ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
статья на тему

Гофман Надежда Петровна

В статье раскрываются технологии по социализации младших школьников: игровые, информационно-коммуникационные, внеурочная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

Гофман Н.П.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 город Мончегорск

 

          Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением его душевных и физических сил. Чем младше человек, чем меньше его социальный опыт, тем более сильным будет это напряжение. Начало систематического обучения в школе, несет изменения в условия жизни и деятельности ребенка — новые контакты, новые взаимоотношения, новые обязанности. Изменению подвергается вся прежняя жизнь ребенка: все его внимание сосредотачивается на учебе, школе, школьных делах, заботах и требованиях.[1]. Это очень тяжелый период в жизни первоклассника, в первую очередь потому, что школа с первых дней ставит перед учениками множество задач, которые не находят решения при использовании прежнего опыта ребенка, а, следовательно, требуют приложения физических и интеллектуальных сил. 

         При работе с детьми по социализации поставила такую цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации в процессе образования.

Первый вопрос, который решался – это становление социальной позиции ребенка 7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде.

         Для решения этой задачи использовались игровые технологии в урочной и внеурочной деятельности. Игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается, в самом процессе, а не в результатах Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.

          Согласно Сталю Анатольевичу Шмакову, игра ребенка выполняет следующие функции [3]:

1.Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

2.Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

3.Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

4.Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяет  ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

5.Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.) Игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

6.Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

7.Функция коррекции — предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

8.Развлекательная — направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса.

        Я предлагаю вашему вниманию  формы работы, которые мы используев в своей работе:

  • Для стимулирования внутригруппового общения: тренинг общения “Я и мы”, игра “Найти пару”.
  • Для развития межличностного общения в группе: игра “Закончи предложение”, час общения “Добрые слова о моей игрушке”, групповое пение детских песен
  •  Для развития коммуникативных способностей: ролевые игры “Знакомство”, “Приветствие”, “Разговор по телефону”; речевые игры “Учимся благодарить”, “Поздравление».
  • Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом: классный час “Мы дружные ребята”, просмотр и обсуждение Уроков доброты Мудрой Совы.  
  • Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых): упражнения “Догадайся о выборе”; разбор жизненных ситуаций “Я на улице”, “Общественный транспорт”.
  • Для развития положительной самооценки, самоорганизованности:  социальная игра “Самореклама”, составление автопортрета “Это – я”.
  • Для развития воли и терпения в выполнении дела от начала до конца: классный час “Мои “хочу” и мои “надо”, игра “Да и нет, не говори”, групповое чтение и обсуждение, инсценирование произведений для детей К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого. 

            Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

            Реализация метода проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий в социальном воспитании младших школьников стала важным направлением в деятельности нашего классного коллектива (детей, их родителей, учителей).  Проектный  метод обучения, позволяет  строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дает возможность учащимся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми». Метод проектов всегда ориентирован  на самостоятельную деятельность учащихся -   индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается  с методом обучения. Работая совместно над созданием проекта, ученики, их родители и учителя реализовывают одно из важных направлений социально-педагогического процесса – построение связей и отношений между членами семьи, учителями и общественными организациями. [2]

Вот  некоторые социальные проекты, которые были выполнены нашим коллективом:

 «Наша школьная страна» (исследовательская работа),

«Богатства, отданные людям» (презентации),

«Семья-моя крепость» (стендовая защита),

«До свиданья, начальная школа» (фильм),

«Мы-граждане России» (видеоролик),

 »Новинки из корзинки» - выставка поделок из бросового материала.

           Выработка элементов информационной культуры должна начинаться в младшем школьном возрасте. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование данного процесса. При удачном отборе тем проектов младшие школьники будут заинтересованы в овладении и активном использовании современных информационно-коммуникационных технологий, следовательно, процесс социализации пройдет более успешно.

           Большую роль в социализации младших школьников играет внеурочная деятельность, направленная  на разностороннее развитие учащихся. Это возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка.  

На протяжении четырех лет ребята занимались в кружках:

  • Умники и Умницы
  • Юный исследователь
  • Моя малая Родина
  • Азбука пешехода
  • Первые шаги в экономику
  • Горные лыжи
  • Футбол
  • Мастерская чудес
  • Безопасное колесо
  • Фитнес
  • Тестопластика

Результативность работы по социализации школьников  отслеживалась и диагностировалась по методике А.А. Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью». (Приложение 1 Гистограмма удовлетворённости учащихся школьной жизнью).

Монитиринг удовлетворённости учащихся школьной жизнью  показал, что   на протяжении трёх лет   результаты   достаточно  стабильны и высокий уровень преобладает. Это способствовало быстрой и успешной адаптации моих выпускников в 5 классе.

В заключение хотелось бы отметить, что реалии современного общества предъявляют человеку такие требования, как наличие способности и готовности к перемене деятельности, мобильности. Перед современным человеком встает  свобода выбора, реализация которой способствует проявлению его индивидуальности, которая закладывается еще в начальной школе. Учитель ведет работу по формированию социальных качеств, которые  могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.

Литература:

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников/ Научные сообщения// Педагогика.2009.№5. с.7-27
  2.  Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших

школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вента-Графф, 2002. – 112с.

  1.  Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. — 240 с.

 Приложение 1

Гистограмма удовлетворённости учащихся школьной жизнью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно – нравственных качеств личности младших школьников в урочной деятельности

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Данная презентация поможет разъяснить родителям ва...

Презентация «Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника»

Региональная научно-практическая конференция«Проблемы воспитания младших школьников в образовательном пространстве школы» Благовещенск 2014 год....

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника

Духовно-нравственное воспитание развивает сознание  и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения....

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы

В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности  ребёнка через внеклассную работу...