Конспект урока по математике в 3-Б классе по теме "Площадь прямоугольника, квадрата".
план-конспект урока по математике (3 класс)

Цели урока: Создать условия для развития умения  вычислять площадь прямоугольника и квадрата разными способами,  различать определения площадь и периметр.

Задачи урока:

•          привести детей к тому, чтобы они самостоятельно вывели формулу (правило) нахождения площади прямоугольника;

•          закрепить знания о свойствах прямоугольника;

•          совершенствовать вычислительные навыки учащихся;

•          развивать логическое мышление,  умение выделять нужную  информацию; умение работать в коллективе, в парах, в группах;

•          воспитывать потребность в знаниях, добиваться аккуратности при выполнении работы; работать над культурой речи учащихся, учить четко и правильно выражать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike_po_teme.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7

имени Героя Советского Союза Трынина А.С. г. Ртищево Саратовской области»

Конспект урока по математике в 3-Б классе

по теме "Площадь прямоугольника, квадрата".

Учитель начальных классов Ивакина Е.А.

Цели урока: Создать условия для развития умения  вычислять площадь прямоугольника и квадрата разными способами,  различать определения площадь и периметр.

Задачи урока:

•        привести детей к тому, чтобы они самостоятельно вывели формулу (правило) нахождения площади прямоугольника;

•        закрепить знания о свойствах прямоугольника;

•        совершенствовать вычислительные навыки учащихся;

•        развивать логическое мышление,  умение выделять нужную  информацию; умение работать в коллективе, в парах, в группах;

•        воспитывать потребность в знаниях, добиваться аккуратности при выполнении работы; работать над культурой речи учащихся, учить четко и правильно выражать свои мысли.

ХОД УРОКА

I.    Этап мотивации к учебной деятельности.

Необычный день у нас

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

Видеть вас мы очень рады!

Все за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок,

Математика нас ждет!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

     а)  Чтобы спорилась работа, начнем с гимнастики ума « Устного счета»!

18  17  12  42  39  24  30  16  75  28 

- Чем похожи все эти числа?

- Верно ли, что  все записанные числа  являются результатом табличного умножения?

-Найдите в записи лишние числа, которые не являются результатом умножения однозначных чисел.

   - Докажите, что оставшиеся числа являются результатом табличного умножения.

б) Попробуйте выполнить задания на смекалку. Я задумала два числа. Догадайтесь, какие это числа?  

    1.  Их сумма равна  10, а произведение  21  

    2.  Сумма двух чисел  11  Их произведение  30

    3.  Сумма двух чисел  14  Их произведение  49

    4.  Сумма двух чисел  15  Их произведение  56

    5.  Сумма двух чисел  18  Их произведение  81

- Знание таблицы умножения нам сегодня очень пригодится, но ещё нам понадобятся ваши знания в области геометрии.

- А что изучает геометрия? (геометрические фигуры)

Поработаем с геометрическими фигурами на слайде.

- Назовите лишнюю фигуру? Докажите. (круг)

- Как одним словом назвать оставшиеся фигуры? (многоугольники)

- Найдите среди них лишнюю? Докажите. (треугольник)

- Как одним словом назвать оставшиеся фигуры? (прямоугольники)

- Какие фигуры мы называем прямоугольниками? (правило)

- На какие группы можно разбить эти прямоугольники? (квадраты и прямоугольники)

- Назовите  свойство, которым квадрат отличается от других прямоугольников?

- Что такое квадрат?

Каждая из данных фигур занимает определённое место на плоскости. Как называется это место? (площадь)

- На прошлом уроке мы с вами научились сравнивать фигуры по занимаемой ими площади. Какие способы сравнения вы знаете? (на глаз, наложением фигур, пересчётом квадратов, на которые разбиты фигуры)

- Сравните  на глаз площади 1 и 5 фигур.  

Практическая работа

- Сравните, используя способ наложения, площади геометрических фигур, которые есть у вас на партах:

оранжевого круга и жёлтого квадрата (вывод)

фиолетового прямоугольника и синего треугольника (вывод)

двух фиолетовых прямоугольников (вывод)

III. Этап выявления места и причины затруднений

Сравните площади, лежащих у вас на столе квадрата и прямоугольника,  вырезанных из бумаги.

Легко ли сравнить площади этих фигур на глаз? А способом наложения? Какой способ будем использовать для сравнения этих фигур? (Способ подсчёта квадратов с одинаковой площадью)

IV. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

- На прошлом уроке мы именно так сравнивали площади фигур. Как вы думаете, удобно ли каждый раз разбивать фигуру на квадраты и пересчитывать их?

- Что же надо сделать, чтобы нам было легко находить площади прямоугольников и квадратов?

-Кто-то уже может сказать тему нашего урока? (Площадь прямоугольника и квадрата)

- Какую цель поставим? (Найти более лёгкий способ нахождения площади прямоугольника)

- Как мы будем её добиваться?

-Чтобы нам было легко находить  периметр прямоугольника, мы чем пользуемся? (формулой)

- А как вы думаете, существует ли формула для нахождения площади прямоугольника?

V. Реализация построенного проекта 

У вас фигуры уже разбиты на квадраты с длиной стороны 1см. А чему равна площадь одного такого квадратика? (Один квадратный сантиметр)

В каких ещё единицах можно измерить площадь? (квадратные дециметры)

- Давайте посчитаем квадраты, на которые разбит прямоугольник? Сколько квадратов в одном ряду? Сколько рядов?

- Как узнать, сколько всего здесь квадратов, используя таблицу умножения? ( 6 • 3)

Что означает число 6? (длину)

- Что означает число 3? (ширину)

Сделайте вывод, как же найти площадь прямоугольника? (Чтобы найти Площадь прямоугольника надо длину умножить на ширину.)

- Сравните ваш вывод с правилом в учебнике, с.60.

- Мы сделали такой же вывод, как и авторы учебника?

- Это правило можно записать в виде формулы. Давайте подумаем как?

- Площадь в математике принято обозначать буквой - S. Длина прямоугольника - а, ширина - в.  Используя данную информацию, составьте формулу для нахождения площади прямоугольника.

 (S = а*в)

- Вот вы сами и вывели формулу нахождения площади прямоугольника, с помощью которой мы будем находить площадь любого прямоугольника.

- Запишите в тетради число и формулу нахождения площади прямоугольника.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- Используя формулу, устно найдите площади фигур, представленных на слайде.

Как измерить площадь?

Нет задачи проще!

Поглядите-ка сюда:

Вот длина, вот ширина.

Чтобы площадь нам узнать,

Нужно их перемножать!

- Для закрепления полученных знаний, выполним № 3 на стр.61

- Прочитаем, что нам надо сделать.

Что нам известно?

Что надо найти?

- Как, используя формулу, мы можем быстро найти площадь прямоугольника?

- Кто хочет пойти к доске?

- А кто хочет поработать у  компьютера и решить задачу на нахождение площади, представленную на образовательной платформе Учи.ру

Самооценка ученика, работающего у доски.

Проверка ученика, работающего у компьютера. Оцени свою работу.

Физминутка «Мы – чертёжники!»

правой рукой – прямой угол;

левой рукой – острый угол;

начертите глазами отрезок;

кончиком носа – латинскую букву S;

Левой ногой – квадрат;

правой ногой – прямоугольник;

правой рукой круг, а левой квадрат.

Учебник, с.61, №4

В 4 задании нам предлагают найти площадь квадрата. Вспомните, чем квадрат отличается от других прямоугольников, и предположите, чем будет отличаться формула нахождения площади квадрата?

(S = а*а)

- Запишите её в тетради.

- Найдите площадь квадрата, представленного на слайде.

- Кто хочет выполнить онлайн-тест на нахождение периметра и площади геометрических фигур у компьютера?

VII. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Выполните 4 задание по вариантам. (1 вариант чертит квадрат с длиной стороны 2 см, 2 вариант – 3 см и находите его площадь).

- Проверка ученика, работающего за компьютером.

Проверка по эталону, по слайду

- Кто справился с заданием без ошибок?

- Молодцы! Вам помогло не только знание формул, но и, наверное, знание таблицы умножения.

Игра «День – ночь»

3*2*4:6*1 = (4)                                        18:6*3*7= (63)                               1*1*5*8*0= (0)

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения

- Умение находить площадь прямоугольника в жизни нам необходимо. Мы в этом убедились. Людям каких профессий чаще всего приходится находить площадь фигур? (архитектору, конструктору, инженеру, строителю)

- Предлагаю вам побыть в роли строителей. У вас на партах лежат геометрические фигуры, вы в паре должны построить из 2х фигур свой дом (квадрат или прямоугольник), и используя одну из изученных формул, найти его площадь, записав решение в тетрадь (без условия).

Проверка

- Какую формулу вы использовали для  нахождения  площади своего дома и чему она равна?

Оцените работу своей пары.

-У кого возникло желание быть строителем или архитектором?

Работа в группах 

- Тогда продолжим работу в группах и построим наш общий светлый, просторный и прочный дом.

Какие правила работы в группе вы знаете?

- С чего начинается строительство дома? (с фундамента)

1 группа-  строит фундамент

- Чтобы он получился прочным, вам надо решить задачу:

Длина прямоугольника 10 см, а ширина в 2 раза меньше.  Чему равна площадь прямоугольника?  Записать выражение и найти площадь.

 2 группа - возводит стены

Вам надо выполнить задание с именованными величинами.

Выразить в указанных единицах измерения

4 см =     мм                   7дм 7см =      см

7дм =     см                    8см  4 мм =     мм

3 группа – устанавливает крышу

 Какой формы крыша? (Треугольной)

Вам надо измерить длины сторон,  и найти периметр треугольника.  

4 группа – вставляет окна

 Какую форму имеет окно? (квадратное)

 Вам надо измерить длины сторон, записать формулу  и вычислить  площадь окна.

5 группа -  устанавливает дверь

 В каждом доме есть дверь.  Какую форму имеет дверь?

Найдите площадь двери, если её ширина 3 см, а длина на  3 см больше.

6 группа – кладет печь

- Какую форму имеет печная труба?

Подчеркни свойства прямоугольника.

  1. Все стороны равны.
  2. Все углы прямые.
  3. Имеет 3 угла.
  4. Противоположные стороны равны.
  5. Состоит из 5 отрезков.
  6. Диагонали прямоугольника равны.
  7. Нет ни начала, ни конца.
  8. Является частью прямой линии.  

Проверка. Оценка работы групп.

Дом – это только ли фундамент, стены и крыша, Или что то ещё?

В словаре Ожегова есть и такие значения:

Дом –это место, где живут люди, объединенные общими интересами.

Дом – это семья, люди, живущие вместе.

Именно Годом семьи объявлен этот год Президентом. Мы с вами проводили много мероприятий, посвящённых этой теме, принимали участие в конкурсах, акциях, читали стихи, представляли проекты. Ведь, главное, что есть у человека – это его семья, его дом.

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Какая величина  была сегодня главной хозяйкой нашего дома? (площадь)

- Площадь, каких фигур мы учились находить?

- Как найти площадь прямоугольника? Квадрата?

- Какими единицами измеряют площадь?

-Где мы можем применить полученные знания?

 Домашнее задание

с. 61 № под чертой.

Творческое задание по желанию: придумать задачу на нахождение площади прямоугольника или квадрата для своих одноклассников.

Оценивание.

Отметки за урок были выставлены и прокомментированы в течение урока.

Наш урок я хочу закончить одной притчей:

Шёл мудрец и встретил 3 работников, возвращающихся с работы.

«Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.

Первый грустно  ответил: - «Я целый день таскал ненавистные камни».

Второй ответил: - «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».

Третий ответил: - «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».

- Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике 2 класс по теме "Свойства прямоугольника"ник

конспект урока по программе школа России 2 класс с презентацией по теме " Свойства прямоугольника"...

конспект урока по математике 2 класс по теме "Свойства прямоугольника"ник

конспект урока по программе школа России 2 класс с презентацией по теме " Свойства прямоугольника"...

Конспект урока по математике на тему "Свойства протовоположных сторон прямоугольника"

Урок математики на тему "Свойства протовоположных сторон прямоугольника"2 класс. Школа России...

Конспект урока по математике на тему:"Свойство противоположенных сторон прямоугольника"

Конспект урока по математике на тему:"Свойство противоположенных сторон прямоугольника"...

Конспект урока по математике 2 класс Школа России. Периметр прямоугольника

Конспект урока по математике на тему: "Периметр прямоугольника"...

Конспект урока по математике 2 класс "Школа России" на тему «Квадрат»

Конспект урока по математике 2 класс "Школа России" на тему «Квадрат»...

Конспект урока по математике по теме: "Свойства противоположных сторон прямоугольника"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со свойством противоположных сторон прямоугольника; совершенствование навыков письменного сложения и вычитания в пределах 100Планируемые результатыПредме...