Урок математики "Противоположные стороны прямоугольника"
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Кононова А.С

Урок математики  "Противоположные стороны прямоугольника" 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Тема урока: «Противоположные стороны прямоугольника»

Цель урока: формирование представления о свойствах противоположных сторон прямоугольника

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания учащихся о геометрических фигурах.
  2. Познакомить с понятием «противоположные стороны прямоугольника».
  3. Экспериментально установить свойство равенства противоположных сторон прямоугольника.
  4. Воспитывать интерес к изучению математики, самостоятельность.
  5. Воспитывать культуру общения и уважительное отношение к мнению других.
  6. Развивать логическое мышление (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
  7. Развивать познавательный интерес к математике.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Выделять прямоугольник из множества многоугольников.

2. Применять знание свойств противоположных сторон прямоугольника при решении задач.

Метапредметные:

1. Уметь анализировать и отвечать на поставленный вопрос.

2. Самостоятельно определять и формулировать цель на уроке.

3. Выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.

4. Уметь сотрудничать с одноклассниками, сохранять доброжелательные отношения друг к другу.

5. Формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

1. Формирование положительного отношения к процессу обучения.

2. Оценивать результат своей работы

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах, работа на интерактивной доске.

Используемые средства обучения: презентация «PowerPoint»; учебник по математике 2 класс, 2 часть, М. И. Моро. УМК «Школа России»; сервис «;; маршрутный лист; карточки с заданиями; бумажный прямоугольник, веревочка, линейка; планшеты.

Ход урока:

На этапе мотивирование к учебной деятельности учащимся необходимо отгадать данную загадку, ответ - строитель. Я сообщаю учащимся, что сегодня нам тоже предстоит превратиться в строителей и в ходе урока построить дом.

Кирпичи кладет он в ряд,
Строит школу для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит…

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Учащимся нужно вспомнить, какие геометрические фигуры они уже знают и на какие группы они делятся, а после выполнить задание на интерактивной доске. Несколько учеников по порядку распределяют данные геометрические фигуры на 3 группы. После я прошу учеников найти из данного множества фигур прямоугольник и доказать, что это именно он с помощью угольника также на интерактивной доске. Произвожу фронтальный опрос, что такое прямоугольник.

Выявление места и причины затруднения. Групповая работа на карточке 1. Ученикам среди множества четырехугольников необходимо найти прямоугольник и обвести его, используя модель прямого угла, а после поменяться карточками и проверьте друг друга. Отмечают свою деятельность в маршрутном листе. Выполнив это задание у нашего дома появляется фундамент. Далее я предлагаю посмотреть на стороны прямоугольника и высказать предположения как они называются, если расположены напротив друг друга и ровны ли они. Совместно приходим к тому, что стороны прямоугольника лежат напротив или против друг друга, поэтому называются противоположными.

Построение проекта выхода из затруднения. Дети формулируют тему, цель и задачи урока посредством таких вопросов….

Какая тема урока? (Противоположные стороны прямоугольника)

Что нового узнаем? (Узнаем равны или нет противоположных сторон прямоугольника)

Чему научимся? (Научимся измерять и сравнивать стороны прямоугольника)

Совместно составляем план работы.

  1. Вспомнить, что такое прямоугольник.
  2. Научиться находить противоположные стороны прямоугольника.
  3. Измерить одинаковая ли у них длина.
  4. Сделать вывод.

Реализация построенного проекта. Начинается с практической работы над моделью прямоугольника, ученики изучают его, считаю сколько пар противоположных сторон и рассуждают одинаковые ли они по длине нет. Чтобы доказать данное свойство прямоугольника, я предлагаю ученикам несколько способ для проверки. 1 способ это - способ «верёвочкой», второй способ это - перегибание прямоугольника, приложив друг к другу сначала одни противоположные стороны, затем другие. Учащиеся приходят к выводу, что противоположные стороны действительно равны по длине и в заключении, я предлагаю убедиться в этом наверняка, проверив линейкой. Далее следует работа по ученику, чтение правила и данное задание, в ходе которого ученики приходят к выводу, что равные противоположные стороны — это не главный признак прямоугольника.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе ученики работают в парах на карточке 2. Им необходимо начертить прямоугольники, когда дано только 2 измерения сторон, проверяют по эталону и отмечают свою деятельность в маршрутном листе. У нашего дома появляются стены.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самостоятельная работа на платформе Ленинг апс. Ученики сканируют О-код с помощью планшетов, выполняют задание. Данное задание это викторина. Ученики сразу проверяют свои ответы и отмечают путь в маршрутном листе. У дома появляется крыша.

Включение в систему знаний и повторение. Ученики работают индивидуально на карточке 3. Им необходимо решить геометрическую задачу, вычислить периметр прямоугольника, проверяют по эталону и отмечают свою деятельность в маршрутном листе. На нашем доме появляются последние элементы и совместно с учащимся приходим к выводу, что они очень хорошо потрудились на уроке.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Осуществляется рефлексия учебной деятельности посредством маршрутного листа, который ученики заполняли в ходе фрагмента урока. Они подсчитывают количество + и -, опрос у кого все +, в каких заданиях -.

Маршрутный лист учащегося

Ф.И.: ________________________________________________________

+ если ты справился с заданием

- если не справился с заданием

+- если допустил ошибки, но задание было выполнено

1 задание

(работа в группах над карточкой №1)

2 задание

(парная работа над карточкой №2)

3 задание

(самостоятельная работа в сервисе )

Задание 4

(индивидуальная работа над карточкой №3)

Карточка №1

1 группа

Карточка №1

2 группа

Карточка №2

Для первой пары. Начертить прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см. Подписать размеры сторон.

Карточка №2

Для второй пары. Начертить прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см. Подписать размеры сторон.

Карточка №2

Для третьей пары. Начертить прямоугольник со сторонами 4 см и 6 см. Подписать размеры сторон.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Практическая индивидуальная работа с моделью прямоугольника. 1 способ Задание: измерь стороны прямоугольника с помощью веревочки. 2 способ Задание: согните лист, приложив друг к другу сначала одни противоположные стороны, затем другие. Один ученик выполняет эти задания под документ-камерой.

Слайд 3

Задание: 1 пара - Начертить прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см. Подписать размеры сторон. 2 пара - Начертить прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см. Подписать размеры сторон. 3 пара - Начертить прямоугольник со сторонами 4 см и 6 см. Подписать размеры сторон.

Слайд 4

Проверка по эталону 1 пара 2 пара 3 пара

Слайд 5

1) 6+3=9 (см) – длина 2 стороны . Р=6+6+9+9=30 (см) Ответ: 30 см.



Предварительный просмотр:

Класс 3

Предмет математика

Тема Площадь прямоугольника

Тип задания

Цель задания

Формулировка задания

Алгоритм работы с заданием

Критерии и показатели оценки

Предполагаемые ответы детей

Узнавание

Актуализация имеющихся знаний обучающихся по разделу «Слово в языке и речи».

Задание 1

Что называют прямоугольником?

А) Четырехугольник, у которого все стороны равны.

Б) Четырёхугольник, у которого все углы прямые, но стороны не равны.

В) Фигура, имеющая 3 и более углов.

Задание 2

Какая из геометрических фигур на рисунке называется прямоугольником?

Задание 3

Что необходимо для измерения площади?

A) Длина и диагональ

Б) Длина и ширина

В) Ширина и объем

1. Внимательно прочитай задание.

2. Выбери один правильный ответ из предложенных и обведи его.

Максимальный балл, начисляемый за верное выполнение задания – 1 балл.

Критерии оценивания:

1 балл – задание выполнено верно;

0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено вообще.

Задание 1

Ответ:

Б) Четырёхугольник, у которого все углы прямые, но стороны не равны.

Задание 2

Ответ: 1

Задание 3

Ответ: Б) Длина и ширина.

Воспроизведение

Выявление и оценка уровня способности воспроизвести знаний в рамках темы

«Мир глазами астронома».

Задание 1

Расскажи по памяти правило нахождения площади прямоугольника.

Задание 2

Заполни пропуски.

Периметр - это ______ длин всех сторон прямоугольника.

Чтобы найти площадь прямоугольника нужно найти __________ длины и ширины.

Задание 3

Напишите по памяти формулу для нахождения площади прямоугольника.

Задание 1

1. Вспомни правило нахождения площади.

2. Расскажи его своим одноклассникам.

Задание 2

1. Внимательно прочитай задание.

2. Заполни пропуски в определениях.

Задание 3

1. Внимательно прочитай задание.

2. Вспомни что такое площадь прямоугольника и как она вычисляется.

3. Напиши эту формулу по памяти.

Максимальный балл, начисляемый за верное выполнение задания – 2 балла.

Задание 1

Критерии оценивания:

2 балл – правило рассказано в полном объеме;

1 балл – правило рассказано не в полном объеме;

0 балл – определение понятия приведено неверно или не приведено вообще.

Задание 2

Критерии оценивания:

2 балла – задание выполнено верно;

1 балл – допущена 1 ошибка;

0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено вообще.

Задание 3

Критерии оценивания:

1 балл – задание выполнено верно;

0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено вообще.

Задание 1

Ответ: Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно найти его длину и ширину (в одинаковых единицах), а потом вычислить произведение полученных чисел.

Задание 2

Ответ:

Периметр - это сумма длин всех сторон прямоугольника.

Чтобы найти площадь прямоугольника нужно найти произведение длины и ширины.

Задание 3

Ответ: S = a × b, где S — площадь, a — длина прямоугольника, b — ширина прямоугольника.

Понимание

Формирование способа выполнения действий по воспроизведению учебного материала на уровне понимания.

Задание 1

Объясни, как вычислить площадь прямоугольника, длины сторон которого 9 см и 2 см. Запиши решение и ответ.

Задание 2

На рисунке изображены два прямоугольника с одинаковой площадью, но разными сторонами. Объясните, как такое возможно.

;n=13

Задание 3

Ширина прямоугольника равна 9 дм, а длина на 6 дм больше. Найди его площадь. Запиши решение и ответ. Обьясни, как ты решил данную задачу.

Задание 1

1. Внимательно прочитай задание.

2. Вспомни правило о нахождении площади.

3. Объясни, как вычислить площадь прямоугольника.

4. Запиши решение и ответ.

Задание 2

1. Внимательно прочитай задание.

2. Вспомни что такое площадь прямоугольника и как ее найти.

3. Сравни прямоугольники.

4. Объясните, как может быть одинаковая площадь при разных сторонах, используя формулу.

Задание 3

1. Внимательно прочитай задачу.

2. Вспомни правило нахождения площади.

4. Запиши решение и ответ.

5. Обьясни, как ты решил данную задачу.

Максимальное количество баллов: 3 балла.

Задание 1

Критерии оценивания:

2 балла – подробно объяснил как вычислить площадь прямоугольника, правильно совершил вычисление;

1 балл – объяснил решение задачи неточно или кратко, но вычисление выполнил верно;

0 баллов – не смог объяснить, как вычислить площадь прямоугольника и выполнить вычисление.

Задание 2

3 балла – дан верный развернутый ответ, ученик знает, что такое площадь, понимает взаимосвязь сторон и площади;

2 балла – дан верный ответ, ученик понимает, что такое площадь, но не может точно и логично изложить в чем заключается взаимосвязь между сторонами и площадью;

1 балл – дан не точный, краткий ответ, ученик слабо понимает, что такое площадь, путает с другими понятиями;

0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено вообще.

Задание 3

2 балла – задание выполнено верно, записано решение, ответ, ученик объяснил как решить данную задачу;

1 балл – задание выполнено верно, но ученик не смог объяснить решение;

0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено вообще.

Задание 1

Ответ: Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно длину прямоугольника умножить на его ширину, то есть 9 см на 2 см. Получится 18 квадратных сантиметров.

1)9*2=18 (см2)

Ответ: 18 см2

Задание 2

Ответ: Площадь прямоугольника находится умножением его длины на ширину. Два прямоугольника могут иметь одинаковую площадь, даже если у них разные длины и ширины, потому что произведение длины на ширину может быть одинаковым.

Прямоугольник 1: Длина = 6 см, Ширина = 4 см. Площадь = 6 см × 4 см = 24 кв. см

Прямоугольник 2: Длина = 8 см, Ширина = 3 см. Площадь = 8 см × 3 см = 24 кв. см

Стороны прямоугольников разные (6 и 4, и 8 и 3), но площадь в обоих случаях одинаковая – 24 квадратных сантиметра.

Задание 3

Ответ:

1) 6+9=15(дм) - длина прямоугольника.

2) 9*15=135(дм2) - площадь прямоугольника.

Ответ: 135 дм2

Применение в знакомых условиях

Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых условиях.

Задание 1
Раздели рисунок на три фигуры, одинаковые по площади, и раскрась разными цветными карандашами.

Задание 2

Измерьте длину и ширину своей тетради. Вычислите площадь обложки тетради.

Задание 3

Найди и исправь ошибки в решение задачи:

Длина прямоугольника 8 см, а ширина в 2 раза меньше. Чему равна площадь данного прямоугольника?

Миша решил таким образом

1) 8*2=16 (см) – ширина прямоугольника

2) 16:2= 8 (см)

Ответ: площадь прямоугольника 8 см.

Исправь ошибку, объясняя свои поправки.

Задание 1

1. Внимательно прочитай задание.

2. Найди общую площадь фигуры.

3. Раздели рисунок на 3 фигуры, одинаковые по площади.

4. Раскрась их разными

цветными карандашами.

Задание 2

1. Внимательно прочитай задание.

2. Определи какую форму имеет тетрадка, вспомни как найди ее площадь.

3. Вычисли площадь обложки тетради, запиши решение.

Задание 3

1. Внимательно прочитай задачу.

2. Найди ошибку и исправь её.

3. Объясни свои поправки.

Максимальное количество баллов: 3.

Задание 1

2 балла – задание выполнено верно, аккуратно раскрашено;

1 балл - задание выполнено верно, но раскрашено не аккуратно;

0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено вообще.

Задание 2

2 балла – задание выполнено верно;

1 балл – допущены ошибки в оформление решения или ответа;

0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено вообще.

Задание 3

3 балла – задание выполнено верно, ученик исправил ошибки и смог их объяснить;

2 балл – ученик исправил, но не смог объяснить;

1 балл – ученик нашел ошибки только в оформлении задачи;

0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено вообще.

Задание 1

Ответ:

Задание 2

Ответ:

Длина тетради (a) = 20 см

Ширина тетради (b) = 15 см

Площадь обложки (S) = 20 см × 15 см = 300 кв. см

Задание 3

Ответ:

1) 8*2=16 (см) – ширина прямоугольника2) 16:2= 8 (см2)

Ответ: площадь прямоугольника 8 см2.

Применение в новых условиях

Самостоятельное преобразование усвоенной информации в новых условиях.

Задание 1

Составь ребус на тему: «Площадь прямоугольника».

Задание 2

Составь задачу для одноклассников на нахождение площади прямоугольника. Задача должна быть не про геометрическую фигуру, а про предмет в реальной жизни (клумба, стол, коробка и т.д.), задача должна быть составной (действий должно быть два и больше), вопрос должен быть четким, чтобы было легко написать ответ.

Задание 3

Составь алгоритм, как из периметра прямоугольника можно найти его площадь.

Задание 1

#1042;спомни что такое ребус, каких видов он бывает.

2. Подумай какие виды ты будешь использовать.

3. Составь ребус.

4. Красиво его оформи.

Задание 2

#1042;спомните правила нахождения площади прямоугольника. 2. Вспомни какие задачи называются составными.

3. Составь задачу.

4. Запиши её и реши сам.

Задание 3

1. Вспомни правило нахождения площади и периметра.

2. Опираясь на свои знания, подумай как из периметра прямоугольника можно найти его площадь.

3. Составь алгоритм решения площади.

4. Объясни алгоритм, который ты составил.

Максимальное количество баллов: 4.

Задание 1

4 балла – ребус составлен правильно, использованы разные виды, красиво оформлен;

3 балла - ребус составлен правильно, использованы разные виды, но не оформлен;

2 балла - ребус составлен правильно, использован один вид, красиво оформлен;

1 балл - ребус составлен правильно, использован один вид, но не оформлен;

0 баллов – ребус составлен с ошибками или не составлен вообще.

Задание 2

4 балла – задача составлена верно, учитывая все условия;

3 балла - задача составлена верно, но она не составная;

2 балла - задача составлена верно, но она на нахождение площади геометрической фигуры, не связанна с реальной жизнью;

1 балл - задача составлена верно, но она не соответствует заданным условиям;

0 баллов – задача составлена не верно или не составлена вообще.

Задание 3

3 балла – алгоритм составлен верно;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2 ошибки;

0 баллов – алгоритм составлен не верно или не составлен вообще.

Задание 1

Ответ:

Задание 2

Ответ:

Дизайнеру предложили создать интерьер комнаты, необходимо посчитать площадь данной комнаты, если она имеет прямоугольную форму. Длина комнаты 12 метров, а ширина на 4 метра меньше

длины.

Задание 3

Если известны любая сторона и периметр

#1059;множьте периметр на длину известной стороны.

2. Найдите квадрат известной стороны и умножьте полученное число на 2.

#1054;т первого произведения отнимите второе и разделите результат на 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-проекта по математикена по теме "Прямоугольник. Противоположные стороны прямоугольника"ивоположние

Урок-проект, на котором учащиеся вместе с учителем "стороят дом", выбирают знания, которые им для этого нужны, знакомятся с новыми. Выполняют практическую работу, убеждаются в важности математических ...

Конспект урока "Свойства противоположных сторон прямоугольника"

Данный конспект урока поможет провести урок по данной теме....

урок математики "Нахождение стороны прямоугольника"

Урок математики для 4 класса "Нахождение стороны прямоугольника"...

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Свойства противоположных сторон прямоугольника» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Свойства противоположных сторон прямоугольника»Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; способствовать фор...

Конспект урока "Cвойство противоположных сторон прямоугольника"

Конспект урока математики "Cвойство противоположных сторон прямоугольника"...

Разработка урока "Свойство противоположных сторон прямоугольника"

quot;Свойство противоположных сторон прямоугольника"...

Технологическая карта урока математики "Противоположные стороны прямоугольника" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: закрепление знаний о противоположных сторонах прямоугольника.Задачи урока:Дидактические:Закрепить знания о свойстве противоположных сторонах прямоугольника;Уметь применять способы противоп...