Доклад на МО "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"
материал

Силаева Светлана Владимировна

Работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности у младших школьников. Знание и умение работать с текстами позволяет им не только успешно учиться, но и становиться активными участниками информационного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с текстом17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности.

Работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности у младших школьников. Она помогает развить языковые навыки, критическое мышление и творческую мысль, а также способствует развитию коммуникативных и социальных навыков. Поэтому важно создать благоприятные условия для работы с текстами и стимулировать интерес к чтению у детей с самого раннего возраста.

     Через чтение разных текстов и обсуждение их содержания дети учатся воспринимать эмоции и чувства других людей, развивать эмпатию и умение встать на их место. Чтение и обсуждение текстов в группе позволяет детям выражать свои мысли, развивать социальные навыки и формировать уверенность в себе.

     С развитием технологий и доступом к разнообразным источникам информации, важность чтения и грамотности остается актуальной. Особенно важно сформировать у обучающихся интерес и умение работать с текстом. Работа с текстом - это не просто процесс объединения букв в слова, а целостный подход, способствующий развитию языковых навыков, когнитивных способностей и творческого мышления.

      У современного общества первостепенной задачей является формирование у

подрастающего поколения устойчивого интереса к чтению. Литературное чтение позволяет

развивать речевые навыки и таким образом совершенствовать функциональную грамотность.

Читательская грамотность является основным навыком функциональной грамотности. В

современном обществе обязательным условием для становления успешности личности необходимо уметь работать с информацией.

Прием «Лингвистическая сказка». Формирует умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста.

Приём «Чтение с остановками»

Суть данной стратегии заключается в том, чтобы побудить обучающихся размышлять. Чтение с остановками помогает правильно понять условие, составить краткую запись, у ученика рождается ответ на вопрос. При прочтении текста можно использовать цвета или подчеркивание.

Приём «Толстые» и «тонкие» вопросы»

Цель стратегии - формирование умения формулировать разноуровневые вопросы и соотносить понятия.

Алгоритм реализации стратегии:

Учащимся предлагается составить вопросы по теме, по тексту и т.д. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа, ставятся к фактуальной информации; «толстые» – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицу «толстых» и «тонких» вопросов. Ответ на «толстые» вопросы подразумевает, что: а) ответ может быть найден непосредственно в тексте,

б) что он может быть составлен из той информации, которая есть в тексте и которой в тексте нет,

в) можно дать ответ, отталкиваясь от своего понимания текста.

Приём «Уголки», при составлении характеристики героев, какого-либо произведения. Класс делю на две группы. Одна группа готовит доказательств положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, а другая группа отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный приём используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Создание викторины», после прочтения сказки П.П.Бажова «Серебряное копытце», учащиеся составили вопросы викторины, работая в паре:

1. Как звали деда?

2. Как звали девочку и кошку?

3. Кто был Серебряное копытце?

4. Куда собирался дед?

5. На какой ноге у козла было

серебряное копытце?

6. Сколько у козла было веток на рогах?

7. Что ест козёл?

Прием «Мозаика».

Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной

последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить

несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя

скрепляющие фразы, переходы.

Приём «Работа с вопросником», применяю при введении нового материала на этапе

самостоятельной работы с учебником. Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём ответы и вопросы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующий анализа и рассуждения. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивания лишних. Пример вопросника к тексту Б.С.Житкова «Как я ловил человечков», который был предложен учащимся для работы с последующим коллективным обсуждением.

1. Назови главных героев рассказа?

2. Почему Житков дал рассказу именно такое название? Придумай своё название.

3. Какой момент в рассказе ты считаешь самым напряжённым?

4.Какие чувства испытывал герой в этот момент? Найди в тексте подтверждение своим мыслям.

Прием «Все в твоих руках»

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Закрасьте фломастерами те пальчики, позиции которых соответствуют вашему внутреннему ощущению после проведенного мероприятия.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей

деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации.

БЕЗЫМЯННЫЙ – не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

     Одним из ключевых аспектов формирования грамотности является работа с различными текстами. Через чтение, письмо и обсуждение текстов дети учатся понимать содержание, анализировать, интерпретировать, аргументировать свои мысли и эмоции. Работа с текстами разных жанров позволяет расширить кругозор, обогатить словарный запас и развить фантазию. Читая различные тексты, дети знакомятся с приключениями, историями, научными фактами и многое другое, что способствует их личностному развитию.

     Важно также научить детей разбираться в структуре текста, как внешне, так и внутренне. Изучение заголовка, подзаголовков, абзацев, предложений и связей между ними помогает осознать организацию текста и упорядочить информацию, анализируя ее логически. Совместное чтение и обсуждение текстов помогает развить коммуникативные навыки и социальные компетенции, особенно у замкнутых детей. Обсуждая тексты, они учатся высказывать свое мнение, слушать и уважать точки зрения других, аргументировать свою позицию и строить диалог.

     Важно также включать в работу с текстом современные технологии, такие как электронные книги, учебные приложения и интерактивные ресурсы. Это поможет создать более привлекательную и интерактивную среду для работы с текстом. Использование современных технологий в работе с текстами также может быть полезным. Дети могут использовать электронные ресурсы, интерактивные книги и приложения для чтения, которые не только делают процесс обучения более интересным, но и развивают информационную грамотность. Работа с текстом должна быть интерактивной и разнообразной. Можно использовать методики чтения вслух, драматизации, ролевые игры и создание проектов на основе прочитанных текстов. Это поможет детям лучше усвоить информацию, разнообразить процесс обучения и развить их творческий потенциал.

     Важно также уделять внимание развитию критического мышления у обучающихся при работе с текстами. Нужно побуждать их задавать вопросы, высказывать сомнения, анализировать информацию и делать выводы. Это поможет им развить навыки критического мышления, столь необходимые в современном информационном обществе.

     Современный мир требует от нас не только умения читать и понимать тексты, но и умения адекватно реагировать на информацию и использовать ее в своих действиях. Работа с текстами помогает развить навыки критического мышления, анализа и применения полученной информации в практической деятельности.

     Работа с текстами может стать основой для развития творческого мышления. Чтение и анализ разных жанров текстов позволяет детям видеть разнообразие и креативность в использовании языка, расширять свою фантазию и развивать творческое мышление. Они могут создавать свои собственные истории, стихи, записки и рассказы, развивая свои литературные навыки и способности. Кроме того, работа с текстами способствует развитию познавательных навыков. При чтении текстов дети учатся искать и выбирать необходимую информацию, оценивать ее достоверность и использовать в своих задачах. Это развивает их умение находить и применять знания в повседневной жизни, а также формирует навыки исследования и систематизации информации.

      В заключение можно сделать вывод о том, что работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности у младших школьников. Знание и умение работать с текстами позволяет им не только успешно учиться, но и становиться активными участниками информационного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"

Работа с текстом как основной способ формирования  читательской  грамотности учащихся начальных классов.Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для...

Семинар"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" - участие в конкурсе "Учитель 2022 года"

laquo;Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности» Цель: формирование у младших школьников читательских действий, таких как поиск информации,выделение нужной...

Мастер -класс по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"- конкурс "Учитель 2022 года"

Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»Цель:        представление опыта работы с текстом на уроках русского языка...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся (методическая разработка)

Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, ...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников

Данная статья описывает значимость работы с текстами в процессе обучения младших школьников. Работа с текстами не только способствует развитию навыков чтения и письма, но и имеет множество других поле...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся на уровне НОО"

Мастер класс знакомит с опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников на примере заданий при работе с несплошным текстом...