какой части речи они относятся?  (Это существительные.)

-Определите их род и падеж.  (Женский род, предложный падеж.)
-Выделите их окончания. (Выделяют окончания, испытывают удивление.) – возникает проблемная ситуация.
-Что интересного заметили? (Эти  существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные.) – осознают противоречие.

-Какой возникает вопрос? (Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания.) 

Учебная проблема появилась как вопрос.
Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

Когда ученик затрудняется, использую подводящий диалог. Тогда системой посильных вопросов и заданий, например; сравни, сопоставь, вспомни, я подвожу детей к самостоятельному открытию нового знания.

Создание «ситуации успеха». Детям предлагаю задачу, которая опирается на их опыт. Каждый индивидуально решает её, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

   Ситуация «интеллектуального разрыва» Предлагаю похожую по внешним признакам практическую задачу, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.

Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети испытывают дефицит своих способностей. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.

В результате использования этих методов у детей на уроках рождается искреннее стремление докопаться до истины, найти ответ на вопрос, решить учебную задачу.
Создаются условия для самовыражения учащихся. Совершенно очевидно, что проблемные уроки имеют еще и очень мощный воспитательный, нравственный потенциал: учат умению принимать чужую точку зрения; грамотно дискутировать; добиваться общего результата.

Например, на уроках, где решается проблемная ситуация с затруднением, работаю фронтально со всем классом.

При ситуациях с разбросом мнений, использую групповую или парную работу.

Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.

Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами (Проверка таблицы умножения, назвать существительные ж.р.,).

Большую роль для достижения метапредметных, личностных результатов играет качественная оценка. На уроках  я практикую выполнение самостоятельных и тестовых работ с самопроверкой или взаимопроверкой – это позволяет ученикам самостоятельно разобраться в сделанной ими ошибке, приучает к самоконтролю. Этап рефлексии позволяет детям на своем уровне проанализировать  работу на уроке, оценить собственную деятельность.

На уроках  стараюсь создавать такие условия, при которых каждый ученик может по-своему выразить полученное на уроке знание и представить свой продукт. Для их выражения использую разные средства обучения.

Современные возможности обучения (проектор, интерактивная доска) позволяют сделать уроки ещё более интересными. Демонстрация мультимедийных презентаций оживляет работу учащихся, позволяет включить в процесс открытия новых знаний практически каждого ребенка.  

Я стремлюсь создать на уроках атмосферу психологического комфорта, положительного эмоционального фона, творческого настроя, что в конечном итоге и обеспечивает не только результативность занятий, но и развитие личности.

В своей работе я  продолжу работать над формированием личности каждого ребенка, а именно придерживаться в своей деятельности основных требований  к ребенку: учить искать и получать информацию у окружения; думать и устанавливать взаимосвязи; сотрудничать — уметь работать в группе, активно включаться в коллективное дело, вносить свой вклад,   использовать новые технологии информации и коммуникации.

ПРАВИЛА.

 Главным есть не предмет, которому Вы учите, а личность, которую

формируете.

 На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий.

 Помогайте детям овладеть наиболее продуктивными методами учебно-

познавательной дея-ти, учите их учиться.

 Необходимо чаще использовать вопрос «почему?».

 Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на

практике.

 Приучайте детей думать и действовать самостоятельно.

 Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем.

 Необходимо чаще показывать детям перспективы их обучения.

 Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы

знаний.

 В процессе обучения обязательно используйте индивидуальные

особенности каждого обучающегося.

 Изучайте и учитывайте жизненный опыт детей, их интересы,

особенности развития.

 Будьте проинформированы относительно последних научных

достижений по своему предмету.

 Поощряйте исследовательскую работу обучающихся.

 Учите так, чтобы ребенок понимал, что знания для него являются

жизненной необходимостью.

 Объясняйте детям, что каждый человек найдет свое место в жизни,

если научиться всему, что необходимо для реализации жизненных

планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетентности в процессе обучения младших школьников

Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, так как имеет особую значимость в жизни человека. Поэтому ее формированию следует уделять особое внимание....

Формирование ключевых компетентностей через внеурочную деятельность младших школьников

Доклад на тему «Формирование ключевых компетентностей через внеурочную деятельность младших школьников»...

Формирование ключевой компетенции умения учиться у младших школьников как условие успешного обучения в старшей школе

Формирование ключевой компетенции умения учиться у младших школьников как условие успешного обучения в старшей школе...

Из опыта работы по теме самообразования: «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии»

Представлены сообщение, презентация по теме «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии» и памятка «Союзы и речевые конструкц...

Создание ситуации успеха на занятиях, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника.

   Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика,  воспитание  личности,  готовой  к  жизни  в  высокотехнолог...

«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников»

laquo;Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников»...

«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников» (презентация)

laquo;Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников» (презентация)...