Формирование ключевой компетенции умения учиться у младших школьников как условие успешного обучения в старшей школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Формирование ключевой компетенции умения учиться у младших школьников как условие успешного обучения в старшей школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc62 КБ
Office presentation icon seminar-prezentatsiya.ppt372.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование ключевой компетенции умения учиться у младших школьников как условие успешного обучения в старшей школе

«Знание -  сокровище, а умение учиться – ключ к нему»

СЛАЙД №1

СЛАЙД №2

I. Актуальность темы.  СЛАЙД №3

В связи с интенсивным развитием информационного общества одним из основных направлений модернизации образования в условиях современного рынка труда, который быстро изменяется и постоянно усложняется, является ориентация на обучение в течение жизни. В современных условиях все больше ученых подчеркивает целесообразность проблемы формирования способности к самообразованию в контексте компетентностного подхода.

Новый государственный стандарт основывается на компетентностном подходе в обучении. Одним из них является ключевая компетенция – это объективная категория, которая фиксирует общественно - обозначенный комплекс определенного уровня знаний, умений, отношений, которые можно использовать в широкой сфере деятельности человека (умение учиться).

Сегодняшний младший школьник значительно отличается от сверстников прошлых лет. Диапазон уровня готовности к школе очень широк: от полного незнания букв цифр, отсутствия элементарных навыков ориентировки в пространстве до умения читать бегло и объяснять смысл прочитанного, сравнивать и обобщать. Но независимо от затраченных усилий ребенок все равно испытывает трудности из-за невозможности работать в индивидуально ориентированном режиме. Это усиливает важность смены приоритетов в стиле обучения и ориентацию на формирование самостоятельности, так как способность ребенка осуществлять учебные действия без помощи взрослого позволила бы решить ряд проблем его индивидуального обучения и расширила перспективы самообразования школьника.

СЛАЙД №4

Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовые знания, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие нового знания. Впервые программа формирования умений учиться была предложена Б.Элькониным и разработана его учениками В.Давыдовым, В.Репкиным, Г.Цукерман. Младший школьник выступает как субъект учения. Это модель развивающего обучения. Учителя начальных классов гимназии №1 обучались на курсах по развивающему обучению в г. Харькове и широко используют теорию РО в своей работе. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Именно поэтому, сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?

II. УУД

СЛАЙД№5

1. Универсальные учебные действия.

Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. В рамках современных образовательных технологий это предполагает формирование универсальных учебных действий.

 Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

СЛАЙД №6

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • познавательные и учебные мотивы,
  • учебную цель,
  • учебную задачу,
  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

2. Виды универсальных учебных действий.

СЛАЙД №7

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

СЛАЙД №8

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

СЛАЙД №9

СЛАЙД №10

СЛАЙД №11 

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

СЛАЙД № 12

К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

СЛАЙД № 13

СЛАЙД №14

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. 

  •    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

СЛАЙД №15

СЛАЙД №16

Коммуникативные действия – межличностное и деловое сотрудничество, позитивное и ответственное отношение к миру природы и культуры, малой родине и Отечеству.

СЛАЙД №17

К ним относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, поиск способов решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

СЛАЙД №18

СЛАЙД №19

3.Функции универсальных учебных действий:

- это обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

СЛАЙД №20

- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

СЛАЙД №21

-  обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Заключение

СЛАЙД №22

Формирование умений учиться – это задача всех ступеней школьного образования. Она не может быть решена только в начальной школе, однако, если в начальной школе не заложить основы этого умения, то в старшей школе это будет сделать намного труднее.

По мнению А.Савченко сформированное умение учиться предполагает, что ученик:

  1. сам определяет цели деятельности или принимает поставленные учителем;
  2. проявляет заинтересованность в обучении, прилагает волевые усилия;
  3. организовывает свой труд для достижения результата;
  4. отбирает или находит нужные знания, способы решения задачи;
  5. выполняет в определенной последовательности сенсорные, умственные и практические действия;
  6. осознает свою деятельность и хочет ее усовершенствовать;
  7. имеет умения и навыки самоконтроля и самооценки.

СЛАЙД №23

Литература

  1. Петерсон Л.Г. «Что значит уметь учиться?» Москва 2006
  2. Асмолов А.Г. «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» М. Просвещение 2010
  3. Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология» М. Академия 1998

Подготовила учитель начальных классов

Средней школы № 33

Лозицкая Наталья Борисовна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных умений младших школьников как основа успешности обучения русскому языку

Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития  всех   высших    психических     функций - восприятия,   памяти,...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников

В данной  статье описан опыт работы по  формированию ключевых компетениций  младших школьников  МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность...

Доклад "Формирование ключевых компетенций через внеурочную деятельность младших школьников"

Формирование ключевых компетенций необходимо начинать в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес, стремление к общению....

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

В статье раскрываются технологии по социализации младших школьников: игровые, информационно-коммуникационные, внеурочная деятельность....

Лекция "Формирование метапредметных умений у младших школьников в условиях дистанционного обучения"

Формирование метапредметных умений у младших школьников в условиях дистанционного обучения...