Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников
статья по чтению

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком  являются  читательская  грамотность

Осознанное чтение является гарантией успеха в любой предметной области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.

Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые знания для решения жизненных  задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком  являются  читательская  грамотность.

          «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А. Сухомлинский.  

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего)  становится обязательным условием успешности.

Когда дети переходят в среднее звено, резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но и анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение является гарантией успеха в любой предметной области.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной   школе. Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Поэтому   важнейшие задачами, стоящими перед педагогом становятся: заложить основы формирования  грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного.

Это достигается  целенаправленной работой педагога с первых дней обучения детей в школе.

На сегодняшний день выделены 4 уровня  читательской грамотности

 К сожалению, международные исследования показали, что большинство детей не умеют вычитывать информацию из текстов.

"Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело" К.Д.Ушинский. 

        Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются различные приемы работы  с текстами.

Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать слова (сплошные тексты: рассказ, стихотворение, повесть, письмо, статья в газете или журнале, в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога,  материалы различных сайтов)  и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков (несплошные тексты: схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты).

Рассмотрим некоторые приемы, используемые  на разных этапах работы с текстом:

I . Работа с текстом до чтения 

Перед чтением текста необходимо вызвать интерес к чтению. Личная заинтересованность делает процесс познания целенаправленным.  В этом помогут следующие приемы.

«Корзина идей, понятий» Это прием используется на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них знаний по данной теме. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме до прочтения текста и затем новое понятие включить в систему знаний.

Словарная работа. Использование толковых словарей и справочников.

Приём «Работа с вопросником»

Перед прочтением текста, дети получают задание

  Предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности  найденных ответов.

II . Работа с текстом во время чтения. 

Для осуществления осознанного чтения используются приемы, которые дают возможность воспринимать информацию активно.

    Приём «Работа с абзацами»

Приём учит читать абзацами, выделять основную мысль и передавать одним предложением. Работа осуществляется в парах или группах. Ребята меняются ролями и работают со следующим абзацем. В результате мы получаем план пересказа, краткое содержание, суть текста.

номер абзаца

о чем абзац (его суть)

ключевые понятия

с кем работал

Приём «Попеременное чтение»

Цель:  проверка понимания читаемого вслух текста. 1. Учащиеся по очереди читают текст по абзацам. Задача читающего – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Имеется только одна копия текста, который передается следующему чтецу. 2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

 Приём «Чтение про себя с пометками» 

Цель : мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает пометки на полях:

 + понял

 -  не понял

 ?  надо обсудить

 !! не согласен

?? не понятно, хотелось бы получить дополнительные сведения

Характер пометок определяется целями чтения.

III. Работа с текстом после чтения

  • Подтвердилось ли ваше предположение?
  • Прочитайте строчки, в которых  заключена  главная мысль
  • Кто из героев  вам больше понравился?
  • Какого героя характеризуют прилагательные-эпитеты?
  • Как вы думаете, кого осуждает автор?
  • Попробуйте доказать свою точку зрения

Приём «Уголки» 

Можно использовать на уроках литературы при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа  готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста.

Кластер «Гроздь» 

 «Грозди» — графический приём систематизации материала. Правила его применения очень просты. Выделяем центр - это тема, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Делается  совместный вывод.

Приём «Пирамида критика»

Даёт возможность детям составлять письменный отзыв на любое произведение. Пирамида является основой для создания связного текста. Вопросы – план текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей.

О чем произведение? (одно слово)

Какой у произведения характер? (два слова)

Место и время действия (три слова)

Главные события (четыре слова)

Главные герои, какие они? (пять слов)

Что вы чувствовали, когда произведение? (шесть слов)

О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)

Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов)

Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, которые требуют осмысления прочитанного, проблемные (толстые) вопросы.

Тонкие вопросы:        

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Толстые вопросы:

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание

Приём «Кубик вопросов и ответов».

Приём является универсальным и может быть использован любого предмета и на любом этапе урока. Главным в работе с текстом является осмысление информации. На каждой грани написан свой вопрос.

• почему;

• придумай;

• поделись;

• назови;

• предложи;

• объясни.

Вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них. Другой вариант – составить задание и выполнить его.

Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов вы зададите, тем лучше усвоите изучаемый материал.

Приём «Интеллект-карта»

Это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Она характеризуется тремя основными свойствами:

  • наглядность
  • привлекательность
  • запоминаемость

Советы по составлению интеллектуальных карт. В центре страницы  главная идея (образ). Для каждого ключевого момента проводятся ответвления, используя ручки разного цвета.

  • Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
  • Добавляются символы и иллюстрации.
  • Писать надо печатными буквами.
  • Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
  • Подчеркиваются слова и используются жирные буквы. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально

 (Слайд 19) Для контроля усвоения материала можно использовать текст с пропущенными данными.

Проводить работу с текстом на разных уроках помогает использование рабочих листов.

Предлагаю использовать аудио-записи  небольших по объёму литературных произведений.

Чтение с диктором обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

         Работа с иллюстрациями. Задание соотнести иллюстрацию с частью произведения.

Выполни задание по QR-коду -домашнее задание.

 Приемов, повышающих эффективность урока много. Эта работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически, эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога.  Используя их, мы можем сделать наши уроки  более интересными, разнообразными и продуктивными.

         Всем творческих успехов, коллеги!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"

Работа с текстом как основной способ формирования  читательской  грамотности учащихся начальных классов.Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – спос...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности младших школьников

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...

Семинар"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" - участие в конкурсе "Учитель 2022 года"

laquo;Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности» Цель: формирование у младших школьников читательских действий, таких как поиск информации,выделение нужной...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников

Данная статья описывает значимость работы с текстами в процессе обучения младших школьников. Работа с текстами не только способствует развитию навыков чтения и письма, но и имеет множество других поле...

«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников»

         Тема моего мастер класса «Работа с текстом как способ формирования  читательской грамотности младших школьников ».  Базовым навыком функц...

Работа с текстом в начальной школе как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности учащихся

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности. Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком являются читательская грамот...