Развитие креативности мышления как одного из компонентов формирования функциональной грамотности
материал (1 класс)

Мезина Ирина

Развитие креативности мышления в рамках реализации внеурочной деятельности, а также в условиях реализации дополнительного образования является одним из важнейших компонентов формирования функциональной грамотности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kreativnoe_myshlenie.docx861.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие креативности мышления как одного из компонентов  формирования функциональной грамотности»

Автор: Мезина И.Ю., педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Школа Карандаша и Самоделкина».

МБУДО Центр «Созвездие» г. Балашова Саратовской области

На современном этапе развития педагогической науки  актуальным является  вопрос формирования функциональной грамотности у детей  школьного и   дошкольного возраста. На каждом возрастном этапе формирования функциональной грамотности будут решаться определенные цели и задачи, соответствующие возрасту.

Что представляет собой функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.  Смысл функциональной грамотности   состоит  в ее  метапредметности,  то есть в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Виды функциональной грамотности:

Математическая грамотность;

Читательская грамотность;

Финансовая грамотность;

Функциональная грамотность;

Глобальные компетенции;

Креативное мышление;

Естественнонаучная грамотность.

Остановимся более подробно на креативном мышлении как одного из видов функциональной грамотности.

Что представляет собой креативное мышление?

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Как диагностировать или изучить уровень развития  креативного мышления у детей?

Для определения  уровня творческой активности детей   используется  тест Вильямса  «Тест дивергентного (творческого) мышления» или методика «Дорисуй фигуру».

Целью данного теста является: комплексная диагностика креативности и оценка характеристик, связанных с творческим мышлением и личностно-индивидуальных креативных характеристик.

Использование  данного теста в деятельности педагога позволяет оценить уровень развития креативного мышления у ребенка начиная с шести лет.

Развитие креативности мышления  возможно с помощью выполнения творческих заданий.

В рамках творческого объединения «Школа Карандаша и Самоделкина» активно  используются нетрадиционные техники рисования, способствующие развитию креативного мышления.

Рисование восковой   свечой и акварелью

Суть техники заключается в нанесении воском  сюжетного рисунка , поверх которых кладется акварель. Участки с воском не закрашиваются, за счет чего создается эффект «свечения» рисунка.

 C:\Users\Ирина\Desktop\фото нетрадиционные техники рисовани\20221019_120632.jpg

Рисование чаем

Суть техники состоит в том, что вместо красок для рисования используется крепко заваренный чай.

C:\Users\Ирина\Desktop\Выступление изо\20221019_172458.jpg              C:\Users\Ирина\Desktop\Выступление изо\20221019_172511.jpg

Рисование манной крупой (манкография)

Суть данной техники состоит в том, что на картонную основу наносится рисунок, выполненный клеем ПВА. Затем изделие необходимо  засыпать  манной крупой. Как только манная крупа  прилеется к картонной основе лишнюю манную крупу можно смахнуть.

C:\Users\Ирина\Desktop\Выступление изо\20221016_204603.jpg

Овладение нетрадиционными техниками рисования   способствуют развитию  воображения, воспитывают усидчивость, старательность, самостоятельность. В процессе творческой работы ребенок  получает море позитивных эмоций, испытывает радость от своей деятельности.
   Таким образом, создание на занятиях  креативной среды позволяет формировать ключевые компетенции у обучающихся, создать в  группе  атмосферу сотрудничества. Дети приобретают надпредметные связи и опыт самообразования, культуру исследовательского труда и развивают собственные творческие умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

Статья "Математическая грамотность - как одна из составляющих функциональной грамотности"

Одна из составляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся: способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обос...

Технология формирования читательской грамотности у учащихся как одного из компонентов функциональной грамотности.

Представление опыта работы по использованию технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской....

Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком  являются  читатель...

Мнемотехника как средство формирования функциональной грамотности на уроках русского языка «Развитие креативного мышления»

Описан приём развития креативного мышления на уроках русского языка, метод графического изображения текста. Воспроизведение текста учащимися по созданным ими мнемотаблицам....