"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"
статья

Пагма Саномбаловна Доржиева

Работа с текстом как основной способ формирования  читательской  грамотности учащихся начальных классов.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе.  В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается,  может без труда находить, и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, читать чертежи, схемы, графики. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач.

 

 

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_kak_osn._sposob_formirovaniya_chg.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом как основной способ формирования

читательской  грамотности учащихся начальных классов.

Доржиева П.С., учитель  начальных классов

МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсараева»

Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, к самым важным умениям школьников) читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе.  В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Может без труда находить, и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, читать чертежи, схемы, графики. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач.

Одним из основных направлений работы начальной школы является развитие речи младших школьников.  Основная задача работы по развитию речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи. Одним из таких средств является текст. Общим при этом является то, что при восприятии и передаче его содержания, а в последующем и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, прежде всего, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.

         Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать. 

В  начальной школе   ведется  систематическая работа с текстом.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

  • практическое отличие текста от набора предложений;
  • выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;
  • знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
  • составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

 2 класс - обучение детей работать с текстом:

  • смысловое чтение;
  • владение пересказом разного вида;
  • деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
  • выделение опорных слов (словосочетаний);
  • характеристика героев и их поступков;
  • подбор антонимов и синонимов к словам;
  • нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

 3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

  • самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
  • нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
  • выделение главной и второстепенной информации;
  • выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
  • прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
  • самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
  • сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

        Учитель, стремящийся научить детей работе с текстом, должен быть знаком с технологией формирования у детей типа правильной читательской деятельности. Данная технология представляет собой трёхступенчатый процесс целенаправленного осмысления (до чтения, в процессе чтения, после чтения) текста.

          1 этап - работа с текстом до чтения. Она направлена на развитие антиципации (предвосхищение содержания текста по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов, ряду творческих заданий). Читая фамилию автора, заглавие произведения, рассматривая рисунки, иллюстрации, дети высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Затем читают ключевые слова, которые учитель заранее вычленил из текста, вновь уточняют свои предположения о героях, теме, содержании.

В 1-2 классе ключевые слова может предлагать учитель,

а во 3-4 классах эту работу могут выполнять дети.

На уроке учитель начинает работу с текстом с того, что выясняет, какие предположения дети высказали до чтения, какие из них подтвердились, какие ключевые слова они выделили, какое настроение возникло при чтении. О чем думали? Что чувствовали?

          2 этап - работа с текстом во время чтения. Этот этап позволяет проверить предположения детей и через текст организовать «диалог с автором».

1. Дети самостоятельно (про себя) читают текст с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до чтения. После первичного прочтения, как правило, ставятся вопросы на выявление настроения, впечатлений от первого восприятия:

- Какое настроение возникло после прочтения произведения?  Какие чувства?

- Что понравилось? Что не понравилось?

-  О чем подумали? Чем хотели бы поделиться?    Это первый этап работы с текстом.

 2. Повторное чтение обязательно вслух по абзацам, микротемам с комментариями по ходу чтения. Учитель задаёт вопросы на понимание, возвращает к тексту, в котором подтверждаются те или иные наблюдения. По ходу чтения ведется словарная работа. В конкретном предложении (если текст позволяет) дети уясняют смысл слова или выражения или обращаются к словарю. Вопросы к тексту (учителя и учеников) – это вопросы к самому автору. Ответы на эти вопросы дети ищут в прочитанной части текста или в той части, которую надо только прочитать. Попутно они представляют картины, героев,  их поступки и внешний вид, дают характеристику, делятся ощущениями и переживаниями. В этом состоит суть процесса «вчитывания».

 3. Звучат уточняющие вопросы на понимание прочитанного эпизода, фрагмента. Ответом может стать заголовок к этой части текста, или важный вывод, наблюдение, народная мудрость.

 4. Аналогичная работа со следующим фрагментом текста. Учитель организует аналитическое чтение произведения. Идёт диалог с текстом. Выделение ключевых слов. Для такого чтения важным является понимание взаимосвязи событий, определение характерных черт героев и их поступков, чувств, авторского отношения к происходящему. Оценочные суждения подтверждаются словами из текста, личными наблюдениями.

          3 этап – работа с текстом после чтения. Проникновение в подтекст, уяснение скрытого смысла (чтение между строк), помогает определить ведущую идею произведения. На данном этапе возможны следующие виды работ:

1. Учитель формулирует основополагающий вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей и беседа. Свои ответы дети подтверждают словами из текста, обращаются к другим произведениям, аналогичным ситуациям в жизни.

2. Беседа о биографии писателя после прочтения произведения позволит глубже понять замысел автора, его мировоззрение, жизненные ценности и идеалы. Рассказ о личности писателя можно чередовать с сообщениями, которые дети готовят самостоятельно. Помимо сведений о жизни и творчестве автора произведения, ученики должны выразить свое отношение к писателю, рассказать, какое представление о нём сложилось.

Например, сочинить обращение к автору, где бы высказали свои чувства, отношение к произведению его автору.

3. Повторное обращение к заглавию и иллюстрациям. Разговор о заглавии произведения, его связи с темой и главной мыслью.

4. Выполнение творческих устных и письменных заданий.

В заключение хочется сказать, что использование на уроках систематической работы над текстом, способствует развитию речи обучающихся, формирует «читательскую грамотность школьников». Позволяет научить учащихся искать закономерности, рассуждать по аналогии, что, несомненно, повышает мотивацию к обучению, дети больше читают, учатся контролировать свои результаты, учатся сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других, аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог. Такие приёмы работы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность.

Педагогический эффект систематической работы с  текстами заключается в том, что она способствует не только формированию читательской грамотности, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.

Литература

1. Гусева Т.Н. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения [Текст] / Т.Н. Гусева // ИНТОЛИМП. – 2017. – № 2. – С. 34-37.

2. Исаева О.В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника [Текст] / О.В. Исаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 20. – С. 4056–4060.

3.  Колесова О.В. Приемы формирования читательской грамотности младших школьников [Текст] / О.В. Колесова. – Нижний Новгород : НГПУ, 2018. – 54 с.

4. Крылова О.В. Формирование читательской грамотности учащихся. Журнал «Школьные технологии» №3, 2016

5.  Лутошкина В.Н., Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Красноярск. – 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" - участие в конкурсе "Учитель 2022 года"

laquo;Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности» Цель: формирование у младших школьников читательских действий, таких как поиск информации,выделение нужной...

Мастер -класс по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"- конкурс "Учитель 2022 года"

Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»Цель:        представление опыта работы с текстом на уроках русского языка...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся (методическая разработка)

Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, ...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников

Данная статья описывает значимость работы с текстами в процессе обучения младших школьников. Работа с текстами не только способствует развитию навыков чтения и письма, но и имеет множество других поле...

Доклад на МО "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности у младших школьников. Знание и умение работать с текстами позволяет им не только успешно учиться, но и становиться акт...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся на уровне НОО"

Мастер класс знакомит с опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников на примере заданий при работе с несплошным текстом...