Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»
статья на тему

Миронова Зинаида Васильевна

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Миронова З.В.

Село Юхмачи, Алькеевский муниципальный район, МБОУ «Юхмачинская СОШ»

«Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

В настоящее время, проявилась в полной мере глубокая зависимость развития цивилизации от способностей и качеств личности, обусловленных образованием и воспитанием. С началом изменения в нашей стране общественного сознания, с переноса ее классовых ценностей на личностные, стало очевидным, что для развития и саморазвития личности необходимо такое образование и воспитание, которое обуславливает целостный взгляд на мир, формирует различные методы познания истины    

     Патриотическое воспитание сегодня как никогда значимо. Это обусловлено рядом причин. С одной стороны, девальвация ценностей, рост бездуховности и преступления в сфере молодежи не может не вызвать беспокойства за будущее страны. С другой стороны, в период становления демократического государства возникает потребность в активных, ответственных за судьбу своей Родины людях.

Ребенок, по природе, существо любопытное и  любознательное, он творец, он деятель, он актер. Он не задавлен грузом  житейских проблем, не боится рисковать и проигрывать, пробовать и ошибаться. Единственная, пожалуй, для него сложность заключается в том, что он не всегда может раскрыть, проявить и показать себя, когда это необходимо.  

Школа раскрывает  перед младшими школьниками основные черты русского национального самосознания, воспитывать у учащихся высокое чувство национального достоинства, без которого невозможно сформировать патриотическое сознание личности, любовь к Отечеству, России.

В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как локально-исторических форм общности людей. Каждая культура своими пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом-народом. Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценност ные ориентации, придающие смысл существованию человека. Становление и развитие качеств личности должно происходить на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции.

 Целью моей работы является формирование осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю. В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общест ва одной  из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, так как это основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

  Одной из приоритетных задач я считаю воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Патриот это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на ее благо, преумножает ее богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине.

Эффективным средством в системе военно-патриотического воспитания является игровая деятельность, которую я в последнее время активно использую  во время проведения спортивных праздников «Зарничка», «Казаки-разбойники». Военно-спортивная игра это ролевая игра с элементами «военизации», в которой используются некоторые термины и понятия, применяемые в военном деле, организационной структуре армии и флота, в некоторых родах войск. Игра выход в большую жизнь, осуществленные мечты, исполнение желаний. 

Одной из приоритетных форм работы по патриотическому воспитанию я провожу благотворительные акции: «Открытка ветерану», «Руки сердечное тепло» (тимуровская работа), «Цветы на граните»  (возложение цветов 9 мая). Выступления ветеранов Великой Отечественной войны и других войн на уроках Мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей производят на ребят сильные впечатления.

В нашей школе есть замечательный музей. Провожу экскурсии в школьный музей: «Наши земляки во время Великой Отечественной войны», «История села», «История наших земляков»,  «История нашей школы». Привитие любви к Родине, к земле, где родился и вырос, к природе, гордость за исторические свершения своего народа. Провожу  беседы: «Идеалы русского народа», «Русские богатыри», знакомить с символикой страны, республики. Ребята, сталкиваясь с истоками самобытности музея, внутренне распрямляются, наполняются гордостью, узнавая богатейшую историю и культурные традиции родного края. Все, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их села, родного края и государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки. Кроме того, на базе школьного музея провожу внеклассные мероприятия, встречи с интересными людьми, выставки, викторины, отчеты знатоков-краеведов.

Таким образом, музейная педагогика открывает широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к Родине. Она таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, так как не просто знакомит учащихся с теми или иными событиями, фактами, но и раскрывает славную историю родного края и всей страны через судьбы конкретных людей.

Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой.

Давно и хорошо известна взаимосвязь экологического и патриотического воспитания. Мощным средством воспитания будущего гражданина патриота является краеведение.

Краеведение это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. 

Целью моей работы по краеведению является формирование осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.

В ходе краеведческой деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Ребята ведут поисковую работу. Совместная деятельность помогает сплачивать коллектив, увлекая детей общим делом.

Краеведческая деятельность позволяет ребенку познакомиться со своим краем, познать патриотическое, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания. Краеведческую работу начинаю с первого класса изучением истории своей семьи, позже  провести мини-исследования о том, в честь кого названа улица, на которой они живут; следующим этапом является знакомство с достопримечательностями родного села и его окрестностями.

Все, что выкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями. 

Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога к делу воспитания молодежи.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников "Искусство городецкой росписи"

Вниманию практикующих педагогов предлагается авторская  рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности "Искусство городецкой росписи" для реализации  в общеобразовател...

Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"

В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...

Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников

Аннотация. В статье обосновывается эффективность музейных занятий, ис-пользуемых учителем начальных классов во внеурочной деятельности с целью ре-ализации общекультурного направления развития личности...

Педагогический проект: «Совершенствование духовно – нравственной культуры младших школьников в урочной и внеурочной деятельности «Дорога Добра».

Школа – важнейший период в жизни каждого человека, который во многом определяет  его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он формирует сист...

Выступление на городском семинаре «Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО».

Выступление на городском  семинаре «Формирование речевой культуры младшего школьникав урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО»....

Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО

Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО...