Проектная работа программы повышения квалификации «Технология разработки контрольных измерительных материалов по математике. 5 класс». ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования» г.Челябинск. октябрь 2024г.
проект по математике
В проекте представлена технология реализации системно - деятельностного подхода в преподавании математики и разработаны контрольно-измерительные материалы для обучающихся 5 классов. Эти КИМы являются средством диагностики сформированности универсальных учебных действий учеников. См. Приложение (Проектный продукт)
В ходе работы по заданной теме используются следующие методы диагностики: соотнесение полученных результатов с поставленной целью; фиксирование количества данных правильных ответов и оценивание работы, выполнив прикидку результатов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт развития образования»
Тема
Проектная работа программы повышения квалификации
«Технология разработки контрольных измерительных материалов по математике. 5 класс»
Выполнила:
Терещенко С.С.
учитель математики
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
г.Магнитогорска
Проверил:
Войновская Ольга Олеговна
методист организационно-
методического отдела
ГБУ ДПО «Челябинский
институт развития
образования»
Челябинск, 2024
Введение
В настоящее время образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Современные формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности и контроль их освоения обучающимися.
Формы контроля должны еще в большей мере, чем раньше, стать своеобразным продолжением методик обучения, которые позволят обучающимся более четко понимать его достижения и недостатки, корректировать свою активность, а учителю, в свою очередь, – направлять деятельность обучающегося в нужное направление.
Таким образом, приоритетной задачей современной образовательной политики является повышение качества деятельности каждого из участников образовательного процесса - как педагога, так и обучающегося. Сегодня ведущими результатами образовательного процесса и деятельности обучающихся представлены ключевые компетенции, которые учитывают главные цели и компоненты содержания образования. Они позволяют обучающимся получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе, овладевать социальным опытом. От того, насколько самостоятельная, активная, личностно-ориентированная и продуктивная организуемая деятельность обучающихся, зависит и её результативность. Необходимым условием повышения качества деятельности учащихся являются её диагностика, контроль и коррекция.
1.Актуальность проекта
Актуальность выбранной темы проектной работы объясняется: востребованностью в решении проблемной ситуации «Учить учиться»; кардинальным преобразованием образовательной ситуации в настоящее время; интерактивной стратегией и открытостью характера преподавания; развитием лучших дидактико-методических образцов реализации предметной формы знания; реальной возможностью практической реализации проекта.
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта: разработка контрольно-измерительного материала с учетом требований ФГОС ООО – как средство диагностики сформированности универсальных учебных действий.
Задачи проекта:
1. Проанализировать противоречия современной образовательной системы.
2. Изучить содержание новейших технологий, направленных на формирование личности обучающегося, овладение им универсальных учебных действий.
3. Сделать выбор критериев для построения модели диагностической контрольной работы в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
4. Собрать рабочий материал для реализации проектной работы.
5. Сконструировать контрольно-диагностические работы по математике.
Целевая группа проекта:
Терещенко Светлана Сергеевна.
3. Проектное решение.
В проекте представлена технология реализации системно - деятельностного подхода в преподавании математики и разработаны контрольно-измерительные материалы для обучающихся 5 классов. Эти КИМы являются средством диагностики сформированности универсальных учебных действий учеников. См. Приложение (Проектный продукт)
В ходе работы по заданной теме используются следующие методы диагностики: соотнесение полученных результатов с поставленной целью; фиксирование количества данных правильных ответов и оценивание работы, выполнив прикидку результатов.
4. Механизмы реализации проекта
Сроки реализации проекта: 2014-2015 гг.
Программа проектных мероприятий включает в себя этапы:
- Разработка.
- Апробация.
- Реализация.
Необходимые ресурсы для реализации проекта:
– материально-технические: достаточное пространство для работы;
– кадровые: подготовленность к реализации требований ФГОС ОО; – информационные: наличие дополнительных источников информации (справочная литература, интернет-ресурс и т.д.);
– программно-методические: широкие возможности для творчества;
высокая степень мотивации.
5. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Совершенствование учебных действий.
2. Умение увидеть способы достижения планируемых ПРООП.
3. Умение контролировать и корректировать приемы достижения учебной цели.
4. Производить самооценку достигнутых результатов.
5. Предполагаемый продукт – контрольно-диагностический материал.
6. Основные показатели эффективности реализации проекта
Возможности контрольно-диагностических работ в оценке результатов обучения обучающихся
Динамика уровня обученности и развития обучающегося - является критерием оценки развития универсальных учебных действий школьников. Диагностика достижения планируемых результатов обучающимися проводится на каждом этапе освоения текущего материала.
Контрольно-диагностические работы позволяют оценить систему результатов обучения обучающихся, оканчивающие основную школу, для положительной аттестации ученика за курс основной школы.
Оценивать деятельность обучающихся следует только после совместно выработанных критериев оценки данной работы. Согласно этим критериям обучающиеся учатся самостоятельно оценивать свою работу.
Современные контрольно-измерительные материалы нацелены не только на проверку усвоения школьниками знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, но и на выявление метапредметных (универсальных) учебных действий.
Виды деятельности и возможности обучающихся при выполнении контрольных заданий
При выполнении контрольно-диагностических работ осуществляются:
- работа с текстом;
- работа с моделями, с конструкциями, таблицами и проч.;
- работа с алгоритмами;
- анализ и рассуждение;
- подведение итогов.
Обучающиеся имеют право на самостоятельный выбор заданий из предложенных учителем, имеют право на собственную оценку своих достижений, имеют право на ошибку и время для ее ликвидации (кто не работает, тот не совершает ошибки).
Обучающиеся должны:
- понимать смысл поставленных математических задач;
- использовать средства наглядности (рисунок, чертеж и проч.);
- контролировать процесс своей учебной деятельности;
- работать совместно в атмосфере сотрудничества;
- определять уровень усвоения изученного материала;
- оценивать результат учебного труда.
Обучающиеся на уроке диагностики:
- восстанавливают систему опорных знаний;
- синтезируют способы и приемы мыслительной деятельности и направляют их на решение практических задач;
- самооценка личности «Я-личность»
Оценивание контрольно-диагностических работ
Как? | Кто? |
|
|
|
|
На выполнение контрольно-диагностической работы дается 30 минут. В каждой работе 5 заданий разного уровня сложности. Каждый школьник отвечает на вопросы заданий. Если задание выполнено верно, то соответственно отмечаются все действия, сформированность которых проверяет это задание. Затем суммируются все плюсы по одному из универсальных учебных действий и определяется его доля относительно максимально возможного (деятельность учителя). При оценке результатов деятельности обучающихся критериями выступают планируемые результаты освоения основного общего образования, также оцениваются аналитические умения, логика рассуждения, умение обнаружить закономерности, догадка и т.д. По ключу (самооценка) обучающийся самостоятельно определяет успешность выполнения работы. Считается, что данное действие не освоено учеником, если результат составляет меньше 1/3 от максимального балла, результат от 1/3 до 2/3 соответствует низкому уровню сформированности действия, а результат, равный 2/3 от максимального балла или выше, соответствует норме.
Перечень универсальных учебных действий, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Математика» в 5 классе
В Личностном направлении:
- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли устной и письменной речи;
- понимать смысл поставленной задачи;
- уметь аргументировать, отличать гипотезу от факта;
- уметь контролировать процесс и результат математической деятельности.
В Регулятивном , Познавательном , Коммуникативном направлениях:
- уметь составлять план действий;
- вносить необходимые коррективы;
- выбирать эффективные способы решения;
- уметь пользоваться алгоритмом;
- обладать логикой мышления, интуиции;
- иметь навыки аккуратного и грамотного выполнения математических рассчетов;
- понимать смысл прочитанного;
- создавать модели и схемы;
- понимать и использовать математические средства наглядности;
10)принимать решения в условиях полной или недостаточной информации.
В Предметном направлении:
- владеть базовым понятийным аппаратом;
- выполнять арифметические задания;
- пользоваться изученными формулами;
- самостоятельно действовать в условиях неопределенности;
- работать с текстом;
- проводить классификацию;
- владеть знаково-символьным языком математики.
Заключение
Динамика уровня обученности, интеллектуального развития учащегося, уровня сформированности учебно-познавательных и исследовательских умений является критерием оценки развития универсальных учебных действий школьников.
Контрольно-диагностические работы позволяют оценить систему результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Оценивать деятельность обучающихся следует только после совместно выработанных критериев оценки данной работы. Согласно этим критериям учащиеся учатся самостоятельно оценивать свою работу. Результаты контрольно-диагностических работ фиксируются в диагностических картах учащихся. При этом учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения по сравнению с его предыдущими достижениями. Родители также должны знать о нормах оценивания в школе.
Диагностика достижения планируемых результатов учащимися проводится на каждом этапе освоения текущего материала. В формулировке планируемых результатов необходимо соблюдать единообразие и соответствие задачам: сколько задач, столько планируемых результатов должно быть. Современные контрольно-измерительные материалы отличаются от традиционных тем, что они нацелены не только на проверку усвоения школьниками знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, но и на выявление метапредметных (универсальных) учебных действий.
Литература
- Асмолов, А.Г. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010 – 159 с.
- Учебное проектирование: http://mioo.seminfo.ru
- Методические рекомендации к выполнению проектной работы: http://tulpar.kpfu.ru
- Нормативные акты федерального уровня по вопросам реализации ФГОС ОО.
- Оценка качества образовательных результатов: технология разработки контрольных измерительных материалов: методические рекомендации по разработке контрольных измерительных материалов (КИМ) для проведения региональных оценочных процедур для руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций / А.А. Барабас, М.Ю. Школьникова, Ю.Ю. Баранова, О.А. Черепанова, Я.А. Белогубец и др. – Челябинск: ГБУ ДПО РЦОКИО, 2017 – 65 с.]
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]: Сайт ФИПИ. Режим доступа: http://www.fipi.ru
Приложение
(проектный продукт)
Журнал диагностики планируемых результатов освоения образовательной программы по отдельным разделам математики в 5 классе
1). «Умножение и деление натуральных чисел» - ПРООП-1. Содержание материала: Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.
2). «Площади и объемы» - ПРООП-2.
Содержание материала: Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
3). «Инструменты для вычислений и измерений» - ПРООП-3. Содержание материала: Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.
№ | ПРООП | Контрольно-измерительные материалы | Я | УУД | Учитель |
ПРООП-1 | Предметные УУД: овладение навыками письменных вычислений, умение выполнять арифметические преобразования. Познавательные УУД: видеть различные способы решения задачи, умение применять дедуктивные и индуктивные способы рассуждений. Регулятивные УУД: умение прогнозировать результаты действий, планировать и осуществлять письменные вычисления в соответствии с нужным алгоритмом. Личностные УДД: умение выстраивать аргументацию, умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, креативность мышления. Предметные УУД:, иметь представление об основных понятиях (число, уравнения) как о моделях, позволяющих описывать реальные процессы и явления, овладение базовым понятийным аппаратом. Личностные УУД: умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. Регулятивные УУД: умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задачи. | 1.Выполнить умножение и деление. 815 * 31 = ? 15446 : 2 = ? 2. Найдите неизвестное число. Решить уравнение. 3. Найдите значение выражения. 86 + (1567 + 2405) : 12 = ? 4. Известно, что x + y = 12. Найдите сумму: y + (х + 23). 5. Скорость лодки в стоячей воде 15км/ч, скорость течения реки 1км/ч. Какое расстояние проплывет лодка против течения реки за 2ч? | Пред метные Позна вательные Регу лятив ные Лич ност ные Пред метные Лич ност ные Регулятивные | ||
ПРООП-2 ПРООП-3 | Предметные УУД: умение измерять длины отрезков, усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систему знаний о них на наглядном уровне для решения геометрических задач, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур. Познавательные УУД: умение выделять тип задачи и способ ее решения, принимать решение в условиях точной информации, умение находить необходимую информацию, представлять ее в понятной форме, умение понимать и использовать математические средства наглядности. Личностные УУД: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, рассуждений, решений, умение выстраивать аргументацию, инициатива, креативность мышления, активность, находчивость при решении математической задачи, умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи. Регулятивные УУД: умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения, умение понимать и использовать наглядные средства (рисунки, чертежи, схемы), иметь представление о средстве моделирования. Личностные УУД: умение точно, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контпримеры, умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. Предметные УУД: умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькуляторов, компьютера, овладение навыками письменных, инструментальных вычислений. | 1.Вычислите площадь поверхности куба со стороной 5 см. 2. Вычислите объем прямоугольного параллелепипеда с измерениями равными 5 дм, 11 дм, 8 дм по алгоритму. 3. Фея подарила золушке красивую шкатулку с измерениями 40 см, 15 см, 10 см. Шкатулка была перевязана лентой и украшена пышны бантом. Сколько метров ленты пошло на упаковку, если на бант потребовалось 1,5 м? 4. Вычислите периметр прямоугольника со сторонами 4 см и 3,5 см. 5. Кот Матроскин надоил от своей коровы 10л молока. У него есть емкость в форме прямоугольника с измерениями 15 см, 20 см,35 см. Поместится ли там надоенное молоко? 1л = 10 куб.дм 1. Вычисли а) 215,71 + 34,527 = б) 7549,25 - 6343,77= в) 15,78 * 3,05= г) 38,227 : 12,7= | Предмет ные Познавательные Лич ност ные Регу лятивные Лич ност ные Пред метные | ||
Познавательные УУД: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни, иметь первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов. Регулятивные УУД: умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задачи исследовательского характера, умение измерять углы, умение понимать и использовать терминологию, символику, записи для иллюстрации, умение самостоятельно выбирать алгоритм решения поставленной геометрической задачи. Личностные УУД: способность к эмоциональному восприятию математической задачи, представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости для развития цивилизации, умение понимать смысл поставленной задачи, умение ясно, грамотно излагать свои мысли в письменной форме, используя средства наглядности. Предметные УУД: овладение основными способами представления и анализа статистических данных, умение использовать функционально -графические представления (диаграммы), представления для описания и анализа реальных зависимостей. | 2. ................... 3. Измерьте углы и запишите их величины. 4. По данным таблицы постройте диаграмму. 5. Используя диаграмму, определите: какая страна по численности населения занимает пятое место ? | Позна вательные Регулятивные Лич ност ные Предмет ные |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы проекта Актуальность проекта объясняется : востребованностью в решении проблемной ситуации «Учить учиться»; кардинальным преобразованием образовательной ситуации в настоящее время; интерактивной стратегией и открытостью характера преподавания; развитием лучших дидактико-методических образцов реализации предметной формы знания; реальной возможностью практической реализации проекта. 2
Цель и задачи проекта. Целевая аудитория. Цель проекта: разработка контрольно-измерительного материала с учетом требований ФГОС ООО – как средство диагностики сформированности универсальных учебных действий. Задачи проекта : 1. Проанализировать противоречия современной образовательной системы. 2. Изучить содержание новейших технологий, направленных на формирование личности обучающегося, овладение им универсальных учебных действий. 3. Сделать выбор критериев для построения модели диагностической контрольной работы в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. 4. Собрать рабочий материал для реализации проектной работы. 5. Сконструировать контрольно-диагностические работы по математике. Целевая аудитория: проектный продукт могут использовать учителя математики среднего звена. 3
Проектное решение В проекте представлена: технология реализации системно - деятельностного подхода в преподавании математики и разработаны контрольно-измерительные материалы для обучающихся 5 классов. Эти КИМы являются средством диагностики сформированности универсальных учебных действий учеников . В ходе работы по заданной теме используются следующие методы диагностики : соотнесение полученных результатов с поставленной целью; фиксирование количества данных правильных ответов и оценивание работы, выполнив прикидку результатов. 4
Механизмы реализации проекта Сроки реализации проекта: 2014-2015 гг. Программа проектных мероприятий включает в себя этапы: - Разработка . - Апробация . - Реализация. Необходимые ресурсы для реализации проекта: – материально-технические: достаточное пространство для работы; – кадро вые : подготовленность к реализации требований ФГОС ОО; – информационные: наличие дополнительных источников информации (справочная литература, интернет - ресурс и т.д.); – программно-методические: широкие возможности для творчества; высокая степень мотивации. 5
Ожидаемые результаты реализации проекта В ходе проекта обучающие должны научиться: понимать смысл поставленных математических задач; использовать средства наглядности (рисунок, чертеж и проч.); контролировать процесс своей учебной деятельности; работать совместно в атмосфере сотрудничества; определять уровень усвоения изученного материала; оценивать результат учебного труда . В результате этой работы ожидаемые результаты проекта следующие: 1 . Совершенствование учебных действий. 2. Умение увидеть способы достижения планируемых ПРООП. 3. Умение контролировать и корректировать приемы достижения учебной цели. 4. Производить самооценку достигнутых результатов. 5. Предполагаемый продукт – контрольно-диагностический материал. 6
Основные показатели эффективности реализации проекта Оценивать деятельность обучающихся следует только после совместно выработанных критериев оценки данной работы. Согласно этим критериям обучающиеся учатся самостоятельно оценивать свою работу. Результаты контрольно-диагностических работ фиксируются в диагностических картах обучающихся. Диагностика достижения планируемых результатов обучающимися проводится на каждом этапе освоения текущего материала. В формулировке планируемых результатов необходимо соблюдать единообразие и соответствие задачам: сколько задач - столько планируемых результатов должно быть. При оценке результатов деятельности обучающихся критериями выступают планируемые результаты освоения основного общего образования, также оцениваются аналитические умения, логика рассуждения, умение обнаружить закономерности, догадка и т.д. По ключу (самооценка) обучающийся самостоятельно определяет успешность выполнения работы. Считается, что данное действие не освоено учеником, если результат составляет меньше 1/3 от максимального балла, результат от 1/3 до 2/3 соответствует низкому уровню сформированности действия, а результат, равный 2/3 от максимального балла или выше, соответствует норме. 7
Заключение Динамика уровня обученности и развития обучающегося - является критерием оценки развития универсальных учебных действий школьников . Диагностика достижения планируемых результатов обучающимися проводится на каждом этапе освоения текущего материала. Контрольно-диагностические работы позволяют оценить систему результатов обучения обучающихся, оканчивающие основную школу, для их положительной аттестации за курс основной школы. Оценивать деятельность обучающихся следует только после совместно выработанных критериев оценки данной работы. Согласно этим критериям обучающиеся учатся самостоятельно оценивать свою работу. Современные контрольно-измерительные материалы нацелены не только на проверку усвоения школьниками знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, но и на выявление метапредметных (универсальных) учебных действий . 8
Нормативно-правовые основы РМКДО в Челябинской области в 2024 году Федеральный уровень: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования РФ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022); Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028. Региональный уровень: Закон Челябинской области от 30.08.2013 г. № 515-ЗО «Об образовании в Челябинской области»; Постановление Правительства Челябинской области от 28.12.2017 г. № 732-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018 – 2025 годы »; Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.2022 г. № 01/1399 «Об утверждении Концепции (обновленной) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область)».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по математике для 3 класса по программе "Школа 2100"
КИМЫ по математике для 3 класса, "Школа 2100"....

Контрольно-измерительные материалы по математике для 3 класса по программе "Школа 2100"
КИМы по математике для 3 класса, "Школа 2100"....

Технология создания контрольно-измерительных материалов на основе компетентностной модели содержания образования в начальной школе
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования описаны в разделе «Требования к результатам». В тексте ФГОС НОО содержатся прямые указания и на такие ха...

контрольно-измерительные материалы по математике для 2 класса по окружающему миру . Все задания соответствуют программе общеобразовательных учреждений и требованиям ФГОС для начальной школы.
Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру для 2 класса к учебнику по программе " Школа России"(М.: Просвещение). Все задания соответствуют программе общеобразовательных уч...

контрольно-измерительные материалы по математике для 2 класса по окружающему миру . Все задания соответствуют программе общеобразовательных учреждений и требованиям ФГОС для начальной школы.
Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру для 2 класса к учебнику по программе " Школа России"(М.: Просвещение). Все задания соответствуют программе общеобразовательных уч...

контрольно-измерительные материалы по математике для 2 класса по окружающему миру . Все задания соответствуют программе общеобразовательных учреждений и требованиям ФГОС для начальной школы.
Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру для 2 класса к учебнику по программе " Школа России"(М.: Просвещение). Все задания соответствуют программе общеобразовательных уч...
Контрольно-измерительные материалы по математике:контрольная работа за 2 класс, входная контрольная работа в 3 классе.
Итоговая контрольная работа по математике за 2 класс. В контрольной работе проверяются: умение решать задачи в два действия (на уменьшение и на увеличение числа, и на нахождение целой части);уме...













