Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе
методическая разработка по математике (4 класс)

Зубарева Анна Вячеславовна

В материале представлен опыт работы по развитию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе на примере заданий для обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_prezentatsii.docx23.38 КБ
Файл fg_na_urokah_matematiki.pptx196.77 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 им. В.И. Лыткина»

г. Сыктывкар

Выступление по теме

 « Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе» (из опыта работы)

                                                                                                                      Автор:

                                Зубарева Анна Вячеславовна,

учитель начальных классов

Сыктывкар, 2025 г.

Введение.

Цель:  познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно- ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.

Задачи:

- способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие математической функциональной грамотности учащихся;

- содействовать профессиональному общению;

- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

         Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

         «Функциональная математическая грамотность»  – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

  1. Вступление.   (1-й слайд)                                                                                   

Здравствуйте уважаемые коллеги! Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими  задачами» и прочими мудреными словами.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. И поэтому, важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.

         Для младших школьником мир чисел – нечто совершенно новое и непонятное. И именно математическая грамотность дает им возможность понять, что знание математики нужны им здесь и сейчас для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Для детей младших классов важно найти современные и интересные новому поколению ситуации: расчет времени на скачивание игры, подбор тарифа на мобильную связь и т. д. Эти задания наглядно покажут применение математики в жизни.

Видов функциональной грамотности много. Я остановлюсь на одном из них. Но, чтобы вам было интересно не только слушать и смотреть, предлагаю прорешать те задачи, которые решают дети на уроках. (РАЗДАТКА НА СТОЛАХ).

2. Основная часть выступления.

Сегодня  хотела бы  более конкретно остановиться на примерах заданий на уроках математики, которые способствуют формированию и развитию функциональной грамотности  у детей начальной школы. (2-й слайд).

Компетентностные задачи по математике. Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью.

Задача № 1

Настя пришла в школьную столовую пообедать, у неё с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню:

Первые блюда

Свекольник

25 рублей

Суп куриный

32 рублей

Вторые блюда

Котлета куриная с макаронами

55 рублей

Овощное рагу

40 рублей

Плов

58 рублей

Напитки

Компот

12 рублей

Морс

15 рублей

Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который может купить Настя. В ответе укажите названия блюд и стоимость обеда.

Задача №2- 3-й слайд.

- У Софии есть домашний питомец – Британская кошка. Взрослая кошка должна есть сухой корм дважды в день. Иначе возможны проблемы с весом. В день взрослая кошка съедает 200г сухого корма. Сколько упаковок сухого корма нужно купить, чтобы его хватило на месяц, если известно, что в 1 упаковке 1 кг?

Усложняем задачу. В магазине выяснилось, что нет упаковок сухого корма по 1 кг, а в наличии упаковки по 2 кг. Рассчитайте сколько упаковок сухого корма по 2 кг нужно купить, чтобы кошка не была голодной.

Задачи учат детей производить перенос с одних объектов на другой на примере графов, таблиц.

Задача №3 – 4-й слайд.

Три реки  Дон,  Северский  Донец и Сал протекают в городах Семикаракоры,  Ростов, Каменск. Северский  Донец протекает не в Семикаракорах, а Дон   не в Каменске и не в Семикаракорах. Река  Ростова  имеет длину не 798 км. Та река, которая течет в  Каменске  длиной 1053км. Определите местонахождение и длину каждой реки.

 5-й слайд. 1 шаг: определяем местонахождение каждой реки.

Ростов

Каменск

Семикаракоры

Дон  

+

-

-

Северский Донец

+

-

Сал

+

2 шаг: определить длину каждой реки .

1870км

1053км

798км

Дон  

+

-

Северский Донец

+

Сал

+

6-й слайд – проверка.

3АДАЧИ № 4.ЗАЧЁРКИВАНИЕ, ПРЕВРАЩЕНИЕ, ОТГАДЫВАНИЕ ЧИСЕЛ

7-Й СЛАЙД.

 1.Угадайте число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7;

кроме того, оно нечётное и не делится на 3. (23)

 

  1. Отгадайте число от 1 до 58, если в его написание не входят цифры 1, 2 и 3;

кроме того, оно нечётное и не делится на 3, 5 и 7. (47)

ЗАДАЧА №5. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ – 8-Й СЛАЙД.

         Напишите такое трёхзначное число, чтобы первая цифра была по крайней мере на 2 больше, чем третья. Например: 311. Запишите его цифрами в  обратном порядке: 113. Из первого вычтите второе: получится 198. Это число снова напишите наоборот: 891. И два последних числа сложите. 891 + 198 = 1089.

Теперь возьмите каждый свое трехзначное число, соблюдая условия задания. Выполните все задания и скажите результат.

Важно заинтересовать учеников повседневными ситуациями и показать, что в них тоже содержатся задачи по математике. Практический опыт жизнедеятельности показывает, что математика применяется практически во всех областях человеческой деятельности.

3. Подведение итогов выступления.

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.

Давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит  сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.  

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ» - 9-й слайд.

10-й слайд. Хочу пожелать вам здоровья, счастья, успехов, активных, умных, хороших учеников!

Спасибо за внимание! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе» (из опыта работы) Автор : Зубарева Анна Вячеславовна, учитель начальных классов ВКК

Слайд 2

Компетентностные задачи по математике. Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью. Настя пришла в школьную столовую пообедать, у неё с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню: Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который может купить Настя. В ответе укажите названия блюд и стоимость обеда.

Слайд 3

- У Софии есть домашний питомец – Британская кошка. Взрослая кошка должна есть сухой корм дважды в день. Иначе возможны проблемы с весом. В день взрослая кошка съедает 200г сухого корма. Сколько упаковок сухого корма нужно купить, чтобы его хватило на месяц, если известно, что в 1 упаковке 1 кг? Усложняем задачу. В магазине выяснилось, что нет упаковок сухого корма по 1 кг, а в наличии упаковки по 2 кг. Рассчитайте сколько упаковок сухого корма по 2 кг нужно купить, чтобы кошка не была голодной.

Слайд 4

Задачи учат детей производить перенос с одних объектов на другой на примере граф и таблиц. Три реки Дон, Северский Донец и Сал протекают в городах Семикаракоры , Ростов, Каменск. Северский Донец протекает не в Семикаракорах , а Дон не в Каменске и не в Семикаракорах . Река Ростова имеет длину не 798 км. Та река, которая течет в Каменске длиной 1053км. Определите местонахождение и длину каждой реки .

Слайд 7

ЗАЧЁРКИВАНИЕ, ПРЕВРАЩЕНИЕ, ОТГАДЫВАНИЕ ЧИСЕЛ. 1.Угадайде число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7; кроме того, оно нечётное и не делится на 3. 2. Отгадайте число от 1 до 58, если в его написание не входят цифры 1, 2 и 3; кроме того, оно нечётное и не делится на 3, 5 и 7.

Слайд 8

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ Напишите такое трёхзначное число, чтобы первая цифра была по крайней мере на 2 больше, чем третья. Например: 311. Запишите его цифрами в обратном порядке: 113. Из первого вычти второе: получится 198. Это число снова напишите наоборот: 891. И два последних числа сложите. 891 + 198 = 1089.

Слайд 9

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"

Рассматриваются приёмы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, так как помогает на практике, а конкретно на уроках математики формировать у обучающихся актуальную сейчас функциональную грамотность....

Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Упражнения и задания для развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе....

«Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

laquo;Развитие функциональной грамотности  в начальной школе»...

Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...