Доклад "Формирование ключевых компетенций через внеурочную деятельность младших школьников"
материал по теме

Лопатина Лилия Анатольевна

Формирование ключевых компетенций необходимо начинать в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес, стремление к общению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» ЭНГЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Доклад на тему

 «Формирование ключевых компетентностей через внеурочную деятельность младших школьников»

Подготовила

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Лопатина Лилия Анатольевна

2013 – 2014 учебный год

Формирование ключевых компетентностей через внеурочную деятельность младших школьников

               Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение его темпов развития. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2012 г. основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности.

Формирование ключевых компетентностей – одна из приоритетных задач, стоящих перед образовательным учреждением.

В соответствии с ФГОС НОО, на основе современных развивающих технологий школа должна формировать компетентность учащихся в следующих областях:

информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

 Конечно, полностью сформировать обозначенные выше компетентности у детей 7-10 лет вряд ли возможно, но начинать эту работу необходимо с начальной школы.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) эти качества личности формируются не только в процессе урочной, но и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач, среди которых задача по улучшению условий для развития ребёнка играет основную роль в развитии ключевых компетентностей обучающихся начальных классов.

Оптимизационная модель внеурочной  деятельности обучающихся 1-х классов может реализовываться на основе оптимизации всех внутренних ресурсов. Координирующую роль при  этом выполняет классный руководитель. Общекультурное развитие обучающихся может осуществляться через посещение киноклуба, ДШИ, занятия в кружках «Эстетика», театральной студии «Маленькая страна». Общеинтеллектуальное направление может реализовываться  посредством посещения библиотеки. Социальное развитие дети смогут получать на занятиях клуба юных журналистов. Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности реализуется через работу клубных часов. В целях реализации спортивно-оздоровительного направления первоклассники могут заняться общей физической подготовкой и участвовать  в программе «Разговор о правильном питании».  

Внеурочная деятельность решает задачу по улучшению условий для развития не только первоклассников в рамках  ФГОС, но и всех обучающихся. Для её решения классные руководители 2-4 классов вовлекают обучающихся в деятельность объединений дополнительного образования детей. В рамках группы продлённого дня ребята уже не первый год занимаются по программе «Разговор о правильном питании», посещают занятия по  музыке, танцам, рисованию в  детских школах искусств.

Развитию коммуникационной и информационной компетентностей обучающихся  способствует организация  классными руководителями экскурсий по области, поездок, походов,  организация и проведение коллективных творческих дел.

Формирование самоорганизации, как ключевой компетентности,  происходит у школьника только  при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Опыт работы показывает, что в ходе работы над проектами, дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск, делать аргументированные выводы, соотносить свои действия с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, получая в диалоге необходимую информацию, представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении. Всё это направлено на формирование ключевых компетентностей учащихся и позволит каждому из них успешно реализовать себя в школьной жизни и жизни в обществе.

Для реализации проектной деятельности используются ресурсы урока, индивидуально-групповые занятия, внеурочное время. Над проектом учащиеся  работают под руководством учителя. И чем старше ученики, больше в ходе работы они проявляют самостоятельности. Каждый ученик выполняет определенную функцию, каждый находит применение своим возможностям, для каждого ученика созданы условия для развития.

Во внеучебной деятельности подавляющее большинство проектов – творческие и исследовательские.

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу.

Огромное воспитательное значение имеет проектная деятельность в школьной жизни. Как и у любого человека, у образовательного учреждения есть свои знаменательные даты, юбилеи. Подготовка к таким мероприятиям немыслима без проектной и исследовательской деятельности. Очень важно, чтобы при подготовке к таким мероприятиям учащиеся начальных классов не оставались  в стороне. Проблема изучения истории своей семьи, школы, родного края в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Ее необходимо начинать изучать на уровне младшего школьного возраста. Дети, начиная с 1 класса, должны знать историю своей школы, имена известных людей, связанных с ОУ. Только в этом случае можно расширить представление о профессии учителя, формировать уважительное отношение к учителям, своей школе, т. к. слишком много негативного слышим мы с экранов телевизоров, в средствах массовой информации на эту тему. Нам нужно показать детям положительное, прекрасное, что связано со школой, показать примеры работы прекрасных учителей, их огромной роли в деле воспитания.  

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Использование принципов личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовало соответствующих методов обучения. Обновлённой школе требуются такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

     Необходимо готовить учащихся начальных классов к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества.

     Ведущее место среди таких методов принадлежит проектно-исследовательской деятельности.

     Введение в образовательное пространство проектно-исследовательской деятельности способствует проявлению индивидуальности ученика. Ученик, работая над проектом или исследованием, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.

    Способности младшего школьника должны полноценно развиваться при целенаправленном педагогическом сопровождении. Педагогическое сопровождение предполагает:

- высокий уровень консультирования в различных областях,

- консультирование по оформлению работы, подготовки презентации и защиты работы;

- поддержка и поощрение инициативы и самодеятельности;

- создание условий для воплощения творческого замысла;

- поиск мест для представления полученного результата.

         Школа – это место для исследования окружающей жизни. Савенков А.И. считает, что практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, её можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий.

Для достижения нового качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки. Реализация компетентностного подхода через внеурочную деятельность  – это важное условие повышения качества образования. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по теме «Пути познания через практическую деятельность младших школьников»

Формирование интеллектуальных черт личности с помощью математики....

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников

В данной  статье описан опыт работы по  формированию ключевых компетениций  младших школьников  МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность...

Доклад на тему "Реализация ключевых компетенций в внеурочной деятельности"

В статье помещена  внеурочная работа по художественному направлению....

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время

Выступление на педагогическом совете из опыта работы по формированию ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время...

Формирование ключевых компетентностей через внеурочную деятельность младших школьников

Доклад на тему «Формирование ключевых компетентностей через внеурочную деятельность младших школьников»...

Формирование ключевой компетенции умения учиться у младших школьников как условие успешного обучения в старшей школе

Формирование ключевой компетенции умения учиться у младших школьников как условие успешного обучения в старшей школе...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...