Статья. Развитие познавательного интереса на уроках математики (из опыта работы).
статья

Развитие познавательного интереса на уроках математики в начальной школе (из опыта работы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

            О познавательном интересе и приемах его активизации.

Проблема формирования и развития познавательного интереса учащихся в педагогике и психологии актуальна.

Согласно педагогическим учениям прошлого, интерес представляет собой наиболее важный фактор построения процесса обучения. Так, Я. А.Коменский считал интерес одним из главных путей создания светлой и радостной обстановке обучения, а Ж.-Ж.Руссо, опираясь на непосредственный интерес обучаемых к окружающим предметам и явлениям, призывал строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д.Ушинский именно в интересе видел внутренний механизм успешного учения. Он считал, что обучение, лишенное всякого интереса, убивает охоту учиться. Однако, призывая сделать учебу, насколько это возможно, интересной, он советовал не превращать учение в забаву. Интересное учение, по его мнению, не исключает работу с усилием, а способствует ей. Г.И.Щукина характеризует учебную деятельность как кульминацию развития интереса, являющегося важнейшим побуждением любой деятельности, в том числе учебной.

Особым видом интереса является интерес к познанию, те. познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, а также умениями и  навыками, при помощи которых обучаемый получает образование.

Ценность познавательного интереса для развития личности учащегося состоит в том, что познавательная деятельность в данной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующие эмоциональному подъему, так что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности.

В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных процессов, проявляются активный поиск, догадка, готовность к решению поставленной задачи. Важной особенностью познавательного интереса является так же то, что центр его - познавательная задача, требующая от человека активной поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

Познавательный интерес – явление многообразное, поэтому разнообразно его влияние на процесс обучения.

Пытливость, любознательность, готовность к познанию, жажда знаний – все это различные выражения познавательной деятельности, в основе которой лежит познавательный интерес личности, определяющий ее активное отношение к миру и процессу его познания. Таким образом, педагогический подход к решению проблемы формирования, развития и активизации познавательного интереса в начальном обучении должен состоять в том, чтобы возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес  как цельное свойство личности.  

Практика показывает, что у большинства учащихся слабо сформировано умение учиться, порой отсутствует интерес к учению.

По мнению выдающегося отечественного педагога В.А. Сластенина,  добиться этого возможно, превратив все обучение в систему постановки и решения проблемно- конфликтных вопросов, организации контекстно-игровой деятельности. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выражают свои мысли в речи и в действиях, делают определенные выводы, активно работают на уроке. Система работы предполагает также обострение коллизий, продумывание учителем различных вариантов развития сюжетных линий диалога, проектирование способов взаимодействия участников дискуссий. В беседе, проходящей в форме диалога, живого обмена мыслями, учащиеся приобретают знания, которые становятся прочными.

Стимулирующие  вопросы учителя при умелом их формулировании заставляют обучаемых в поисках ответа на них активно оперировать учебным материалом, анализировать и осмысливать его, устанавливать в нем различные соотношения и связи, обеспечивая тем самым глубокую переработку учебного материала, его запоминание.

К числу таких вопросов, по мнению психолога Н.И.Чуприковой, можно отнести следующие: Правда ли? Почему? Откуда это вытекает? Как это проверить? Что является причиной? Каково существенное отличие? и т.д. Оригинальные, нешаблонные вопросы стимулируют мысль учащихся, способствуют усвоению и закреплению знаний. В то же время вопросы: что называется? Какие действия? Что мы сделали? - преобладающей в школьной практике, заставляют учащихся лишь воспроизводить изученное, выявляют, что запомнил ученик, но не как понял содержание учебного материала,  и уж тем более не способствуют поисковой, творческой деятельности.

Вопросы такого типа, по мнению Н.И.Чуприковой, должны быть сведены к минимуму, так как не активизируют мышление учащихся, не развивают интерес к учению, а толкают учеников на путь поверхностного запоминания.

В качестве приема, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность, особенно в начальных классах, предлагается использование загадки, в основе которой лежит сравнение. Разносторонняя работа над загадкой формирует у школьников умение сравнивать, сопоставлять явление окружающей действительности, желание найти суть явления, т.е. способствует активности личности ребенка, развивает познавательный интерес. Применение этого приема требует от учителя начальных классов постоянного внимания к оценке результатов мыслительной деятельности учеников, к уровню развития познавательного интереса.

Развитию познавательного интереса способствуют отстроченная отгадка.

В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет найдена на уроке при работе над новым материалом. Иногда загадку можно дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее задание.

Развитие интереса к изучению математики ( из опыта работы).

Доктор педагогических наук М.М. Поташник так охарактеризовал труд учителя: «Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже не за гранью того, что называется словом   «педагогический».

Продолжаю систематическую работу по теме «Развитие интереса к изучению математики», «Дифференцированный подход к учащимся на уроках математики».  Материал, накопленный по теме, я использую в работе на уроках математики и других предметах.

В классе  есть дети интеллектуально пассивные. Это приводит их в итоге в число отстающих, слабоуспевающих учеников. А причина такого рода пассивности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем я обратила внимание на то, что будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру, тогда в глазах у ребенка видишь удивление, любопытство, азарт. Ручонки так и тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания того, что ты такой умный и сообразительный.

Много думая о том, как, с помощью каких средств и методов зажечь в глазах детей пытливый огонек жажды знаний.

Работа с малышами заставила глубже изучать их психофизические возможности. Внимание  и  запоминание,  воля  и сознательность  6-7 летних слабые, особенно, если учение не захватывает их. Мне захотелось так организовать внимание детей, чтобы не прибегать к формальным требованиям. В качестве таких методов я решила использовать различные игровые моменты. Ведь специфика данных приемов придаст уроку исключительный характер, позволит воспитать у младших школьников активность, целеустремленность в выполнении заданий. А так же это необходимо и для снижения психических и физических перегрузок. Психологами доказано, да и убедилась на собственном опыте, что знания усвоенные без интереса,  не окрашенные собственным положительным опытом, эмоциями, не становятся  полезными – это мертвый груз. Ученик на уроке математики, считает, пишет, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает мысль, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их. А приемы и игровые   моменты позволяют переключать внимание детей с учебного материала  на практическую деятельность, минуя категорические указания. Это способствует формированию умений, а так же проявлению определенных нравственных качеств, таких как доброта, вежливость, трудолюбие, честность, дисциплинированность, забота о товарище, сопереживание.

При организации игр, а это могут быть головоломки, блоки, задачи на логическое мышление, магические квадраты по математике, кроссворды, ребусы, арифметическая грамматика, дидактические игры, упражнения. Учитываю связь содержания игровых заданий с учебным материалом урока, направленность игровых заданий на развитие интереса к изучаемому предмету, обеспечиваю активную деятельность на уроке. На своем опыте убедилась, что самый сложный материал легче усваивается учащимися, если он излагается учителем на основе сформированных у них положительных мотивов. Чем больше у ребенка желание участвовать  в игре, тем с большим интересом воспринимается изучаемый материал. Именно игровые моменты и разнообразные задания, направленные на поиск решения, опорой и нестандартного, помогают создавать атмосферу коллективных отношений, нравственного переживания за товарища, удовлетворения от самостоятельного решения вопроса, помощи, сотрудничества.

Систематическое использование таких игровых приемов помогает вовлечь в работу медлительных, пассивных с плохо развитой речью детей, которых любое задание, вопрос, житейская задачка ставят в тупик, а участвуя  в игре, входя в ее ситуацию у детей вырабатываются определенные навыки и умения, а главное – привычка думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.

Играя, дети погружаются в удивительный мир, где каждый может проверить не только свою смекалку, но и получить удовольствие от маленьких побед. Поэтому я использую игры, игровые моменты и другие приемы, которые предназначены для развития умственных способностей, эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания, самостоятельности мышления. Но при этом обязательно соблюдаю следующие условия: игра, игровые моменты не должны делать урок развлекательным  препровождением времени, так как всегда помню, что игра должна побуждать к мыслительной деятельности и не снижать рабочего настроения учащихся.

Что же конкретно я использую на уроках для активизации познавательной деятельности.

Самостоятельность мышления следует рассматривать как важнейшую составляющую в характеристике особенностей личности. Чем самостоятельнее человек в своих поступках и деятельности, тем в большей степени он зрелая личность.

Самостоятельность мышления характеризуется следующими умениями:

1. умение выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщающие выводы;

2. умение последовательно, логично обосновывать свое действия и контролировать их;

3. уметь доходить до истины, не обращаясь за помощью к другим.

Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в умении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

Самостоятельность ума - главный критерий  оценки человека в обществе. От этого зависит удовлетворенность, радость и счастье человека в жизни.

Деятельность учителя на уроке должна быть четко направлена на развитие творчества, самостоятельности учащихся, вовлечение каждого из них в живой процесс тесного сотрудничества с классом, с каждым учеником.

Формы выполнения упражнений на уроке может быть разнообразной:

а) разные формы устного счета;

б) математические диктанты;

в) самостоятельные работы.

Для подготовительных упражнений со всем классом я использую математические диктанты. Но формирование навыков – трудоемкая  и скучная работа, если не внести разнообразия в ее организацию.

Поэтому хочу рассказать о некоторых приемах организации работы по формированию вычислительных навыков:

1. Игры, с  помощью  которых проверяю вычислительные навыки. Они помогают мне на уроках быстро проверить качество усвоения знаний и сэкономить время. Пример:  Игра «Спортлото».    

Она проводится в форме математического диктанта. В конце игры следует взаимопроверка.

Иногда я использую на уроках математики занимательные задания для двух учеников. Содержание следующее:

Пример: «Лотерея игрушек». Аня и Оля в магазине игрушек увидели, что под каждой игрушкой указан номер:

под Буратино – (64 – 56)

под куклой (53 – 39)

под Золушкой (51- 43)

под матрешкой (63 – 48)

Девочки купили по 2 лотерейных  билета. Кто какую игрушку получил, если на билетах у Оли были примеры 82 - 78 и 92 – 77 , а у Ани: 78 – 53, 82 – 68.

Выигрывает билет, у которого ответ к примеру совпадает с ответом примера, записанного под игрушкой. Кто раньше нашел, тот и победил. (Для учеников более сильных я подбираю примеры более сложные, а для слабых менее сложные).

В работе с учениками я использую числовой материал из жизни, так как динамика развития нашей жизни требует широкой эрудиции и знаний. Например,  вот такие задачи:

Ворон живет около 75 лет, а слон на пять лет меньше, а щука – на 5 лет меньше, чем слон? Сколько лет живет слон? щука?

Каждый океан содержит в себе насколько морей. Подсчитайте, сколько всего морей содержат все океаны земли, если:

в Тихом океане – 9 морей

в  Атлантическом  – 6 морей

в  Индийском  – 5 морей

в Северном –Ледовитом океане - 10 морей

Такие задачи очень важны для расширения детского кругозора.

Введенный в урок дополнительный материал не предназначен для обязательного запоминания его всеми учениками.  Для одних он будет просто текстом задачи, а для других еще и источником новых знаний. Опыт показывает, что такие задачи нравятся детям, а запоминание новой информации зависит от интереса конкретного ученика.

Для сильного ученика решение задачи приобретает смысл познания и закрепления математических навыков.

Интересный смысл задачи стимулирует слабого ученика применять математические навыки для получения материала.

Например:

Задача: Первое такси в Москве появилось в 1907г. Сколько лет московскому такси?

Задача: Из зоопарка убежал сайгак. Животное очень редкое, на воле оно могло погибнуть в непривычных условиях. Сайгака поймали через 3 часа за 180 км от зоопарка. С какой скоростью бежал сайгак?

Решая такие задачи, я стараюсь максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным.

Приведу пример примеров заданий, которые я использую в работе с учащимися. Вот такие примеры:

1. Вырази длину (высоту, толщину в метрах).

а) Высота самого водяного смерча – 1 км 528 м. Этот смерч был 16 мая 1998 г. в Австралии.

б) Толщина самого толстого льда – 4 км 776 м. Такой лед был 4 января 1975г на озере Вилки.

в) Длина самой короткой реки – в мире 13 400 см. Она находится в Америке.

2. Вырази массу в граммах.

а) Самая большая морковь была выращена в сентябре 1986 г. в Новой Зеландии. Масса ее 7кг.

б) Самую большую дыню выращивали  в Америке в течении 10 лет. Когда ее сорвали, масса ее была равна 118 кг.

в) Самый крупный огурец – 22 кг вырос в Австралии. Он был сорван 13 мая 1986 г.

Такие сведения по моим наблюдениям вызывают  большой интерес. Чаще всего они удивляют детей.  А то, что удивляет, поражает, всегда запоминается надолго. Зарождается интерес к познанию, развивает память , мышление. Интересные сведения, факты дети воспринимают эмоционально, что влияет не только на их ум, но и на сердце.

А это  помогает решать задачи не только обучения, но и воспитания, в том числе и экологическое.

                                                 Головоломки.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и уметь логически мыслить.

Включение задач на смекалку, головоломок, игр, ребусов арифметических помогает мне в решении главного требования к работе с учащимися – максимальной активизации мыслительной деятельности.

                                                  Перфокарты. 

В процессе работы использую различные перфокарты.  Они помогают проверить знания учащихся, экономя время на уроке;  воспитывают внимание;  развивают наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целей.

Перфокарты можно применять на уроке как коллективной, так и индивидуальной работе. Они позволяют вести разнообразную работу по закреплению выученных правил, а слова объединенные одной темой, использовать для творческих работ.

                                                    Тест.

Под тестом понимают совокупность стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг  оперативно проверяемых вопросов курса.

Тестам присуща следующая характеристика:

- быстрота проверки выполненной работы;

- оценка достаточно большого количества учащихся;

- возможность проверки усвоения теоретического материала;

- проверка большого объема материала малыми порциями;

- объективность оценки результатов выполненной работы и т.д.

Я покажу несколько видов текстов.

Наиболее распространен в практике тестирования тест с выбором ответа. (В начальной школе можно ограничиваться тремя ответами для выбора из них правильного).

Второй вид тестов  - на заполнение пропусков в истинном утверждении.

Такого вида тесты помогают учителю получить информацию о качестве формирования речевой математической культуры учащихся и уровне овладения математическим аппаратом, т е. цели проверки могут быть и комплексными.

Каждый раз, перечитывая методическую литературу, анализируя свои уроки, пришла к выводу, что пробудить интерес у детей к изучению математики можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Учащиеся при выполнении различного рода занятий не могут быстро включиться в работу. Поэтому последовательность выполнения заданий  устанавливаю сама.

В работе с детьми использую следующие формы обучения: групповое и индивидуальное. Каждая из форм имеет свое преимущество.

Преимущество группового обучения – во времени, то есть за одно и тоже время учитель обучает не одного, а группу учащихся.

Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что работая с учеником всегда можно исправить ошибки, отметить успехи. Индивидуальное обучение позволяет глубже изучать особенности личности ученика и его познавательные возможности.

Но так как к формам обучения относится не только урок, а ролевые игры в уроках путешествиях, зачеты, практические, конференции, и т.д., то я использую следующие:

Например, в первом классе:

1. Урок – игра « Знакомство с математикой».

2. Урок – экскурсия « Числа 1-4».

3. Урок «Космическое путешествие». Числа 1-10.

4. Урок – цирк по теме «Задачи».

5. Урок – утренник «Праздник числа».

6. Урок – состязание «Терем – теремок».

7. Урок практических работ по теме « Точка. Прямая и кривая линии».

В работе использую разнообразные методы обучения: объяснение, беседу, работу учащихся с книгой, самостоятельную работу (в настоящее время один из самых важных методов), наблюдение, демонстрацию объектов.

Также использую различные приемы для активизации познавательной деятельности, для активизации памяти, мышления; приемы контроля и самоконтроля.

Форма - совокупность методов, средств деятельности.

Метод - продуманная, упорядоченная, проверенная на практике совокупность приемов, указывающая как надо действовать.

Прием - это способ действия, элемент того или иного метода.

Средства педагогического труда - это все то, что есть в наличии у учителя: учебник, картины, карты, демонстрационный материал по математике, таблицы, карточки, раздаточный материал, справочный  и энциклопедический материал, материал, ИКТ, а также доска и мел.

Естественно, есть и проблемы, так как каждый из учащихся помимо общих, имеет индивидуальные свойства. Особенности познания, воли, чувств, свойств личности ученика могут положительно влиять на ход учения. В классе есть дети, к которым обязателен индивидуальный подход, это дети, которые отстают от своих одноклассников, поэтому с ними работаю индивидуально. При помощи индивидуального подхода я  решаю  сразу несколько задач:

1. работаю над формированием умственных действий и операций мышления;

2. работаю над развитием отдельных познавательных процессов, волевых и эмоциональных качеств ученика;

3.   над трудолюбием.

Индивидуальная работа ведется и с отличниками. Задача этой работы состоит в том, чтобы закрепить их на этом уровне и развить их еще в большей степени качества, способствующие успешности обучения. Индивидуальная работа с учениками, которые хорошо учатся, позволяет создать условия для более продуктивной учебной работы. Так же ведется индивидуальная работа с детьми, не посещавшими школу по болезни.

Известно, что у младшего школьника все еще сильна потребность играть. Однако в отличии от дошкольников, он уже умеет читать, писать, рисовать. Это важно учитывать при организации учебной деятельности, поэтому я с первого класса использую в качестве формы обучения игровой (занимательный) процесс.

В игре отрабатываются навыки продуктивного мышления, развивается желание решать проблемы. Чтобы правильно организовать игру, необходимо определить ее цель, порядок проведения, используемое оборудование, инструкции для участников и описание ситуации, механизм оценивания выполненной работы.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

Работая в школе приходиться много думать, искать, творить.  В результате родились  уроки – экскурсии, уроки – состязания, уроки - игры, уроки – путешествия и др.

Эти уроки время от времени повторяются, успешно используются при изучении других тем в следующих классах. Детям они не надоедают. Наоборот, каждый раз отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются, как впервые.

При разработке нестандартных уроков учебные занятия предлагаются таким образом, чтобы дети воспринимали их как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру урок превращают их эмоциональность, непринужденность, занимательность.

В таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное - огромнейший эффект:  ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.

                   

                                                                                                           Приложение

Игра: «Соедини значки и найди предмет».

Цель: способствует развитию познавательного интереса школьников в условиях необходимости сохранения последовательности действий во внутреннем плане.

Оборудование:

  • лист бумаги с изображенными на нем в разброс значками различной конфигурации: крестик, круг, треугольник; карандаш, карточка с образцом соединения значков.

Ход игры.

Учитель: - Ребята, на листе бумаги нарисованы разные значки, круги, треугольники. Среди них спрятан предмет. Чтобы его найти, нужно соединить карандашом значки по следующим правилам:                                

1. Линией можно соединить только разные значки, одинаковые значки соединять нельзя.

2. Следует соединять значки, которые расположены ближе друг к другу.

    3. Нужно соединять  значки в определенной последовательности

(показывается карточка с образцом соединения): крестик с кругом, круг с треугольником, треугольник с крестиком. Дальше крестик - с чем? А круг?

Учитель уточняет, с какого значка нужно начать рисование. По окончании работы задаются вопросы: Что получилось? Какие соблюдались правила? Почему не получилось? (задается ученикам, которые не справились).

Оценивание выполнения задания проходит по критериям:

  • Самоконтроль
  • Отношения к полученному  результату

Игра «Лови ошибку»

Развивает активность учащихся, способствует формированию у них познавательного интереса. Ученик получает текст решенной  задачи с специально допущенной ошибкой.

 Задание: «Поработайте учителем, найдите ошибку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках математики.

             Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из главных задач в работе учителя. Приучить ребёнка думать, проникать в суть ...

Статья "Формирование познавательного интереса на уроках математики при решении арифметических задач"

Актуальность темы обусловлена обновлением содержания обучения, где одним из ведущих процессов является формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, формирование акти...

статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.

В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....

Статья "Формирование навыков устных вычислений, как средство развития познавательных интересов на уроках математики"

В статье рассказывается о формировании у школьников начальных классов вычислительных навыков на уроках математики; об использовании с первого класса на уроках математики комплектов индивидуальных нагл...

Развитие познавательного интереса на уроках математики

"...В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутки, но не превращающая всего дела в шутку,ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без пед...

Статья "Развитие познавательных интересов в учебном процессе (из опыта)."

Школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать  адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полнопра...