Технологическая карта урока математики "Задачи, обратной данной" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по математике (2 класс)

Чебан Дарья Александровна

Цель урока: формирование у обучающихся представления о задачах, обратной данной.

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с понятием «обратные

задачи»;

2. Раскрыть связи между задачами обратной данной.

3. Дать представление о том, как составить задачи,

обратные данной.

Предметные:

1. Уметь формулировать обратную задачу;

2.Уметь решать задачи.

Развивающие:

1. Развивать умение решать и составлять задачи, обратной данной;

2. Развивать вычислительные навыки.

Личностные:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;

2. Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей.

Воспитательные:

1. Прививать интерес к изучаемому предмету;

2. Воспитывать самостоятельность у обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата:24.09.2024

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95»

Класс: 2-6

Урок: 1

Время: 08:00-08:40     Кабинет: 204

Студент: Чебан Дарья Александровна

Группа: 43

Учитель: Маркина Елена Ивановна 

Методист: Иванова Наталья Викторовна

Тема урока «Задачи, обратной данной»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся представления о задачах, обратной данной.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с понятием «обратные

задачи»;

2. Раскрыть связи между задачами обратной данной.

3. Дать представление о том, как составить задачи,

обратные данной.

Предметные:

1. Уметь формулировать обратную задачу;

2.Уметь решать задачи.

Развивающие:

1. Развивать умение решать и составлять задачи, обратной данной;

2. Развивать вычислительные навыки.

Личностные:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;

2. Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей.

Воспитательные:

1. Прививать интерес к изучаемому предмету;

2. Воспитывать самостоятельность у обучающихся.

УМК: УМК ««Школа России», учебник Математика: 2 кл.: Учебник: в 2ч./ М.И.Моро. - М.: Просвещение, 2020.-Ч.1.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


 Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

С: беседа

Внешний контроль

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Александровна и сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте, чтобы на партах были учебник, тетрадь и пенал. Садитесь.

-   У вас хорошее настроение? Давайте прочтем на экране стихотворение:

Орешек знанья тверд,

Но все, же мы не привыкли отступать

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова

ХОТИМ ВСЕ ЗНАТЬ! (вместе повторяем)

- Ребята, пусть эти слова будут девизом нашего урока.

- Надеюсь, наш урок пройдет интересно и продуктивно.

Желаю вам хорошей работы!

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

Показывают свою эмоциональную готовность к уроку.

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

УУРД: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.

Учебная презентация

 

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

С: беседа

П: упражнение

Взаимоконтроль  

Организует и координирует работу обучающихся, по              определению темы и целей урока.

Проводит устный счёт.

-Откройте тетрадь и запишите число, сегодня у нас 24 сентября и не забудьте написать «Классная работа» Предлагаю начать, наш урок с устного счёта. Ваша задача, внимательно слушать, и записывать ответы в тетрадь. Готовы?

ПРИМЕРЫ:

-Запиши соседей числа 40.

-Сколько десятков и единиц в числе 37?

-Чему равно значение, если первое слагаемое 20, второе слагаемое 60?

-Какое число надо вычесть из 40, чтобы получить 10?

-Запиши соседей числа 70.

- Посмотрите на экран. Поднимите руки, у кого получились точно такие же ответы.

- Вы хорошо справились. Молодцы.

-Посмотрите на экран, прочитайте слова понятия, и попробуйте назвать общее слово, которое их объединяет:

- условие, вопрос, решение и ответ.

-Все верно, здесь представлены составные части задачи. Кто мне может сказать, а из чего состоит сам текст задачи?

-Верно. Что из этого является неизвестным, а что известным?

-Ребята, как вы думаете, зачем мы вспомнили про задачи?

-Действительно, сегодня на уроке, мы будем говорить о задачах.

- А чтобы узнать, о каких именно задачах мы будем говорить, вам надо в правильном порядке расставить буквы:

-Какое получилось слово?

-Верно, так как же называются, такие задачи?

 Выполняют задание.

Ответы детей.

39,41

3 десятка и 7 единиц.

80

30

69, 71

- Общее слово «Задача».

-Текст задачи состоит из «условия» и «вопроса».

-Условие-известное, а вопрос-неизвестное.

Ответы детей.

- Обратная.

-Обратные.

 УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД:

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Учебная презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи

(4 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

 Фронтальная

С: беседа

Н: демонстрация

Внешний контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводит работу над формулированием обучающимися темы и цели урока. Организует построение плана урока.

- Кто сможет предположить тему урока?

- Давайте попробуем поставить цель на наш урок. На слайде у вас есть опорное слово:

Научиться составлять…….

-Для того чтобы достичь поставленной цели мы должны с вами составить план урока. Он у нас есть, но немного перепутался, давайте попробуем расставить пункты плана в правильном порядке.

Формулируют тему и цель урока.

 

 - Тема урока: Обратные задачи.

- Цель урока: научиться составлять

обратные задачи.

Составляют план урока.

 

 

 

 

 УУПД:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

УУКД: формулировать цели и задачи деятельности на уроке.

Учебная презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Открытие" детьми нового знания  ( 8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

С: беседа

Н: демонстрация

Внешний контроль

Организует ознакомление с новым материалом.

-Итак, давайте же узнаем что такое, обратные задачи.

-Посмотрите на слайд, прочитайте задачу.

-Скажите пожалуйста, что нам известно? что неизвестно?

-Давайте составим, краткую запись.

-Замечательно, каким действием мы можем ее решить?

-Совершено верно. Давайте, запишем в тетрадь.

-Запишем ответ.

-Посмотрите на слайд, прочитайте следующую задачу.

-Что здесь нам известно? Что неизвестно?

-Составим краткую запись.

-Замечательно, каким действием, будем решать?

-Давайте запишем, решение.

-Отлично, запишем ответ.

-Посмотрите на ещё одну задачу.

3)На 10 р. Вера купила блокнот и карандаш. Карандаш стоил 4 р. 

Сколько стоил блокнот?

-Что здесь нам известно? Что неизвестно?

-Давайте составим краткую запись.

-Каким действием, мы можем ее решить?

-Давайте запишем решение.

-Отлично, запишем ответ.

-Мы с вами решили задачи, как вы думаете, это одни и те же задачи?

-Посмотрите на все краткие записи, что между ними общего? Что отличается?

-Верно, ребята.

-Давайте попробуем составить алгоритм

составления обратной задачи

- Если в первой задаче говорится про блокнот и карандаш, то про что будет говорится в обратных задачах?

-Значит, первый этап чтобы составить обратную задачу, будет: сохранить в задаче предметы, про которых говорилось в первой задаче.

 А что происходит с известным и неизвестным?

-Посмотрите на экран, здесь представлен алгоритм обратной задачи.

-Давайте на основе алгоритма, попробуем сформулировать, что такое обратные задачи.

-Замечательно.

-Какой пункт, плана мы с вами выполнили?

-Какой следующий пункт?

-Верно.

 1.Отвечают на поставленные

вопросы. Работают с учебником.

- Известно: блокнот 6р., карандаш 4р. Неизвестно: сколько стоят вместе.

-Сложением.

6+4=10(р)-стоили блокнот и карандаш вместе.

Ответ:10 рублей.

-Известно: блокнот 6р., всего 10р.

Неизвестно: стоимость карандаша

-Вычитанием.

10-6=4(р)-стоил карандаш.

Ответ:4 рубля.

-Известно: карандаш 4р., всего 10р. Неизвестно: стоимость блокнота.

-Вычитанием.

10-4=6(р)-стоил блокнот.

Ответ:6 рублей.

-Это разные задачи.

-Общее в этих задача: предметы и числа. Разное: вопросы, действия при решении.

-Будет также говориться про блокнот и карандаш

- Известное и неизвестное меняются местами.

-Обратные задачи – это задачи, в которых говорится об одних и тех же предметах, но известное и

неизвестное меняется местами.

-Составили алгоритм, составления обратных задач.

-Повторить, что такое задача.

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

УУПД:

выявление причинно- следственных связей.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы.

Учебная презентация

Динамическая пауза

(1 мин)

 

 

Организует динамическую паузу (видеофрагмент).

 

Выполняют упражнения динамической паузы.

 

 

 

Первичное закрепление

(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

С: беседа

Н: демонстрация

Внешний контроль

 

 

Организует работу на закрепление знаний.

- Давайте повторим, что такое «Обратные задачи»?

- Кто может повторить алгоритм составления обратных задач?

-Отлично, ребята.

-Открываем учебник на странице 26, и смотрим на задание№2.

- Прочитайте задачу. Что вам надо сделать?

-Верно, скажите пожалуйста, что нам известно? Что неизвестно?

-Давайте составим, краткую запись.

-Каким действием, будем решать?

-Верно, давайте запишем решение.

-Замечательно, давайте запишем ответ.

-Отлично, скажите мне, что мы с вами сделали?

-Верно, но нам нужно составить две обратные задачи.

-Посмотрите на экран, здесь представлена краткая запись задачи. -Вам в парах, нужно сформулировать текст на основе этой краткой записи.

-Кто мне может напомнить, правила работы в паре?

-Замечательно, можете преступать.

-Ваше время вышло, кто мне может сказать, что у вас получилось.

-Замечательно, у вас хорошо получилось.

-Давайте, посмотрим на краткую запись и подумаем, каким действием мы можем решить?

-Совершено верно. Кто сможет, записать решение, у доски?

-Запишем ответ.

-Здорово.

-Какой пункт плана, мы выполнили?

-Что дальше?

-Совершенно верно!

 

- Обратные задачи – это задачи, в

которых говорится об одних и тех

же предметах, но известное и

неизвестное меняется местами.

- 1) Сохранить в задаче предметы,

про которых говорилось в первой

задаче.

2) Поменять известное с неизвестным местами

Читают задачу.

- Нам надо решить задачу составить две обратные задачи и

также их решить.

-Известно: поймал 4 окуня и 3 леща.

Неизвестно: сколько всего?

-Сложением.

-4+3=7 (рыб) - всего поймал Володя.

Ответ: 7 рыб

Ответы детей.

Володя поймал 7 рыб. Из них 4 окуня, а остальные - лещи.

Сколько лещей поймал Володя?

-Вычитанием.

-7-4=3 (леща)- поймал Володя.

Ответ: 3 леща

-Повторили, что такое задача.

-Проверим полученные знания.

УУПД:

Представлять

текстовую задачу,

её решение в виде

краткой записи

УУКД:

Самостоятельно

составлять тексты

заданий,

аналогичные

типовым

изученным

Учебная презентация

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

С: беседа

Н: работа с книгой

Внешний контроль

Организует самостоятельную работу. 

-Посмотрите, на задание под номером №2. И скажите, что нам осталось сделать?

-Теперь, вам предстоит самостоятельно, составить еще одну задачу, составить краткую запись, записать решение и ответ. А потом мы проверим, что у вас получилось.

-Не забываем, про алгоритм.

-Можете приступать.

-Ваше время вышло, давайте проверять.

Выполняют самостоятельную работу.

 

-Составить, еще одну задачу.

Обратная задача 2:

Володя поймал 7 рыб. Из них 3

леща, а остальные – окуни.

Сколько окуней поймал Володя?

7-3=4 (окуня) – поймал Володя.

Ответ: 4 окуня

 

 

 

 КУУД: оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников.

 

РУУД: корректировать свои учебные действия.

ПУУД: выполнять задания в соответствии с заданными установками.

ПУУД:

Ориентироваться в своей системе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение в систему знаний, повторение (6 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

С: беседа

Н: демонстрация

Внешний контроль

Организует деятельность обучающихся.

- Открываем учебник на страницы 26, выполним №4

Что нам надо сделать?

-Хорошо, а что значит «троеточие» в конце каждого столбика примеров?

-Верно, посмотрите на первый столбик, и на первый компонент действий. Смотрите сначала, число 13, затем 14, 15. Значит какое следующее?

-Верно, посмотрите на 3 столбик. Что происходит с числами?

-Верно, тогда какое следующие число?

-Замечательно.

- Значение этих выражений мы будем находить

следующем способом:

1 ряд находят выражения 1 столбика

2 ряд находят выражения 2 столбика

3 ряд находит выражения 3 столбика

- Кто хочет выйти и решить у доски? От каждого ряда 1 представитель.

-Замечательно.

- Теперь выполним задание №3.

- Прочитайте задание, что необходимо сделать?

-Давайте вспомним, сколько в 1см, мм?

-Тогда в 5 см, сколько мм?

-Верно, в 5см, 50мм.

-Начертим отрезок, длиной 5 см.

-Отлично, второй отрезок нужно начертить на 10 мм короче, что мы должны сделать?

-Верно, запишем.

-У нас получилось 40 мм, сколько это в сантиметрах?

-Замечательно, давайте начертим.

-Мы узнали, чему равна длина второго отрезка, запишем ответ.

-Отлично, какой пункт плана мы с вами выполнили?

-Совершенно верно.

1.Выполняют предложенные

задания.

 

-Нам надо найти значение

выражений

- Это значит, что нам надо

дописать ещё один пример, по

тому же принципу, что и другие

примеры в этом столбике.

-16.

-Они убывают.

-60.

-Нам надо начертить 2 отрезка:

1 отрезок должен быть 5см, а

другой на 10 мм короче. И записать его длину в мм.

1см-10мм

5 см=50мм

-Вычесть.

50мм-10мм=40мм

40мм=4 см

Ответ:4см.

-Проверили полученные знания.

УУПД:

Применять

базовые

логические

универсальные

действия:

сравнение, анализ

УУРД:

планировать

этапы

предстоящей

работы,

определять

последовательность учебных

действий

УУКД:

Ориентироваться

в алгоритмах:

составлять по

аналогии

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

С: беседа

Н: демонстрация

Внешний контроль

 

Организует анализ деятельности обучающихся.

-Ребята, наш урок подходит к концу и нам пора подводить итоги.

-Какая была тема урока?

-Какую цель мы перед собой ставили?

-Достигли ли мы поставленных целей?

-Все ли пункты плана мы выполнили?

-Что вызвало затруднения у вас на уроке?

2. Организует эмоциональную рефлексию.

-Обратите внимание на экран, выберите зеленый смайлик, если вы сегодня активно работали на уроке и у вас все получилось. Желтый смайлик, если у вас были ошибки, но вы старались. Красный смайлик, если вы ничего не поняли за урок.

- Поднимите руку, кто выбрал зеленый/желтый/красный смайлик. Почему?

-Замечательно, наш урок подошел к концу, до новых встреч!

Проводят анализ деятельности.

 - Тема урока была «Обратные задачи».

- Цель урока: узнать, что такое

обратные задачи

Ответы детей

РУУД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;

устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку.

 

 

Учебная презентация

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что мы знаем о народах России? Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе. УМК «Школа России»

Технологическая карта урока с использованием заданий образовательной платформы Учи.ру...

Технологическая карта урока информатики «Обратные действия. Текстовый редактор WordPadсоздание текста, клавиатура(цифры, знаки)» (УМК Горячев А.В.)(2 класс)

Цель урока: формирование понятия «обратные действия», создание условий для работы в текстовом редакторе с помощью клавиатуры, с использованием цифр и знаков.Задачи урокаДидактические:Изучи...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся знаний о некоторых городах России, их культуре и достопримечательностях.Задачи урокаДидактические:сформировать знания о городах России;сформировать знания о достопр...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...

Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о государственных границах России на карте, умения читать карту;расширение знаний о государственной символике.З...