Урок математики "Противоположные стороны прямоугольника"
план-конспект занятия по математике (2 класс)
Урок математики "Противоположные стороны прямоугольника" 2 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 176.5 КБ | |
| 1.66 МБ | |
| 116.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Тема урока: «Противоположные стороны прямоугольника»
Цель урока: формирование представления о свойствах противоположных сторон прямоугольника
Задачи урока:
- Актуализировать знания учащихся о геометрических фигурах.
- Познакомить с понятием «противоположные стороны прямоугольника».
- Экспериментально установить свойство равенства противоположных сторон прямоугольника.
- Воспитывать интерес к изучению математики, самостоятельность.
- Воспитывать культуру общения и уважительное отношение к мнению других.
- Развивать логическое мышление (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
- Развивать познавательный интерес к математике.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Выделять прямоугольник из множества многоугольников.
2. Применять знание свойств противоположных сторон прямоугольника при решении задач.
Метапредметные:
1. Уметь анализировать и отвечать на поставленный вопрос.
2. Самостоятельно определять и формулировать цель на уроке.
3. Выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.
4. Уметь сотрудничать с одноклассниками, сохранять доброжелательные отношения друг к другу.
5. Формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные:
1. Формирование положительного отношения к процессу обучения.
2. Оценивать результат своей работы
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах, работа на интерактивной доске.
Используемые средства обучения: презентация «PowerPoint»; учебник по математике 2 класс, 2 часть, М. И. Моро. УМК «Школа России»; сервис «;; маршрутный лист; карточки с заданиями; бумажный прямоугольник, веревочка, линейка; планшеты.
Ход урока:
На этапе мотивирование к учебной деятельности учащимся необходимо отгадать данную загадку, ответ - строитель. Я сообщаю учащимся, что сегодня нам тоже предстоит превратиться в строителей и в ходе урока построить дом.
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит школу для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит…
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Учащимся нужно вспомнить, какие геометрические фигуры они уже знают и на какие группы они делятся, а после выполнить задание на интерактивной доске. Несколько учеников по порядку распределяют данные геометрические фигуры на 3 группы. После я прошу учеников найти из данного множества фигур прямоугольник и доказать, что это именно он с помощью угольника также на интерактивной доске. Произвожу фронтальный опрос, что такое прямоугольник.
Выявление места и причины затруднения. Групповая работа на карточке 1. Ученикам среди множества четырехугольников необходимо найти прямоугольник и обвести его, используя модель прямого угла, а после поменяться карточками и проверьте друг друга. Отмечают свою деятельность в маршрутном листе. Выполнив это задание у нашего дома появляется фундамент. Далее я предлагаю посмотреть на стороны прямоугольника и высказать предположения как они называются, если расположены напротив друг друга и ровны ли они. Совместно приходим к тому, что стороны прямоугольника лежат напротив или против друг друга, поэтому называются противоположными.
Построение проекта выхода из затруднения. Дети формулируют тему, цель и задачи урока посредством таких вопросов….
Какая тема урока? (Противоположные стороны прямоугольника)
Что нового узнаем? (Узнаем равны или нет противоположных сторон прямоугольника)
Чему научимся? (Научимся измерять и сравнивать стороны прямоугольника)
Совместно составляем план работы.
- Вспомнить, что такое прямоугольник.
- Научиться находить противоположные стороны прямоугольника.
- Измерить одинаковая ли у них длина.
- Сделать вывод.
Реализация построенного проекта. Начинается с практической работы над моделью прямоугольника, ученики изучают его, считаю сколько пар противоположных сторон и рассуждают одинаковые ли они по длине нет. Чтобы доказать данное свойство прямоугольника, я предлагаю ученикам несколько способ для проверки. 1 способ это - способ «верёвочкой», второй способ это - перегибание прямоугольника, приложив друг к другу сначала одни противоположные стороны, затем другие. Учащиеся приходят к выводу, что противоположные стороны действительно равны по длине и в заключении, я предлагаю убедиться в этом наверняка, проверив линейкой. Далее следует работа по ученику, чтение правила и данное задание, в ходе которого ученики приходят к выводу, что равные противоположные стороны — это не главный признак прямоугольника.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе ученики работают в парах на карточке 2. Им необходимо начертить прямоугольники, когда дано только 2 измерения сторон, проверяют по эталону и отмечают свою деятельность в маршрутном листе. У нашего дома появляются стены.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самостоятельная работа на платформе Ленинг апс. Ученики сканируют О-код с помощью планшетов, выполняют задание. Данное задание это викторина. Ученики сразу проверяют свои ответы и отмечают путь в маршрутном листе. У дома появляется крыша.
Включение в систему знаний и повторение. Ученики работают индивидуально на карточке 3. Им необходимо решить геометрическую задачу, вычислить периметр прямоугольника, проверяют по эталону и отмечают свою деятельность в маршрутном листе. На нашем доме появляются последние элементы и совместно с учащимся приходим к выводу, что они очень хорошо потрудились на уроке.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Осуществляется рефлексия учебной деятельности посредством маршрутного листа, который ученики заполняли в ходе фрагмента урока. Они подсчитывают количество + и -, опрос у кого все +, в каких заданиях -.
Маршрутный лист учащегося
Ф.И.: ________________________________________________________
+ если ты справился с заданием
- если не справился с заданием
+- если допустил ошибки, но задание было выполнено
1 задание (работа в группах над карточкой №1) | 2 задание (парная работа над карточкой №2) | 3 задание (самостоятельная работа в сервисе ) | Задание 4 (индивидуальная работа над карточкой №3) |
Карточка №1
1 группа
Карточка №1
2 группа
Карточка №2
Для первой пары. Начертить прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см. Подписать размеры сторон.
Карточка №2
Для второй пары. Начертить прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см. Подписать размеры сторон.
Карточка №2
Для третьей пары. Начертить прямоугольник со сторонами 4 см и 6 см. Подписать размеры сторон.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Практическая индивидуальная работа с моделью прямоугольника. 1 способ Задание: измерь стороны прямоугольника с помощью веревочки. 2 способ Задание: согните лист, приложив друг к другу сначала одни противоположные стороны, затем другие. Один ученик выполняет эти задания под документ-камерой.
Задание: 1 пара - Начертить прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см. Подписать размеры сторон. 2 пара - Начертить прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см. Подписать размеры сторон. 3 пара - Начертить прямоугольник со сторонами 4 см и 6 см. Подписать размеры сторон.
Проверка по эталону 1 пара 2 пара 3 пара
1) 6+3=9 (см) – длина 2 стороны . Р=6+6+9+9=30 (см) Ответ: 30 см.
Предварительный просмотр:
Класс 3
Предмет математика
Тема Площадь прямоугольника
Тип задания | Цель задания | Формулировка задания | Алгоритм работы с заданием | Критерии и показатели оценки | Предполагаемые ответы детей |
Узнавание | Актуализация имеющихся знаний обучающихся по разделу «Слово в языке и речи». | Задание 1 Что называют прямоугольником? А) Четырехугольник, у которого все стороны равны. Б) Четырёхугольник, у которого все углы прямые, но стороны не равны. В) Фигура, имеющая 3 и более углов. Задание 2 Какая из геометрических фигур на рисунке называется прямоугольником? Задание 3 Что необходимо для измерения площади? A) Длина и диагональ Б) Длина и ширина В) Ширина и объем | 1. Внимательно прочитай задание. 2. Выбери один правильный ответ из предложенных и обведи его. | Максимальный балл, начисляемый за верное выполнение задания – 1 балл. Критерии оценивания: 1 балл – задание выполнено верно; 0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено вообще. | Задание 1 Ответ: Б) Четырёхугольник, у которого все углы прямые, но стороны не равны. Задание 2 Ответ: 1 Задание 3 Ответ: Б) Длина и ширина. |
Воспроизведение | Выявление и оценка уровня способности воспроизвести знаний в рамках темы «Мир глазами астронома». | Задание 1 Расскажи по памяти правило нахождения площади прямоугольника. Задание 2 Заполни пропуски. Периметр - это ______ длин всех сторон прямоугольника. Чтобы найти площадь прямоугольника нужно найти __________ длины и ширины. Задание 3 Напишите по памяти формулу для нахождения площади прямоугольника. | Задание 1 1. Вспомни правило нахождения площади. 2. Расскажи его своим одноклассникам. Задание 2 1. Внимательно прочитай задание. 2. Заполни пропуски в определениях. Задание 3 1. Внимательно прочитай задание. 2. Вспомни что такое площадь прямоугольника и как она вычисляется. 3. Напиши эту формулу по памяти. | Максимальный балл, начисляемый за верное выполнение задания – 2 балла. Задание 1 Критерии оценивания: 2 балл – правило рассказано в полном объеме; 1 балл – правило рассказано не в полном объеме; 0 балл – определение понятия приведено неверно или не приведено вообще. Задание 2 Критерии оценивания: 2 балла – задание выполнено верно; 1 балл – допущена 1 ошибка; 0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено вообще. Задание 3 Критерии оценивания: 1 балл – задание выполнено верно; 0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено вообще. | Задание 1 Ответ: Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно найти его длину и ширину (в одинаковых единицах), а потом вычислить произведение полученных чисел. Задание 2 Ответ: Периметр - это сумма длин всех сторон прямоугольника. Чтобы найти площадь прямоугольника нужно найти произведение длины и ширины. Задание 3 Ответ: S = a × b, где S — площадь, a — длина прямоугольника, b — ширина прямоугольника. |
Понимание | Формирование способа выполнения действий по воспроизведению учебного материала на уровне понимания. | Задание 1 Объясни, как вычислить площадь прямоугольника, длины сторон которого 9 см и 2 см. Запиши решение и ответ. Задание 2 На рисунке изображены два прямоугольника с одинаковой площадью, но разными сторонами. Объясните, как такое возможно. Задание 3 Ширина прямоугольника равна 9 дм, а длина на 6 дм больше. Найди его площадь. Запиши решение и ответ. Обьясни, как ты решил данную задачу. | Задание 1 1. Внимательно прочитай задание. 2. Вспомни правило о нахождении площади. 3. Объясни, как вычислить площадь прямоугольника. 4. Запиши решение и ответ. Задание 2 1. Внимательно прочитай задание. 2. Вспомни что такое площадь прямоугольника и как ее найти. 3. Сравни прямоугольники. 4. Объясните, как может быть одинаковая площадь при разных сторонах, используя формулу. Задание 3 1. Внимательно прочитай задачу. 2. Вспомни правило нахождения площади. 4. Запиши решение и ответ. 5. Обьясни, как ты решил данную задачу. | Максимальное количество баллов: 3 балла. Задание 1 Критерии оценивания: 2 балла – подробно объяснил как вычислить площадь прямоугольника, правильно совершил вычисление; 1 балл – объяснил решение задачи неточно или кратко, но вычисление выполнил верно; 0 баллов – не смог объяснить, как вычислить площадь прямоугольника и выполнить вычисление. Задание 2 3 балла – дан верный развернутый ответ, ученик знает, что такое площадь, понимает взаимосвязь сторон и площади; 2 балла – дан верный ответ, ученик понимает, что такое площадь, но не может точно и логично изложить в чем заключается взаимосвязь между сторонами и площадью; 1 балл – дан не точный, краткий ответ, ученик слабо понимает, что такое площадь, путает с другими понятиями; 0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено вообще. Задание 3 2 балла – задание выполнено верно, записано решение, ответ, ученик объяснил как решить данную задачу; 1 балл – задание выполнено верно, но ученик не смог объяснить решение; 0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено вообще. | Задание 1 Ответ: Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно длину прямоугольника умножить на его ширину, то есть 9 см на 2 см. Получится 18 квадратных сантиметров. 1)9*2=18 (см2) Ответ: 18 см2 Задание 2 Ответ: Площадь прямоугольника находится умножением его длины на ширину. Два прямоугольника могут иметь одинаковую площадь, даже если у них разные длины и ширины, потому что произведение длины на ширину может быть одинаковым. Прямоугольник 1: Длина = 6 см, Ширина = 4 см. Площадь = 6 см × 4 см = 24 кв. см Прямоугольник 2: Длина = 8 см, Ширина = 3 см. Площадь = 8 см × 3 см = 24 кв. см Стороны прямоугольников разные (6 и 4, и 8 и 3), но площадь в обоих случаях одинаковая – 24 квадратных сантиметра. Задание 3 Ответ: 1) 6+9=15(дм) - длина прямоугольника. 2) 9*15=135(дм2) - площадь прямоугольника. Ответ: 135 дм2 |
Применение в знакомых условиях | Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых условиях. | Задание 1 Задание 2 Измерьте длину и ширину своей тетради. Вычислите площадь обложки тетради. Задание 3 Найди и исправь ошибки в решение задачи: Длина прямоугольника 8 см, а ширина в 2 раза меньше. Чему равна площадь данного прямоугольника? Миша решил таким образом 1) 8*2=16 (см) – ширина прямоугольника 2) 16:2= 8 (см) Ответ: площадь прямоугольника 8 см. Исправь ошибку, объясняя свои поправки. | Задание 1 1. Внимательно прочитай задание. 2. Найди общую площадь фигуры. 3. Раздели рисунок на 3 фигуры, одинаковые по площади. 4. Раскрась их разными цветными карандашами. Задание 2 1. Внимательно прочитай задание. 2. Определи какую форму имеет тетрадка, вспомни как найди ее площадь. 3. Вычисли площадь обложки тетради, запиши решение. Задание 3 1. Внимательно прочитай задачу. 2. Найди ошибку и исправь её. 3. Объясни свои поправки. | Максимальное количество баллов: 3. Задание 1 2 балла – задание выполнено верно, аккуратно раскрашено; 1 балл - задание выполнено верно, но раскрашено не аккуратно; 0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено вообще. Задание 2 2 балла – задание выполнено верно; 1 балл – допущены ошибки в оформление решения или ответа; 0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено вообще. Задание 3 3 балла – задание выполнено верно, ученик исправил ошибки и смог их объяснить; 2 балл – ученик исправил, но не смог объяснить; 1 балл – ученик нашел ошибки только в оформлении задачи; 0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено вообще. | Задание 1 Ответ: Задание 2 Ответ: Длина тетради (a) = 20 см Ширина тетради (b) = 15 см Площадь обложки (S) = 20 см × 15 см = 300 кв. см Задание 3 Ответ: 1) 8*2=16 (см) – ширина прямоугольника2) 16:2= 8 (см2) Ответ: площадь прямоугольника 8 см2. |
Применение в новых условиях | Самостоятельное преобразование усвоенной информации в новых условиях. | Задание 1 Составь ребус на тему: «Площадь прямоугольника». Задание 2 Составь задачу для одноклассников на нахождение площади прямоугольника. Задача должна быть не про геометрическую фигуру, а про предмет в реальной жизни (клумба, стол, коробка и т.д.), задача должна быть составной (действий должно быть два и больше), вопрос должен быть четким, чтобы было легко написать ответ. Задание 3 Составь алгоритм, как из периметра прямоугольника можно найти его площадь. | Задание 1 #1042;спомни что такое ребус, каких видов он бывает. 2. Подумай какие виды ты будешь использовать. 3. Составь ребус. 4. Красиво его оформи. Задание 2 #1042;спомните правила нахождения площади прямоугольника. 2. Вспомни какие задачи называются составными. 3. Составь задачу. 4. Запиши её и реши сам. Задание 3 1. Вспомни правило нахождения площади и периметра. 2. Опираясь на свои знания, подумай как из периметра прямоугольника можно найти его площадь. 3. Составь алгоритм решения площади. 4. Объясни алгоритм, который ты составил. | Максимальное количество баллов: 4. Задание 1 4 балла – ребус составлен правильно, использованы разные виды, красиво оформлен; 3 балла - ребус составлен правильно, использованы разные виды, но не оформлен; 2 балла - ребус составлен правильно, использован один вид, красиво оформлен; 1 балл - ребус составлен правильно, использован один вид, но не оформлен; 0 баллов – ребус составлен с ошибками или не составлен вообще. Задание 2 4 балла – задача составлена верно, учитывая все условия; 3 балла - задача составлена верно, но она не составная; 2 балла - задача составлена верно, но она на нахождение площади геометрической фигуры, не связанна с реальной жизнью; 1 балл - задача составлена верно, но она не соответствует заданным условиям; 0 баллов – задача составлена не верно или не составлена вообще. Задание 3 3 балла – алгоритм составлен верно; 2 балла – допущена 1 ошибка; 1 балл – допущено 2 ошибки; 0 баллов – алгоритм составлен не верно или не составлен вообще. | Задание 1 Ответ: Задание 2 Ответ: Дизайнеру предложили создать интерьер комнаты, необходимо посчитать площадь данной комнаты, если она имеет прямоугольную форму. Длина комнаты 12 метров, а ширина на 4 метра меньше длины. Задание 3 Если известны любая сторона и периметр #1059;множьте периметр на длину известной стороны. 2. Найдите квадрат известной стороны и умножьте полученное число на 2. #1054;т первого произведения отнимите второе и разделите результат на 2. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-проекта по математикена по теме "Прямоугольник. Противоположные стороны прямоугольника"ивоположние
Урок-проект, на котором учащиеся вместе с учителем "стороят дом", выбирают знания, которые им для этого нужны, знакомятся с новыми. Выполняют практическую работу, убеждаются в важности математических ...

Конспект урока "Свойства противоположных сторон прямоугольника"
Данный конспект урока поможет провести урок по данной теме....

урок математики "Нахождение стороны прямоугольника"
Урок математики для 4 класса "Нахождение стороны прямоугольника"...

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Свойства противоположных сторон прямоугольника» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России
Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Свойства противоположных сторон прямоугольника»Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; способствовать фор...
Конспект урока "Cвойство противоположных сторон прямоугольника"
Конспект урока математики "Cвойство противоположных сторон прямоугольника"...

Разработка урока "Свойство противоположных сторон прямоугольника"
quot;Свойство противоположных сторон прямоугольника"...

Технологическая карта урока математики "Противоположные стороны прямоугольника" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: закрепление знаний о противоположных сторонах прямоугольника.Задачи урока:Дидактические:Закрепить знания о свойстве противоположных сторонах прямоугольника;Уметь применять способы противоп...
