Мастер -класс по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"- конкурс "Учитель 2022 года"
материал
Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»
Цель:
представление опыта работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи:
- познакомить с основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью;
- представить приёмы работы с текстом на уроках русского языка и применить их на практике;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.
Целевая аудитория: педагоги школы.
Время проведения – 25 минут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Мастер-класс
«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»
Учитель начальных классов Спичак Оксана Александровна
пгт Излучинск, 2022
Цель: представление опыта работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе. Задачи:
- познакомить с основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью;
- представить приёмы работы с текстом на уроках русского языка и применить их на практике;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.
Целевая аудитория: педагоги школы.
Время проведения – 25 минут
Оборудование: ПК, проектор, маршрутные листы Этапы мастер-класса:
- Организационный (1 мин.): вступительное слово мастера, постановка целей и задач мастер-класса.
- Теоретическая часть (5-7 мин.): основные понятия темы и приёмы работы. 3. Практическая часть (15 мин.): проведение «урока» с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.
- Рефлексия (2-3 мин.): обсуждение результатов совместной деятельности. План-конспект мастер-класса
1. Вступление (организационный этап)
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности», на котором мы рассмотрим приёмы работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе, способствующие развитию функциональной грамотности. (Коллеги сидят произвольно, создав пары – будущие рабочие группы.)
2. Теоретическая часть (сопровождается презентацией)
Слайд 2
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни.
Слайд 3
Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).
Слайд 4
Тексты можно разделить на сплошные (без изображений) и не сплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом).
Слайд 5
При работе с текстом проверяются следующие виды деятельности: поиск и извлечение информации, интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) текста, оценка формы и содержания текста и использование информации из текста. Слайд 6
3. Практическая часть. Перейдём от слов к делу.
Слайд 7
Перед Вами текст. Прочитайте его, пожалуйста.
Давно, более ста лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице немолодой тихий путешественник забыл в номере тросточку. Внимательный хозяин отнёс тросточку на почту. Он заранее привязал к ней записку. «Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену», – было написано в ней. И почта приняла посылку без адреса и вручила её возвратившемуся домой путнику. Оказывается, уже тогда люди со всего мира знали фамилию этого необыкновенного человека.
С раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий Оловянный солдатик, милая Дюймовочка и Гадкий утёнок. Нет, наверное, на свете такой страны, где бы дети и взрослые не знали героев сказок Андерсена. Его добрые и удивительные сказки привлекают множество читателей. В этих сказках есть всё, что должно жить в настоящем, хорошем человеке: уважение к мужеству, доброта и любовь к окружающим людям, слёзы и смех, горе и радость.
Сказки Андерсена знают и любят дети и взрослые. Ведь все взрослые были когда-то детьми. А сами произведения Андерсена написаны не только для детей. В его добрых сказках содержится много мудрых мыслей. Они доставляют людям радость всегда – до глубокой старости.
Слайд 8
Нам необходимо ответить на два простых вопроса:
- Какова тема этого текста?
- Какова главная мысль этого текста?
Но сначала, давайте проверим себя на знание текста. Слайд 9
1. Обратите внимание на имена собственные, использованные в данном тексте, и сгруппируйте их по общим признакам. Количество столбцов определите самостоятельно.
(группы обсуждают, записывают свои варианты, озвучивают)
? | ? | ? | ? |
|
|
|
|
Слайд 10
Проверяем выполнение задания. Сколько групп получилось?
Герои сказок | Автор сказок |
Оловянный солдатик Дюймовочка Гадкий утёнок | Ханс Кристиан Андерсен
|
Слайд 11
Где забыл тросточку немолодой тихий путешественник? (Давно, более ста лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице немолодой тихий путешественник забыл в номере тросточку).
Как вы понимаете значение слова «гостиница»? (Гостиница - это дом для временного проживания)
Слайд 12
Кто любит сказки Андерсена? (Сказки Андерсена знают и любят дети и взрослые).
Что содержится в добрых сказках Андерсена? (В его добрых сказках содержится много мудрых мыслей).
Замени слово «мудрый» близким по значению словом.(Мудрый - умный, разумный)
Слайд 13
Вернёмся к нашим первым выводам. Перечитайте текст снова.
- Какова тема этого текста? (Сказки Андерсена)
- Какова его главная мысль? (Сказки Андерсена любят дети и взрослые) (коллективное обсуждение)
Слайд 14
Теперь, когда мы знаем общую тему, определите, пожалуйста, микротему каждого абзаца.
1)
2)
3)
Что у вас получилось? (План)
- Возвращение тросточки.
- Сказки Андерсена.
- Взрослые тоже любят сказки Андерсена
Будьте добры, перескажите текст, опираясь на план.
Слайд 15
Оцените текст, ответив на вопрос:
«Чем привлекают читателей сказки Андерсена?» (Его добрые и удивительные сказки привлекают множество читателей. В этих сказках есть всё, что должно жить в настоящем, хорошем человеке: уважение к мужеству, доброта и любовь к окружающим людям, слёзы и смех, горе и радость.)
Слайд 16
Я предлагаю поразмышлять над проблемой:
«Почему сказки Андерсена любят взрослые?» (В его добрых сказках содержится много мудрых мыслей. Они доставляют людям радость всегда – до глубокой старости)
4. Рефлексия
Слайд 17
При работе с данным текстом мы проверили следующие умения: поиск и извлечение информации, интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) текста, оценка формы и содержания текста и использование информации из текста.
Поиск и извлечение информации | Нашли имена собственные, сгруппировали. |
Объяснили значение слова «гостиница» | |
Подобрали синонимы к слову «мудрый» | |
Интерпретация и интеграция текста | Определили тему и идею текста |
Составили план текста | |
Пересказали текст | |
Оценка текста | Ответили на вопрос: «Чем привлекают читателей сказок Андерсена?» |
Использование информации из текста | Поразмышляли над проблемой: «Почему сказки Андерсена любят взрослые?»
|
Слайд 18
Назовите особенности работы с текстом (Чтение текста, пересказ прочитанного текста, Создание монологического высказывания по заданной теме, участие в диалоге (умение отвечать полно).
Слайд 19
Для чего учащегося используют навыки чтения и письма в работе с текстом? (для получения необходимой информации; для сжатия информации, полученной из текста; для преобразования информации, полученной из текста, в другой текст)
Как показывает практика, учащиеся успешнее работают с заданиями, для выполнения которых нужно возвращаться к тексту. Как правило, эти ученики быстро читают, умеют делать выводы из прочитанного, возвращаются к тексту для самопроверки.
Сожмите руку в кулак. Ответьте на мои вопросы. При положительном ответе освобождайте один палец.
- Интересно ли было вам работать?
- Всё ли вам было понятно?
- Со всеми ли заданиями вы справились?
- Полезной ли была эта деятельность?
- Будете ли вы использовать такие приёмы работы с текстом на своих занятиях? 6. Спасибо за работу! (хлопаем в ладоши)
Слайд 20 Спасибо за внимание. Желаю участникам творческих успехов!
Приложение 1
Маршрутный лист
- Прочитайте текст.
Давно, более ста лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице немолодой тихий путешественник забыл в номере тросточку. Внимательный хозяин отнёс тросточку на почту. Он заранее привязал к ней записку. «Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену», – было написано в ней. И почта приняла посылку без адреса и вручила её возвратившемуся домой путнику. Оказывается, уже тогда люди со всего мира знали фамилию этого необыкновенного человека.
С раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий Оловянный солдатик, милая Дюймовочка и Гадкий утёнок. Нет, наверное, на свете такой страны, где бы дети и взрослые не знали героев сказок Андерсена. Его добрые и удивительные сказки привлекают множество читателей. В этих сказках есть всё, что должно жить в настоящем, хорошем человеке: уважение к мужеству, доброта и любовь к окружающим людям, слёзы и смех, горе и радость.
Сказки Андерсена знают и любят дети и взрослые. Ведь все взрослые были когда-то детьми. А сами произведения Андерсена написаны не только для детей. В его добрых сказках содержится много мудрых мыслей. Они доставляют людям радость всегда – до глубокой старости.
- Определите тему и идею этого текста.
Тема ___________________________________________________________ Идея (главная мысль)_______________________________________________
- Обратите внимание на имена собственные, использованные в данном тексте, и сгруппируйте их. Количество столбцов определите самостоятельно.
|
|
|
|
|
|
|
|
- Определите микротему каждого абзаца.
- ________________________________________________________
- ________________________________________________________
- ________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для...
Семинар"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" - участие в конкурсе "Учитель 2022 года"
laquo;Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности» Цель: формирование у младших школьников читательских действий, таких как поиск информации,выделение нужной...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся (методическая разработка)
Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, ...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников
Данная статья описывает значимость работы с текстами в процессе обучения младших школьников. Работа с текстами не только способствует развитию навыков чтения и письма, но и имеет множество других поле...
Доклад на МО "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"
Работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности у младших школьников. Знание и умение работать с текстами позволяет им не только успешно учиться, но и становиться акт...
Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся на уровне НОО"
Мастер класс знакомит с опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников на примере заданий при работе с несплошным текстом...