Развитие познавательного интереса на уроках математики.
план-конспект занятия по математике (1 класс)
На примере урока математики в первом классе я показываю как сделать его более интересным и понятным для первоклассников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.24 КБ | |
| 77.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательного интереса на уроках математики.
Учитель начальных классов Арапова Л.Н.
МБОУ г. Пушкино «Образовательный комплекс № 9»
Современному обществу нужны люди интеллектуально развитые, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности формируются ещё в раннем школьном возрасте при изучении различных предметов. Но сегодня часто мы сталкиваемся с проблемой утраты желания учиться. Одна из основных причин этого кроется в потере интереса к самим знаниям и к форме их получения.
Наиболее трудным предметом для детей на первых годах обучения становится математика. Это объясняется тем, что овладение математическими знаниями связано с достаточно развитыми способностями к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. Вышеназванные функции мыслительной деятельности у детей бывают ещё недостаточно развиты.
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо уже на раннем этапе побудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность.
Наличие познавательных интересов к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, снижению отвлекаемости, рассеянности, повышает успеваемость, самостоятельность при выполнении практических и теоретических задач.
Как я выполняю эти задачи попытаюсь показать на примере урока математики в первом классе «Число 10. Запись числа 10».
Тема: Число 10. Письмо числа 10.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель урока: называть и записывать цифры натурального числа 10, правильно соотносить цифру с числом предметов; записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки.
Задачи урока:
Образовательные (предметные):
- Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 10).
- Развить умение распознавания цифры 10 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
- Научить правильно писать число 10 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 10).
Регулятивные:
- Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
- Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
- Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
- Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и в тетради.
- Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
Коммуникативные:
- Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
- Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Личностные:
- Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
- Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
- Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
- Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Планируемые результаты:
– научиться воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа;
– определять место числа 10 в натуральном ряду;
– считать различные объекты;
– слушать собеседника и вести диалог;
– слушать учителя и выполнять его требования;
– работать в паре и оценивать товарища.
Оборудование: 1. мультимедийный проектор, экран, ноутбук;
2. учебник «Математика» 1 класс, М.И.Моро, М.А. Бантова и др.; рабочая тетрадь «Математика» 1 класс, С.И. Волкова, презентация к уроку.
1) Организационный момент. (Проверка готовности к уроку).
2) Актуализация знаний.
а) графический диктант:
Наблюдая за детьми начальных классов, я пришла к выводу, что у них очень плохо развито слуховое восприятие. Дети «не слышат учителя», из-за этого сильно страдает весь учебный процесс в целом. Поэтому на начальном этапе урока я использую в работе графические диктанты. Этот простой вид деятельности очень дисциплинирует детей и задаёт нужный тон всему уроку. Кроме того, графические диктанты являются одними из самых результативных методов развития пространственного воображения ребенка. Это очень увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты - игровой способ развития у малыша мелкой моторики пальцев рук, координации движений, произвольного внимания, усидчивости. Во время выполнения таких графических упражнений воспитывается трудолюбие, развивается фантазия. Дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на их эмоциональное состояние. Обычный красивый рисунок может создать лишь способный ребенок, а нарисовать по клеточкам сможет каждый! Это вдохновляет ребенка и придает ему уверенности в своих силах. Диктанты помогают достичь точности в движениях руки, учат ловко пользоваться ручкой и карандашом, ориентироваться в пространстве. А свободное ориентирование ребенка в пространстве – это залог успешного освоения учебного материала. Но даже этот простой вид деятельности на первых порах вызывает у детей трудности. Поэтому на вначале я выполняю задания на доске, а дети – в тетрадях. Потом к доске выходят сами ученики, выполняя роль учителя.
б) устный счёт:
На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике, повысить качество обучения возможно с помощью использования различных видов устного счета. Поэтому цель моей работы – показать результативность использования различных видов устного счета для формирования у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков, повышения познавательного интереса к урокам математики.
Я обратила внимание, что первоклассники очень хорошо воспринимают задачи в стихах. Это один из любимых для них видов устного счёта.
***
Купила школа для детей
Три белых, шесть цветных мячей.
Так сколько же всего мячей
Купила школа для детей?
***
Мне девять лет, а брат Серёжа
На восемь лет меня моложе.
Узнайте, сколько лет ему –
Серёже, брату моему?
***
Взял 9 вишенок Сергей
И угостил своих друзей:
4 вишенки дал Вите,
А остальные все – Никите.
Он сколько вишен дал Никите?
Вы сосчитайте и скажите.
***
На удочку Андрей поймал 6 пескарей.
А друг его, Сергей, - трёх небольших ершей.
Сосчитай без лишних слов этих рыбаков улов.
3) Самоопределение к деятельности (создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы).
В первом классе трудно создать проблемную ситуацию так, чтобы дети с ней справились. И для этого я пользуюсь приёмом, условно называемым «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но всё-таки связанный с темой урока. На моём уроке – это маленькая загадка.
Будьте все внимательны,
А еще старательны. -Я загадала число, которое очень боится потерять ноль и часто повторяет такие слова:
слова:
«Нолик мне терять нельзя,
Без него исчезну я,
Стану тощей единицей,
Буду плакать я и злиться» (слайд № 2)
- Ка вы думаете, что это за число?
Без него исчезну я.
Стану тощей единицей,
Буду плакать я и злиться!
1.Работа в парах.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Мы познакомимся с числом 10)
-Чему мы должны сегодня научиться? (Получать число 10 и писать его.)
2. Музы
4) Работа по теме урока: на доске таблица с числом 10.
Где вы встречали это число? (10 пальцев). Показ числа 10 на таблице и на числовом ряду.
Чем необычно число 10? Оно обозначается двумя цифрами или знаками, поэтому называется двузначным. (слайд № 3)
Прописываем в тетрадях строчку числа 10. (слайд № 4)
Для большей наглядности показываю видео из презентации.
Я достаточно часто использую презентации как средство наглядности на уроках.
«Детская природа ясно требует наглядности.
Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…»
К.Д.Ушинский
Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и, как следствие, познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков математики в начальной школе.
У. Давайте посмотрим, что вы знаете о числе 10. Где вы встречали число 10?
Д. 10 пальцев, 10 больше 9-и.
У. Как можно получить число 10?
Заполняем числовой домик и записываем примеры в тетради.
(слайд № 5)
Работа с учебником – стр. 60 № 1.
Рассмотрите рисунок стр. 60.
-Сколько цыплят освободилось от скорлупы? (9)
-Сколько цыплят ещё освобождается от скорлупы? (1)
-Сколько всего цыплят? (10)
-Сколько было? (9)
-Стало больше или меньше? Почему? (Стало больше, мы прибавили)
-На сколько больше? (на 1)
-Какой знак нужно поставить? Прочитайте запись. (10>9)
-Сколько всего цыплят? (10)
-Сколько из них находится в скорлупе? (1)
-Сколько цыплят освободилось из скорлупы? (9)
-Запишем, как получили число 9. (10 –1= 9)
9< 10
Физкультминутка.
1. встать и потянуться
2. руки на пояс, наклоны головы
3. руки на пояс, наклоны туловища в сторону
4. потрясти кистями
5. зажмурить глаза, открыть
6. часто поморгать глазами
Стр. 60 № 2.
В процесс решения примеров я пытаюсь задействовать как можно больше учеников. Записи ведём на доске и в тетрадях. Одного ученика вызываю решать пример, второй с места диктует ему этот пример. Если счёт вызывает затруднение, то просим помощи у класса. Такой вид работы организует детей, не даёт возможности отвлекаться. Кроме того, сразу видно у кого счёт вызывает затруднения.
Работа в печатных тетрадях стр. 23
Один из возможных путей сохранения интереса детей в течении урока, это смена вида деятельности. Для этого очень хорошо подходит работа в печатных тетрадях. Дети с большим удовольствием выполняют предложенные там задания.
Итог урока:
Наш урок подошёл к концу. С каким числом вы сегодня познакомились?
Чем отличается это число от других изученных нами чисел?
Рефлексия:
Понравился ли вам урок?
Рисуйте на полях тетради: зелёный кружок– у вас всё получилось, на уроке всё было понятно; жёлтый кружок – не всё было понятно, не всё получилось; красный кружок – требовалось помощь учителя.
Литература:
- Интернет-ресурсы:
https://www.art-talant.org/publikacii/67938-znachenie-graficheskogo-diktanta-dlya-detey
- К.Д. Ушинский «О наглядном обучении»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нолик мне терять нельзя, Без него исчезну я, Стану тощей единицей, Буду плакать я и злиться» Число 10
ЧИСЛОВОЙ РЯД 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Состав числа 10 1 9 1 + 9 = 10 2 8 2 + 8 = 10 3 7 3 + 7 = 10 4 6 4 + 6 = 10 5 5 5 + 5 = 10 9 +1 = 10 8 +2 = 10 7 + 3 = 10 6 + 4 = 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках математики.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из главных задач в работе учителя. Приучить ребёнка думать, проникать в суть ...

статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.
В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....

Статья "Формирование навыков устных вычислений, как средство развития познавательных интересов на уроках математики"
В статье рассказывается о формировании у школьников начальных классов вычислительных навыков на уроках математики; об использовании с первого класса на уроках математики комплектов индивидуальных нагл...
Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики в 1 классе
Методическая тема...
Развитие познавательного интереса на уроках математики
"...В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутки, но не превращающая всего дела в шутку,ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без пед...

Развитие познавательного интереса на уроках математики.
Проблема развития познавательного интереса....

Развитие познавательного интереса на уроках математики.
Условия развития познавательного интереса в учебном процессе....
