Технологическая карта урока математики "Нахождение неизвестного делимого" (УМК "Перспектива", 3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Лежнева Ульяна Григорьевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Ознакомление обучающихся с алгоритмом нахождения неизвестного делимого.

Задачи урока:

Дидактические:

1. Ознакомить обучающихся со способом нахождения неизвестного делимого;

2. Первично закрепить знания обучающихся о способе нахождения неизвестного делимого путём решения примеров и задач. 

Развивающие:

1.Отработать с обучающимися умение находить неизвестное делимое;

2. Развивать у обучающихся логическое мышление. 

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность в определении и применении более подходящего способа действия.

2. Совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Научиться применять алгоритм нахождения неизвестного делимого;

2. Решать текстовые задачи.

Личностные:

1. Применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям.

2. Оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

        

Дата: 23.01.2024 г.

Школа: МАОУ «АЛ 95 г. Челябинска» (ул. Молдавская, 23Б)

Класс: 3-8

Урок: 3

Время: 9:50-10:30   Кабинет: 206

Студент: Лежнева Ульяна Григорьевна

Группа: 33

Учитель: Соколова Оксана Николаевна

Методист: Иванова Наталья Викторовна

Тема урока: «Нахождение неизвестного делимого»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Ознакомление обучающихся с алгоритмом нахождения неизвестного делимого.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Ознакомить обучающихся со способом нахождения неизвестного делимого;

2. Первично закрепить знания обучающихся о способе нахождения неизвестного делимого путём решения примеров и задач.

Предметные:

1.Научиться применять алгоритм нахождения неизвестного делимого;

2. Решать текстовые задачи.

Развивающие:

1.Отработать с обучающимися умение находить неизвестное делимое;

2. Развивать у обучающихся логическое мышление.

Личностные:

1. Применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям.

2. Оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность в определении и применении более подходящего способа действия.

2. Совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

УМК: «Перспектива», Дорофеев Г.В., Миракова Т.В., 3 класс, учебник.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Прием: эмоциональный настрой

Ф

Словесный: беседа

Проверяет готовность обучающихся. Приветствует обучающихся. Создает эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ульяна Григорьевна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Можете садиться.

Читает стихотворение на экране.

Урок математики, друзья, начинать уже пора.

Давайте же покажем внимание, смекалку, разум.

Пусть каждый знания свои покажет.

Здороваются, настраиваются на урок.

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Слайд №1: стих

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 минут)

Готовность мышления  и осознание потреби к построению нового способа действий

Ф, И

Наглядный: презентация

Практический: работа у доски

Словесный: беседа

Повторение пройденного материала.

- Прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, давайте с вами немного разомнёмся. На экране вы видите математическую цепочку. над каждой ниточкой написано действие, которое вам необходимо выполнить, а в окошки нужно вписывать результаты, которые получаются.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/29/s_59cd657b746de/697653_7.png

Отвечают на вопросы учителя.

1) 54:6=9+12=21*2=63:7=9

2) 30+20=50*2=100:20=5

5+19=24

3) 18*3=54:9=6+38=44:4=11

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Слайд №2-4: математические цепочки

- А кто может назвать компоненты деления?

- Умножения?

- Делимое, делитель, частное.

-  Множитель, множитель, произведение.

Слайд №5-6: компоненты умножения и деления

Постановка учебной задачи

(2-3 минуты)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Создание ситуации для определения темы урока.

- Давайте взглянем на равенство на экране. Какое это действие? Какого компонента в нём не хватает?  (():6=125)

- Вы верно ответили. А знаете ли вы как мы можем найти делимое?

- Тогда предлагаю узнать, и вы удивитесь, насколько это полезно знать!

- Давайте сформулируем тему нашего урока.

- Верно. А теперь нам нужно поставить цель на наш урок. Как вы думаете, какая она?

- Да, верно. А чтобы выполнить нашу цель, нужно составить план на сегодняшний урок. У вас на экране даны начала фраз, а вам нужно их закончить.

Узнать, как…

Научиться…

Выполнить…

Отвечают на вопросы учителя.

- Это деление. Не хватает делимого.

- Нет.

- Нахождение неизвестного делимого.

- Научиться находить неизвестное делимое.

- Узнать, как найти неизвестное делимое, Научиться использовать способ нахождения делимого,

Выполнить самостоятельную работу.

ПУУД: с помощью учителя формулировать тему и цель урока.

Слайд №7: равенство

Слайд №8: тема

Слайд №9: цель

Слайд№10: план (не законченный)

Слайд№11: план

(закончен

ный)

Изучение алгоритма вычисления.

- Давайте посмотрим на изображение на экране. Что здесь изображено?

- Верно. А теперь внимательно послушайте задачу. Торт разрезан на 6 равных частей. Масса одной части 125 грамм. Какова масса

Отвечают на вопросы учителя.

- Торт, разрезанный на 6 частей.

КУУД: воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению оценивания заданий, оценивать их.

Слайд№12: торт

«Открытие» нового знания

(10-12 мин)

Создание условий для формирования у обучающихся представлений о словах и на английском перечислять слова

Ф, П

Наглядный: презентация

Словесный: объяснение

Словесный: беседа

торта?

- Сейчас вновь посмотрите на экран. Что означает это равенство?

() : 6 = 125

- Верно. А то число, которое неизвестно, что обозначает?

- Верно. Тогда как нам ответить на вопрос задачи? Для помощи у вас есть равенство на экране.

- Да, вы правильно ответили. А сейчас представим нашу задачу в виде уравнения Х:6=125. Как мы будем его решать?

- Верно, а сейчас, давайте сформулируем правило:

Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

- Сейчас все прочитайте правило про себя.

- Теперь прочитайте вслух.

- А сейчас расскажите правило своему соседу по парте.

- Давайте посмотрим на наш план. Какой пункт мы только что выполнили?

- Какой пункт у нас следующий?

- Верно, теперь мы научимся использовать способ нахождения неизвестного делителя.

- Оно показывает, что торт разрезали на 6 кусков массой по 125 грамм каждый.

- Массу целого торта.

- Нужно 125 * 6, получится 750 грамм.

- Нам нужно найти Х, в равенстве он является делимым. Чтобы найти Х, нужно: Х=125(частное)*6(делитель)

Читают правило.

Читают вслух.

Рассказывают правило.

- Мы выполнили первый пункт.

- Научиться использовать способ нахождения неизвестного делимого.

Слайд №13: равенство

Слайд №14: пустое равенство

Слайд№15: уравнение

Слайд№16: правило+процесс решения уравнения

Слайд №17: черный экран

Слайд№18: план (1 пункт зачеркнут)

- Сейчас мы будем работать в тетрадях, поэтому откройте их и запишите сегодняшнее число, нижу «Классная работа».

 - После откройте учебник на

Ведут записи в тетради.

Слайд №19: черный экран

Первичное закрепление (5 мин)

Усвоение нового способа действия

Ф, И

Наглядный: презентация

Словесный: беседа

Словесный: работа с книгой

странице 52. Обратите внимание на упражнение 142. Прочитайте задание.

- Давайте подумаем, какой компонент принадлежит первому столбику? Второму? Третьему?

- Верно. Так какой компонент у нас отсутствует?

- Верно, это делимое. Как мы можем найти неизвестное делимое?

- Верно. Давайте с вами устно поработаем над этим заданием.

Ответы:

54

72

96

- Вы отлично справились с заданием, поэтому мы идём дальше. Обратите снимание на упражнение 143.

- Прочитайте задачу под буквой а.

- О чём говориться в условии задачи?

- О чём спрашивается в задаче?

- Как мы будем решать задачу? Почему?

- Сейчас один из вас выйдет к доске, в это время все остальные слушают объяснение и записывают у себя в тетради решение.

- Делимое, делитель, частное.

- Делимое.

- Умножить частное на делимое.

- В задаче говорится о том, что в 6 пакетов положили по 130 граммов орехов.

- Сколько было орехов.

- Будем решать задачу умножением, так как нам нужно найти делимое. А чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель.

УУРД: находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

ПУУД: анализировать и создавать текстовую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

Слайд№20: линовка в клетку (для решения задачи)

 - Отлично, а теперь так же поработаем с задачей под буквой б.

- О чём говориться в условии задачи?

- О чём спрашивается в задаче?

- Как мы будем решать задачу? Почему?

- Сейчас так же один человек выходит для решения задачи у доски, остальные работают в тетрадях.

- Вы отлично справились с заданием! Так как же мы находим неизвестное делимое?

- Да! А теперь посмотрите на упражнение 144. Там нам даны уравнения. Решите, пожалуйста, уравнения под буквами А) и Б) у себя в тетради. Какое правило вы будете использовать для их решения?

На это у вас есть 2 минуты.

- Давайте сами себя проверим. На экране даны ответы.

- Вы отлично справились! Чем являлось неизвестное в этих уравнениях? Как вы его находили?

- О том, что 25 ученикам задали по 3 тетради каждому.

- Сколько было тетрадей.

- Будем решать задачу умножением, так как нам нужно найти делимое. А чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель

- Чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель.  

- Правило нахождения делимого (частное умножить на делитель)

А) Х:3=15

Х=15*3=45

Х=45

Б) Х:7=14

Х=14*7

Х=98

Слайд№21: черный экран

Слайд№22: эталон (уравнения)

Динамическая пауза

(1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5-7 мин)

Итериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Практический:

Самостоятельная работа

Наглядный: презентация

Словесный: объяснение

Самоконтроль

Проводит самостоятельную работу с самопроверкой по эталону.

- Давайте снова вернёмся к нашему плану. Какой пункт мы с вами выполнили?

- Какой пункт следующий?

- Верно. Сейчас вы будете продолжать работать в тетрадях. Обратите внимание на задание 146.

- Каким образом вы будете подбирать неизвестное число?

- Что неизвестно?

- Как вы его найдёте?

- Сейчас первый вариант решают первый столбик, второй вариант – второй столбик. На выполнение задания у вас будет 5 минут. Время пошло.

- Теперь посмотрите на экран, на нём вы увидите ответы на каждый пример. Проверьте себя, правильно ли вы выполнили это задание.

- Если у вас нет ни одной ошибки, то вы замечательно справились с заданием, можете поставить себе пятёрку. Если же вы допустили 1 или 2 ошибки, то поставьте себе «4». Если у вас 3 или больше ошибок, поставьте себе «3».

Отвечают на вопросы учителя.

- Мы выполнили второй пункт.

- Выполнить самостоятельную работу.

- Частное в левой части должно быть равно частному в правой части.

- Неизвестно делимое в правой части.

- Найти частное в левой части и умножить на делитель в левой части.

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют самопроверку по эталону.

Оценивают свою работу.

ПУУД: применять полученные знания в измененных условиях.

РУУД: выполнять под руководством педагога учебные действия в практической и мыслительной форме..

Слайд№23: план -2 пункта

Слайд №24: черный экран

Слайд №25: эталон (СР)

Включение в систему знаний, повторение (5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного материала

Ф, Г

Словесный: объяснение

Проводит включение в систему знаний.

- Сейчас я попрошу вас объединиться в группы по 4 человека. И давайте вспомним правила работы в группе.

- И сейчас давайте посмотрим на слайд.

Маша задумала число, разделила его на 10 и получила 10. Какое число задумала Маша?

- Какая группа первая решит задачу?

- Отлично, а теперь, задание на каждую группу. По образцу составьте задачу с вашими числами и условием, и эта задача должна решаться правилом нахождения неизвестного делимого. Можете приступать к работе, у вас на это будет 1 минута.

- Группа, которая закончила, сейчас выбирает одного представителя, и этот человек выйдет к доске, прочитает составленную задачу, а другие группы должны её решить.  

- Не перебивать, слушать мнения друг друга.

- Ответ: Маша задумала число 100.

Составляют свои задачи.

Выходят к доске и рассказывают свои задачи.  

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

Слайд №26: задача

Слайд №27: шаблон задачи

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Организует подведение итогов урока.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- А все ли пункты плана выполнены?

- Как вы думаете, где можно будет в жизни применять умение находить неизвестное делимое?

- А теперь поднимите большой палец вверх, если у вас всё сегодня получилось. Сделайте большой палец посередине, если у вас были трудности с какими-то заданиям. И опустите большой палец вниз, если у вас совсем ничего не получилось.

- Спасибо вам большое за урок, до свидания!

Оценивают эффективность деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

- Закрепить знания об умножении трёхзначного числа на однозначное с помощью столбика.

- Да, достигли.

- Все.

- При необходимости быстро посчитать количество каких-нибудь предметов.

РУУД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Слайд№28: цель урока

Слайд№29: план –все пункты

Слайд№30: черный экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме "Поэзия Есенина" с презентацией к уроку

ФГОС.       Разработка обобщающего урока по поэзии С.Есенина . Презентация к уроку в соответствии с планом урока....

Технологическая карта урока по английскому языку 2 класс по теме "Спорт и спортивные игры" по УМК М.З.Биболетовой. Самоанализ урока.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.Так как в нашей стране идёт активная подготовка к олимпиаде в Сочи, весь урок направлен на это событие. В...

Технологическая карта урока.Учебный предмет: физическая культура. Класс: 2 класс

Тема урока:. Игра как средство повышения двигательной активности учащихсяТип урока: Комплексный...

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе. План урока английского языка в 4 классе по учебнику Комаровой Ю.А, Ларионовой И.В.

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе. УМК :Английский язык. Brilliant. Авторы: Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Перрет Ж., соответствующий ФГОСПлан урока английского языка в 4 клас...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....