Технологическая карта урока математики "Дециметр" (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по математике (1 класс)

Лавыгина Надежда Сергеевна

Тип урока: "Открытие" нового знания.

Цель урока: формирование общих представлений у обучающихся о новой единице измерения величины - дециметр.

Задачи урока
Дидактические:

1. Дать представление о понятиях «длина», «масса».
2. Научить переводу из одной единицы величины в другую.

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими обучающимися посредством парной работы.
2. Развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
2. Воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим.

Планируемые результаты
Предметные:

Обучающиеся научатся:

1. Понимать соотношение величин «см», «дм».
2. Уметь измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша; сравнивать, преобразовывать величины.
3. Использовать математическую терминологию при составлении и чтении равенств.

Личностные:

1. Развитие начальных (элементарных) представлений о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике.
2. Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.
3. Развитие потребности сотрудничества со сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.

Оборудование: УМК «Школа России» (учебник «Математика» Моро М. И., 1 класс 2 часть), учебная презентация, компьютер, проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дециметр289.34 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

 

Дата: 05.03.2024

Школа: МАОУ «АЛ №95 г. Челябинска»

Класс: 1-А

Урок: 2

Время: 8:55-9:35  Кабинет: 305

Студент: Лавыгина Надежда Сергеевна

Группа: 33

Учитель: Ямщикова Вера Николаевна

Методист: Иванова Наталья Викторовна

Тема урока: «Дециметр»

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Цель урока: формирование общих представлений у обучающихся о новой единице измерения величины – дециметр.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Дать представление о понятиях «длина», «масса».

2. Научить переводу из одной единицы величины в другую.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

1. Понимать соотношение величин «см», «дм».

2. Уметь измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша; сравнивать, преобразовывать величины.

3. Использовать математическую терминологию при составлении и чтении равенств.

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими обучающимися посредством парной работы.

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Личностные:

1. Развитие начальных (элементарных) представлений о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике.

2. Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.

3. Развитие потребности сотрудничества со сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

2. Воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим.

Оборудование: УМК «Школа России» (учебник «Математика» Моро М. И., 1 класс 2 часть), учебная презентация, компьютер, проектор.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Прием: эмоциональный настрой

Ф

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой.  

- Добрый день, ребята!

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинаем наш урок.

- Меня зовут Надежда Сергеевна, и я проведу у вас урок математики.

Приветствуют учителя.

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Учебная презентация

(слайд 1)

Актуализация знаний и мотивация

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Наглядный: презентация

Словесный: беседа

Повторение пройденного материала.

 Назовите число, в котором:

1десяток 5 единиц 

2десятка 0 единиц 

1десяток 3единицы

- Назовите соседей числа 9,12, 17 

-Назовите число, следующее за числом 15 

-предшествует числу 19

-стоит между числами 11 и 13 

- Какое число стоит между числами 19 и 20?

- Верно, молодцы! Сегодня мы с вами отправимся в город под названием «Величины». А что такое величина?

- Хорошо, а какие величины вы уже знаете?

- Какие единицы измерения этих величин вы знаете?

- Обратите внимание, на партах у вас лежат рабочие листы. Посмотрите на задание 1. Прочитайте его шепотом. На его выполнение у вас есть 1 минута.

- Проверьте ответы с эталоном на экране.

Слушают учителя.

- 15

- 20

- 13

- 8 и 10; 11 и 13; 16 и 18

- 16

- 18

- 12

- Никакое, так как за 19 сразу идет 20.

- Величина – это признак, который можно измерить.

- Масса, объём, длина.

- кг, л, см.

ПУУД: анализировать и создавать текстовую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Учебная презентация

(слайд 2-6)

Постановка учебной задачи

(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

- Ребята, а как вы поняли какой предмет длине?

- А с помощью чего еще можно узнать,  какой предмет короче, а какой длиннее?

- Верно, а с помощью, какой единицы измерения мы сможем измерить длину предмета?

- А будет ли нам удобно с помощью см измерить школьную доску? Почему?

- Хорошо, что нам может помочь для того чтобы измерить большие по длине предметы?

Создание ситуации для определения темы урока обучающимися.

- Предположите, какая у нас сегодня тема урока.

- Давайте проверим ваши предположения. Темой нашего сегодняшнего урока является «Дециметр».

- Давайте поставим цель на урок. Продолжите фразы:

Узнаем …

Научимся …

Верно, но чтобы урок прошел на отлично, нам с вами нужен план. Но в городе подул сильный ветер и некоторые слова сдуло. Давайте восстановим план!

План:

1. Узнаем, что такое …

2. Выполним … работу.

3. Подведем …

Слова для справок: дециметр, итоги, самостоятельную.

- Определили на глаз.

- С помощью линейки.

- См.

- Нет, неудобно, потому что придется слишком долго измерять.

- Большая единица измерения.

Отвечают на вопросы.

- Новая единица измерения.

- Узнаем, что такое дециметр.

- Научимся определять дециметр.

1. Дециметр.

2. Самостоятельную.

3. Итоги.

ПУУД: с помощью педагогического работника формулировать цель;

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Учебная презентация

(слайд 8)

   

Учебная презентация

(слайд 9)

«Открытие» детьми нового знание (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Парная

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

1.Организовывает работу обучающихся. Объясняет новый материал.

- Отлично, откройте конверты, которые лежат у вас на парте. Там 2 полосы. Возьмите, полосу красного цвета (1 см) и попробуйте измерить большую сторону тетради. Сколько получилось?

- Теперь возьмите полосу зеленого цвета и также измерьте большую сторону тетради. Сколько получилось?

- Возьмите линейку и скажите сколько см в красной/зеленой полосе? Какая короче/длиннее?

- Поднимите полосу, которой вам было легче измерять? А почему ее измерять легче?

- Верно, длина зеленой полосы называется дециметр.

Давайте хором прочитаем это слово по слогам.

Напомните, сколько см мы измерили в этой полосе?

- Правильно, значит в одном дециметре сколько сантиметров?

- Посмотрите на информацию в рамке в рабочем листе. Заполните пропуски.

2. Знакомство с единицей длины – дециметр.

- Почему новая единица измерения имеет такое название?

- ДЕЦИМЕТР, от латинского слова деци – десять (десяток). Обратите внимание, сокращенно это слово записывают «дм». Замечу, что в конце сокращения не ставится точка, так как это общепринятое сокращение.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют измерения.

- 20 красных полос.

- 2 зеленые полосы.

- 1 см – красная полоса, 10 см – зеленая полоса.

- Зеленая длиннее, красная короче.

Поднимают зеленую полосу.

- Потому что большие предметы удобнее изменять большими единицами длины.

Читают по слогам.

- 10 см.

- 10 см.

РУУД: уметь анализировать и сравнивать, делать выводы; оценивать правильность выполнения действия на уроке.

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению.

ПУУД: на основе анализа делать выводы.

Учебная презентация

(слайд 10)

Учебная презентация

(слайд 11)

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий.

Ф

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Давайте вместе выполним задание.

- Откройте учебник на странице 91. Прочитайте задание 1. Полосы бумаги у вас есть, а веревку вы подготовили заранее дома. Покажите на веревке, где начинаются и заканчиваются 2 дм.

- Какой вопрос был в задании?

- А что нам нужно сделать, чтобы определить, сколько см в 2-х и более дм?

- Верно, значит как мы определим сколько см в 2-х дм?

- Отлично, запишите ответ в рабочий лист. А сколько

см в 3/4/7 дм?

И обратите внимание на экран.

- Скажите, на какие части мы можем разделить 15 см?

- А как вы это поняли и что помогло вам так быстро разделить?

- Значит мы можем сделать вывод, что если длина больше 10 см, то …

Выполняют задания на закрепление.

Показывают начало и конец дм.

- Сколько см в 2 дм.

- Сложить по 10 столько раз сколько дм указано.

- Сложим 10+10

- 30/40/70 см

- На 10 см (1 дм) и 5 см.

Ответы обучающихся

- то мы можем перевести см в дм.

РУУД: уметь анализировать и сравнивать, делать выводы;

ПУУД: ориентироваться в учебнике; на основе анализа делать выводы;

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению.

Учебная презентация

(слайд 12)

Учебная презентация

(слайд 13)

Учебная презентация

(слайд 14)

Динамическая пауза (1 мин)

Организует динамическую паузу.

- Встаньте со своих мест и повторяйте движения на экране.

Выполняют динамическую паузу.

Видеоролик

Самостоятельная работа с самопроверкой

 (10 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И, П

Практический: самостоятельная работа

Наглядный: презентация

Словесный: объяснение

Взаимоконтроль, самоконтроль

Объясняет задание для самостоятельной работы и контролирует процесс выполнения задания.

 - Обратите внимание на задание 3 в рабочем листе.

Вам нужно будет начертить отрезок длиной 12 см. Что вам поможет в решении этого задания?

- А как правильно начертить отрезок с помощью линейки?

- Молодцы, можете приступать! На выполнение у вас 3 минуты.

- Время вышло. Проверьте 2 и 3 задание рабочего листа с помощью экрана.

Решают задания самостоятельно.

- Линейка.

- 1. Поставить точку.

2.Приложить линейку так, чтобы данная точка совпала с цифрой нуль.

3. Необходимую длину найду на линейке, отмечу точкой.

4. Соединю точки. 

РУУД: выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

ПУУД: 

применять полученные знания в измененных условиях;

КУУД: проявлять

уважительное отношение к собеседнику.

Учебная презентация

(слайд 16)

Включение в систему знаний повторение (7-8 минут)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление изученного.

Ф, П

Группа практических методов:

выполнение задания

Внешний контроль

Группа словесных методов: беседа

1.Организует закрепление ранее изученного материала.

- Откройте учебники на странице 51.

- Обратите внимание, на номер 4 в рабочем листе, но перед тем, как начать ее решать вместе прогорим алгоритм. Прочитайте задачу. Скажите, а точно ли это задача и как вы это поняли?

- Верно, а что нам известно в этой задаче? Как это будет называться на письме?

- Верно, самостоятельно оформите краткую запись.

- Читаем дальше, что нам нужно найти?

- Для того чтобы понять сколько рыбок в обоих аквариумах, что нам нужно ещё знать?

- Значит, сколько действий будет в задаче?

- А как называется такая задача?

- Верно, запишите первое и второе действие в свой рабочий лист.

- Что нам осталось записать?

- Да, запишите, пожалуйста, ответ. Теперь посмотрите на экран и проверьте правильность своей работы. При оценивании этого задания учитывайте: правильность оформления и конечный ответ.

- Теперь самостоятельно выполните задание 5 на обратной стороне рабочего листа. Не забудьте подписать порядок действий. На выполнение у вас есть 3 минуты.

- Время вышло. Обменяйтесь с соседом по парте своими листами. Обратите внимание на экран, на нем вы можете увидеть правильные ответы, сверьте их со своими. Поднимите руку, у кого были ошибки. Вы поняли в чем ошиблись? Какое задание вызвало затруднения? Сейчас вы в нем разобрались?

Читаю задачу.

- Да, в ней есть условия и вопрос.

- Нам известно, что в одном аквариуме 6 рыбок, а в другом на 2 рыбки меньше. На письме это будет краткая запись

Оформляют краткую запись в рабочем листе.

- Сколько рыбок в двух аквариумах.

- Сколько рыбок во втором аквариуме.

- 2.

- Сложная.

Записывают первой и второе действие задачи.

- Ответ.

Выполняют взаимопроверку.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Теперь оцените, пожалуйста, свою работу. Если у вас закрашено 3-4 звездочек, то в правом нижнем углу напишите цифру 5. Если у вас 3-4 закрашенных квадратов, напишите цифру 4. Если 3-4 закрашенных круга напишите цифру 3. Если каких-то фигур поровну, я напишу цифру сама. Не забудьте подписать рабочие листы и сдать их на перемене.

- Ребята, давайте вспомним, как называлась тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы ее?

Посмотрите на экран и выберете вопросы на пальце, на которые вы хотели бы ответить. Теперь поднимите карандаш соответствующего цвета.

 «Метод пяти пальцев»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

- Спасибо за работу, ребята! До свидания!

Оценивают работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

- Дециметр.

Узнаем, что такое дециметр. Научимся определять дециметр.

- Да!

РУУД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Учебная презентация

(слайд 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...

Технологическая карта урока окружающий мир «Россия на карте» УМК "Школа России", 2 класс

Тема урока: «Россия на карте» Тип урока: урок «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования умений работать с картой; представления об о...