Главные вкладки

    Статья "Развитие познавательных интересов в учебном процессе (из опыта)."
    статья на тему

    Школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать  адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка.  В данной статье я раскрываючто наиболее эффективными средствами включая ребенка в процесс творчества на уроке являются :игровая деятельность , создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, группах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие познавательных интересов  в учебном процессе (из опыта).

    Прекрасная пора детства! Ребенок впервые переступивший порок школы ,попадает в мир человеческий знаний, где ему предстоит открыть много неизвестного, искать оригинальные , нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является творческая познавательная деятельность. В её основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.

    Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших  школьников  в практике обучения и воспитания нет.  Каждый учитель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов.

     Работая учителем начальных классов , я пришла  к выводу , что наиболее эффективными средствами включая ребенка в процесс творчества на уроке являются :игровая деятельность , создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, группах. Использование  этих средств   в ходе урока происходит комплексно, но определяющим , несущим смысловую нагрузку выступает одно из них, что вытекает из особенностей младшего  школьника. Так ,например, в первом классе доминирует игровая деятельность Во втором и третьем  и четвертом  классе целесообразно использовать парную и групповую работу.

        Начальный этап формирования познавательных интересов совпадает во времени с первым полугодием первого класса. Он характеризуется  введение элементов

     учебно – познавательных игр на различных этапах урока. Так, например , на уроке обучения грамоте  при ознакомлении со звуком [д´] [д] предлагаю задание: «Собери в волшебный сундучок все  добрые слова , которых слышишь звуки[д´] [д]

      Как показывает опыт , на начальном этапе формирования познавательных интересов детей привлекают собственные игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. Используя  постоянно,  из урока в урок  элементы учебно- познавательных игр. Мы поднялись на ступеньку выше: игра из развлечений стала превращаться в игру работу.

     Однако не все дети включались в такую более  сложную  умственную деятельность , Некоторых и по прежнему волновал лишь сказочный герой, а не решение связанных с ним учебных задач.

       Задания познавательного характера присылали ученикам и  сказочные герои, которые появлялись при правильных ответах . Я заметила , что легко ранимым детям такое перевоплощение помогало развить самообладание, умение держать себя уверенно даже в затруднительных ситуациях..

       Игровой сюжет- это такая форма организации учебной  деятельности , при которой урок пронизывается  от начала до конца единой  игровой линии, темой высказываний. В качестве таких сюжетов выступали вариации на тему известных детям сказок « Золушка» « Колобок» и д.р.

          Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствовала активному творческому поиску детей, возбуждала их интерес к знаниям.

       В зимнее время за 2-3 минуты до начала урока я говорила : « Ребята представьте , то мы с вами снежинки.( Звучит мелодия вальса)  .  Вот пошел первый снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно спускаются на землю. Сначала спускаются маленькие хрупкие снежинки ( девочки),  затем  снежинки побольше ( мальчики). Наступила звездная ночь. Но с восходом зимнего солнца снежинки стали просыпаться, они обрадовались морозному утру , улыбнулись солнышку и сказали друг другу:

     « Доброе утро»

        Эмоциональным фоном служат  нам и девизы, речевки.

          Следующим  уровнем процесса развития познавательного интереса являются уроки с единым игровым сюжетом, в основе которых лежат та или иная тема высказываний Сюжеты, в которых лежат тексты или фразы, используются  на уроках гуманитарного цикла.

        Фрагмент урока « Гласные  и согласные звуки и буквы»

     Тема высказываний : «И звезды с нами говорят»

    Урок начинается   с приветствия учителя.

     Введение в игровой сюжет  и  постановки цели через загадку :

     « Что за звездочки сквозные на пальто и на  платке?

      Все сквозные, вырезные .а возьмешь – вода в руке.»

         На первом этапе работы детям во время  минутки чистописания предлагаются различные познавательные задания. Одно из них «ошибку» учителя : « Сколько  звуков в снежинке  мы слышим во время её полета?»

    Дети задумываются и исправляют ошибку учителя : « Сколько звуков в слове снежинка?»

    Далее идет работа над словом снежинка.

     Чистописание  « А теперь летим к звездам». – предлагает учитель  Наша снежинка оставляет в полете  удивительный узор. На какую букву она похож?

       Лучшая  пара букв будет пропуском для прогулки по звездному небу», - говорит учитель.

         Звучит музыка . Ребятам предлагается закрыть глаза и вообразить звездное небо. Учитель ведет рассказ о звездах.

    - Посмотрите, на звездном небе отмечен путь, по которому мы пройдем на этом уроке.

     Каждая звезда дает свое задание. За правильный ответ  звезда дарит сою улыбку.

       Путь к звезде был  труден и требовал эмоциональной  нагрузки . Здесь нам помогали  музыкальные паузы.

           И вот ключевой момент урока . « Ребята, у нас на глазах родилась звезда, у нее появился последний лучик. Чтобы звезда светила ярко, нужно  помочь ей своими  знаниями»

       Дети работают с текстом , озаглавливают его, отвечая на вопрос: « Чего больше – согласных букв или звуков?»  и т.д.

      Оценивая   работу  детей , учитель говорит « С вашей помощью звезда  засверкала. Она без названия. Придумай название этой звезды»

     Урок заканчивается выводом , который делает учитель и дети.

          Следующим вариантом использования уроков с единой темой высказываний являются уроки , в основе которых лежат темы, события из реальной жизни ребенка. « В гостях у Игры» « Озеро чудес» ( окруж мир)» « Поляна цветов»  

      На уроках такого типа большое значение имеет выполненная наглядность.

      Систематичность уроков с единым  игровым сюжетом предполагает:

    а)  проведение циклов урока на заданную тему по одному предмету

    б) проведение интегрированных уроков ( уроки русскому  и чтения связаны общей темой высказываний)

      Желание самовыразиться  влекло за собой и желание постоянно демонстрировать кому- либо свои способности.  Это стремление реализовывалось во время парной и групповой работы учащихся. В первом полугодии пребывания в школе  в школе. В это время дети знакомились  с правилами  поведения во время учебной дискуссии.

     Одновременно с правилами поведения я вела жест общения  во время работы в группе и  в паре.

        К началу 2класса парной и групповой работе отводилось много места на уроке. Вела карточки «Шаги успеха», которые помогли детям организовать учебный разговор  во время парной и групповой работы.

     Формируя пары постоянного  состава , учитываю психологическую совместимость.

     Выбору пары по учебе способствовала анкет, которую дети заполняют на первоначальном этапе организации пары. В анкете вопрос:

     С кем ты работал в паре?

    Понравилось тебе работать с этим человеком?

    Что интересного понравилось тебе  в этом человеке?

     Испытывал  ли ты радость работы с этим человеком?

              Не все рождаются  творческими личностями. Однако при создании определенных условий , к числу которых можно отнести  развитие самостоятельности, предоставление возможности для творчества, самовыражения и самореализации детей, развития навыков общения, обмена мнениями последует движение вперед по пути познания и творчества.

    Мельникова Любовь Александровна

    Учитель начальных классов

     МБОУ г Владимира «СОШ №21»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)

    В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...

    Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)

    В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...

    Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)

    В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...

    Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)

    В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...

    Способна ли электронная среда сократить издержки на организацию и ведение учебного процесса? (из опыта работы)

    В статье представлен опыт работы в электронной среде обучения "1ученик: 1 компьютер"...

    Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса (из опыта работы)

    Очень важным критерием эффективности учебного процесса является школьная мотивация....

    Обобщение опыта Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

    Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...