Статья "Развитие познавательных интересов в учебном процессе (из опыта)."
статья на тему

Школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать  адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка.  В данной статье я раскрываючто наиболее эффективными средствами включая ребенка в процесс творчества на уроке являются :игровая деятельность , создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных интересов  в учебном процессе (из опыта).

Прекрасная пора детства! Ребенок впервые переступивший порок школы ,попадает в мир человеческий знаний, где ему предстоит открыть много неизвестного, искать оригинальные , нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является творческая познавательная деятельность. В её основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.

Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших  школьников  в практике обучения и воспитания нет.  Каждый учитель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов.

 Работая учителем начальных классов , я пришла  к выводу , что наиболее эффективными средствами включая ребенка в процесс творчества на уроке являются :игровая деятельность , создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, группах. Использование  этих средств   в ходе урока происходит комплексно, но определяющим , несущим смысловую нагрузку выступает одно из них, что вытекает из особенностей младшего  школьника. Так ,например, в первом классе доминирует игровая деятельность Во втором и третьем  и четвертом  классе целесообразно использовать парную и групповую работу.

    Начальный этап формирования познавательных интересов совпадает во времени с первым полугодием первого класса. Он характеризуется  введение элементов

 учебно – познавательных игр на различных этапах урока. Так, например , на уроке обучения грамоте  при ознакомлении со звуком [д´] [д] предлагаю задание: «Собери в волшебный сундучок все  добрые слова , которых слышишь звуки[д´] [д]

  Как показывает опыт , на начальном этапе формирования познавательных интересов детей привлекают собственные игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. Используя  постоянно,  из урока в урок  элементы учебно- познавательных игр. Мы поднялись на ступеньку выше: игра из развлечений стала превращаться в игру работу.

 Однако не все дети включались в такую более  сложную  умственную деятельность , Некоторых и по прежнему волновал лишь сказочный герой, а не решение связанных с ним учебных задач.

   Задания познавательного характера присылали ученикам и  сказочные герои, которые появлялись при правильных ответах . Я заметила , что легко ранимым детям такое перевоплощение помогало развить самообладание, умение держать себя уверенно даже в затруднительных ситуациях..

   Игровой сюжет- это такая форма организации учебной  деятельности , при которой урок пронизывается  от начала до конца единой  игровой линии, темой высказываний. В качестве таких сюжетов выступали вариации на тему известных детям сказок « Золушка» « Колобок» и д.р.

      Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствовала активному творческому поиску детей, возбуждала их интерес к знаниям.

   В зимнее время за 2-3 минуты до начала урока я говорила : « Ребята представьте , то мы с вами снежинки.( Звучит мелодия вальса)  .  Вот пошел первый снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно спускаются на землю. Сначала спускаются маленькие хрупкие снежинки ( девочки),  затем  снежинки побольше ( мальчики). Наступила звездная ночь. Но с восходом зимнего солнца снежинки стали просыпаться, они обрадовались морозному утру , улыбнулись солнышку и сказали друг другу:

 « Доброе утро»

    Эмоциональным фоном служат  нам и девизы, речевки.

      Следующим  уровнем процесса развития познавательного интереса являются уроки с единым игровым сюжетом, в основе которых лежат та или иная тема высказываний Сюжеты, в которых лежат тексты или фразы, используются  на уроках гуманитарного цикла.

    Фрагмент урока « Гласные  и согласные звуки и буквы»

 Тема высказываний : «И звезды с нами говорят»

Урок начинается   с приветствия учителя.

 Введение в игровой сюжет  и  постановки цели через загадку :

 « Что за звездочки сквозные на пальто и на  платке?

  Все сквозные, вырезные .а возьмешь – вода в руке.»

     На первом этапе работы детям во время  минутки чистописания предлагаются различные познавательные задания. Одно из них «ошибку» учителя : « Сколько  звуков в снежинке  мы слышим во время её полета?»

Дети задумываются и исправляют ошибку учителя : « Сколько звуков в слове снежинка?»

Далее идет работа над словом снежинка.

 Чистописание  « А теперь летим к звездам». – предлагает учитель  Наша снежинка оставляет в полете  удивительный узор. На какую букву она похож?

   Лучшая  пара букв будет пропуском для прогулки по звездному небу», - говорит учитель.

     Звучит музыка . Ребятам предлагается закрыть глаза и вообразить звездное небо. Учитель ведет рассказ о звездах.

- Посмотрите, на звездном небе отмечен путь, по которому мы пройдем на этом уроке.

 Каждая звезда дает свое задание. За правильный ответ  звезда дарит сою улыбку.

   Путь к звезде был  труден и требовал эмоциональной  нагрузки . Здесь нам помогали  музыкальные паузы.

       И вот ключевой момент урока . « Ребята, у нас на глазах родилась звезда, у нее появился последний лучик. Чтобы звезда светила ярко, нужно  помочь ей своими  знаниями»

   Дети работают с текстом , озаглавливают его, отвечая на вопрос: « Чего больше – согласных букв или звуков?»  и т.д.

  Оценивая   работу  детей , учитель говорит « С вашей помощью звезда  засверкала. Она без названия. Придумай название этой звезды»

 Урок заканчивается выводом , который делает учитель и дети.

      Следующим вариантом использования уроков с единой темой высказываний являются уроки , в основе которых лежат темы, события из реальной жизни ребенка. « В гостях у Игры» « Озеро чудес» ( окруж мир)» « Поляна цветов»  

  На уроках такого типа большое значение имеет выполненная наглядность.

  Систематичность уроков с единым  игровым сюжетом предполагает:

а)  проведение циклов урока на заданную тему по одному предмету

б) проведение интегрированных уроков ( уроки русскому  и чтения связаны общей темой высказываний)

  Желание самовыразиться  влекло за собой и желание постоянно демонстрировать кому- либо свои способности.  Это стремление реализовывалось во время парной и групповой работы учащихся. В первом полугодии пребывания в школе  в школе. В это время дети знакомились  с правилами  поведения во время учебной дискуссии.

 Одновременно с правилами поведения я вела жест общения  во время работы в группе и  в паре.

    К началу 2класса парной и групповой работе отводилось много места на уроке. Вела карточки «Шаги успеха», которые помогли детям организовать учебный разговор  во время парной и групповой работы.

 Формируя пары постоянного  состава , учитываю психологическую совместимость.

 Выбору пары по учебе способствовала анкет, которую дети заполняют на первоначальном этапе организации пары. В анкете вопрос:

 С кем ты работал в паре?

Понравилось тебе работать с этим человеком?

Что интересного понравилось тебе  в этом человеке?

 Испытывал  ли ты радость работы с этим человеком?

          Не все рождаются  творческими личностями. Однако при создании определенных условий , к числу которых можно отнести  развитие самостоятельности, предоставление возможности для творчества, самовыражения и самореализации детей, развития навыков общения, обмена мнениями последует движение вперед по пути познания и творчества.

Мельникова Любовь Александровна

Учитель начальных классов

 МБОУ г Владимира «СОШ №21»