Развитие познавательного интереса на уроках математики.
статья на тему

Терентьева Наталья Владимировна

Проблема развития познавательного интереса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса на уроках математики.

Терентьева Наталья Владимировна. Учитель начальных классов ГБОУ школы №354.

Условия развития познавательного интереса в учебном процессе.

Проблема интереса в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Познавательный интерес признают одним из самых значительных факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

Цели познавательной деятельности для ученика трансформируются в мотивы учебной деятельности. Познавательные мотивы составляют одну из групп мотивации учения. Это наиболее характерная группа, поскольку она выражает прямое отношение к познанию – предмету учения.

Ученику «интересно узнавать новое, видеть свое продвижение в познании» [5], которое их привлекает. Познавательные интересы лежат у основания активности, самостоятельности школьника в учении, они формируют и положительное отношение к школе в целом.

На развитие у учащихся потребности в учении и интереса к овладению знаниями оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов и методических приемов.

Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они возбуждают у учащихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и стимулируют их стремление к овладению знаниями. Известный дидакт М.А Данилов утверждал, что «противоречие между знанием и незнанием является движущей силой учения, познавательной активности учащихся». [1].

Чтобы содействовать в учебном процессе встречному движению ученика, учителю следует опираться на познавательный интерес как сильное средство и как внутренний мотив деятельности.

Развитие глубокого, устойчивого познавательного интереса и развивающее обучение – задачи, органично проникающие друг в друга. Познавательный интерес во всех его проявлениях: интеллектуальном, эмоциональном и волевом можно рассматривать как частицу развивающегося обучения, остро и тонко реагирующего на все его подъемы и отклонения.    

Если говорить об общих требованиях развивающего обучения, на протекание которого предельно ясно реагирует познавательный интерес, то, опираясь на многовековой опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить о тех главных условиях, соблюдение которых способствует развитию познавательного интереса:

1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся.

Главной почвой для развития  познавательного интереса являются ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.

2. Благоприятное общение в учебном процессе.

Благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении в ходе выполнения заданий, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, развития познавательного интереса и личности ученика.

3. Эмоциональная  атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие развития познавательного интереса. Это условие  связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, развивающей и воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.

        Для успеха всего учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать сложное строение мотивационной сферы, воздействовать на каждую из ее сторон. Учет этих обстоятельств будет способствовать выявлению в каждом отдельном случае причин отсутствия или снижения познавательного интереса. Существует много различных причин снижения интереса к познанию.

Причины, зависящие от учителя: 1) неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего «перегрузку или недогрузку школьников» [2]; 2) не владение учителем  современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; 3) неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом; 4) особенности личности учителя.

Причины, зависящие от ученика: 1) низкий уровень знаний; 2) несформированность учебной деятельности, и прежде всего приемов самостоятельного приобретения знаний; 3) не сложившиеся отношения с классом (эти причины связаны с деятельностью учителя); 4) задержки развития, аномальное развитие.

Познавательный интерес тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности и в этом плане есть выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы – мотивов и целей.

Чтобы возбудить интерес, полагал А.Н. Леонтьев, нужно создать мотив, а затем открыть школьникам возможность нахождения цели (а точнее системы целей в изучаемом материале). «Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом». [3].

        Иногда в качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями ребенка. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности ученика, но для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также  связанные с ней способности к самостоятельной постановке учебных целей и их разрешению.

В младшем школьном возрасте, писал А.Н. Леонтьев, основной мотив учения состоит в большинстве случаев в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, ибо благодаря выполнению учебной деятельности ребенок приобретает новую социальную позицию. [4].

Наряду с этим происходит развитие познавательных мотивов. Вначале у детей нет выраженного интереса к содержанию уроков и учебных занятий. На следующем этапе интерес к учебным занятиям начинает дифференцироваться, возникает собственно учебный интерес. Интерес перемещается с выполнения учебного действия на его содержать, задачи, которым это действие отвечает, на способы, которым оно выполняется. Если же этих внутренних мотивов учения нет, то интерес младших школьников замыкается на отметке и других важных, но внешних по отношению к учебной деятельности моментах. А это, по мысли А.Н. Леонтьева, создает некоторые новые трудности: ведь подчинение своих действий мотиву, не имеющему отношения к самому содержанию действия и не порождающему прямого интереса к нему, требует волевого характера учебной деятельности. [4]. Выполнение же учебной деятельности, движимой внутренними мотивам учащихся, в меньшей мере требует волевых усилий, т.к. может сопровождаться и непроизвольным интересом.

        Следует помнить, что время, когда возникает у школьников дифференцированный интерес к разным сторонам учебной работы и особенно интерес к способам учения, зависит в первую очередь от эффективности учебно-воспитательной работы.

Пути развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
       Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов:
а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью;
б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.
       Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Необходимо  глубоко продумывать отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, так как это является важнейшим звеном формирования и развития интереса к учению. Второе, определенная организация познавательной деятельности учащихся, осуществляется путем организации учебной деятельности.
Новый неизвестный материал 
      Новый неизвестный материал  поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Первоклассники удивляются бесконечному многообразию чисел и фигур, их свойствам и взаимосвязям. Это удивление подкрепляется и позже, когда ученики узнают, что числа не только что-то измеряют, сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, проектируют, сочиняют, играют, делают умозаключения, выводы. Всё время нельзя поддерживать познавательный интерес только новыми яркими фактами. Чтобы возбудить желание учиться, необходимо развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе подводить  школьников к осознанию привлекательных сторон этой деятельности, чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса. Через самостоятельную работу, организованную с особым интересом, прокладывать  путь к познанию, к желанию достичь результата самому.
Самостоятельная работа
       Самостоятельная работа – самый надежный показатель качества знаний, умений, и навыков ученика. Для того, чтобы научить ученика работать самостоятельно, необходимо систематизировать  и использовать  подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продумывать  последовательность заданий, вариантность и наглядность. Для самостоятельной работы можно предлагать учащимся три варианта заданий различной степени трудности: первый вариант – самый трудный, второй – менее сложный и третий – самый легкий.
      Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, необходимо  осуществлять дифференциацию поисковой деятельности при решении. Работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность.

Проблемное обучение 
     Проблемное обучение позволяет формировать познавательные интересы учащихся. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос - тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие.  Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.
Использование занимательного и игрового материала
        Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. С. И. Ожегов толкует слово "занимательный” как "способный занять внимание, воображение”. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания стал более продуктивным.  В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

        Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, сопереживать и т.д. Возможно включение  сказки в уроки математики при повторении и закреплении изученной темы. Наиболее интересно проходят уроки-праздники (КВН, Клуб знатоков  и т.д.).        

        Разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.

         Регулярное использование на уроках математики  системы специальных задач и заданий, направленных  на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Список литературы

1. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики. // Начальная школа. 1992. № 7-8.

2. Маркова А.К. Мотивация учения школьников. М., 1987.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. с.247.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1989. с.442.

5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. М, 1988.

6. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. Санкт-Петербург, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках математики.

             Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из главных задач в работе учителя. Приучить ребёнка думать, проникать в суть ...

статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.

В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....

Статья "Формирование навыков устных вычислений, как средство развития познавательных интересов на уроках математики"

В статье рассказывается о формировании у школьников начальных классов вычислительных навыков на уроках математики; об использовании с первого класса на уроках математики комплектов индивидуальных нагл...

Развитие познавательного интереса на уроках математики

"...В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутки, но не превращающая всего дела в шутку,ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без пед...

Развитие познавательного интереса на уроках математики.

Условия развития познавательного интереса в учебном  процессе....

Статья. Развитие познавательного интереса на уроках математики (из опыта работы).

Развитие познавательного интереса на уроках математики в начальной школе (из опыта работы)....