Факультативное занятие занимательной математики "В царстве смекалки"
план-конспект занятия по математике (3 класс)

Лазарева Светлана Александровна

Игровая форма занятия, на котором используются задания повышенного уровня. Данные задания предполагают повысить у обучающихся мотивацию к изучению предмета, сообразительность, математическую речь, гибкость ума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_tsarstve_smekalki.docx151.29 КБ
Файл v_tsarstve_smekalki.pptx774.46 КБ

Предварительный просмотр:

(СЛАЙД 1) Факультативное занятие ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

Тема: «В царстве смекалки»

Цель:  

- создание условий для организации деятельности обучающихся, развития смекалки, познавательного интереса,  мышления;

- воспитание культуры общения, познавательной активности, умения работать в коллективе, поддерживать дружеское отношение друг к другу.

Планируемые результаты (УУД):

Личнoстные:

- знать коллективные формы общения;

- формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение слушать и понимать других;

Познавательные:

- формировать умение обобщать и классифицировать по признакам, решать задачи на смекалку;

Регулятивные УУД:

- формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Оборудование:

мультимедиа проектор;

экран;

компьютер;

монитор;

доска;

презентация к уроку;

наглядный материал;

раздаточный материал;

награды

ХОД УРОКА.

  1. Эмоциональный настрой

Всем доброго дня! Ребята к нам сегодня на занятие пришли учителя школ города. Поприветствуйте их.

- Здравствуйте, дорогие гости!

Начинаем наше факультативное занятие по Занимательной математике

(МР3 Сказка)

- Куда мы сегодня отправимся?

(В царство)

- Мы сегодня отправляемся в путешествие в ЦАРСТВО, а вот какое вы узнаете, когда расшифруете слово.

«Расшифруйте» (РАБОТА в парах и тройках)

  1. Произведение чисел 9 и 3  К
  2. Какое число надо разделить на 7, что бы получилось 9? А
  3. Разность чисел 80-49  Л 
  4. Какое число надо разделить на 2, что бы получилось 13  К 
  5. Число 17 увеличить в два раза   С                   
  6. Частное чисел 70 и 2   Е                   
  7. От наибольшего двузначного числа вычесть 70  М                   
  8. Произведение чисел 3 и 14  А                     

(СЛАЙД 2,3)

34

29

35

27

42

31

26

63

с

м

е

к

а

л

к

а

Сегодня мы отправляемся в ЦАРСТВО СМЕКАЛКИ

А какие задачи поставим на сегодняшний урок?

Как вы думаете, чем будем заниматься?

(Шкала на доске)

Организационный этап

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в дорогу отправимся смело

В мир загадок и сложных задач.

Девизом нашего урока будут слова – СМЕКАЙ, СЧИТАЙ, ОТГАДЫВАЙ.

(СЛАЙД 4)

- В некотором царстве Смекалки жили… ваши предположения?

(Геометрические фигуры)

Предлагаю выбрать любую, которая вам больше всех нравится

С помощью этих фигур сегодня вы будете объединяться в  команды.

По какому признаку? (цвет)

Каждый из вас получает маршрутный лист, на каждой станции вы будете оценивать себя и работу команды (листы самооценки)

Испытание нас ждёт,

Отправляемся вперёд.

На первой станции мы попадаем в гости к Бабе – Яге, в ее избушку

(на доску)

Итак, турнир я открываю,

Всем успехов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать

Быстро всё в уме считать.

1. Игровое поле (СЛАЙД 5)

Составьте выражения на умножение и деление с результатами из квадрата

При умножении получаем двузначное число, при делении однозначное

- Я начинаю

6*6=36 (ответы детей)

2. Составь все возможные группы из трех цифр, используя цифры – 1, 4 8, так, чтобы они не повторялись.

(СЛАЙД 6)

3.Логические задачи.

 Но, прежде чем дать ответ, хорошенько подумайте, не спешите.    

                           

Ведущий  попеременно задает вопросы командам.

1. Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

2. Тройка лошадей пробежала  30 км. Сколько пробежала каждая лошадь?

3. Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько осталось?

4. У линейки 4 угла, если  один угол срезать, сколько углов останется?

5. К 7 прибавить 5.  Как правильно записать: «одиннадцать» или «адиннадцать»?

6. Сколько цветов у радуги?

Первый конкурс закрываю

И команды поздравляю

В листе самооценки оцените свою работу и работу команды

ФИЗМИНУТКА

Танцевально – музыкальная «Две руки»

Путешествие продолжается

Объединяемся в  команды по какому признаку? (размер)

На второй станции нас встречает жар птица со своими заданиями (доска)

Второй  тур мы  начинаем,

Победителей  узнаем.

Есть здесь ребусы,  шарады.

За  разгадку  всем  награды.

  1. «Отгадай ребус» (СЛАЙД 7,8)

 

  1. Составь выражение

(СЛАЙД 9)

 21, 19, 30, 25, 3, 12, 9, 15, 20,27.

        Из данных чисел нужно выбрать и записать три числа, которые в сумме составляют 60. Запишите все возможные варианты.

(СЛАЙД 10)

21+19+20=60

27+3+30=60

25+15+20=60

27+21+12=60

21+9+30=60

В листе самооценки оцените свою работу и работу команды

Путешествие продолжается

Объединяемся в  команды по какому признаку? (форме)

На третьей станции нас встречает Кощей бессмертный со своими заданиями (доска)

1.Игра «Угадай фигуру» (Фронтальная работа)

Содержание игры: по существующим признакам  назовите  геометрическую фигуру,

  1. Четыре стороны, четыре прямых угла, все стороны равные.  (Квадрат)
  2. Три угла, три вершины, три разные стороны.  (Треугольник)
  3. Четыре прямых угла, четыре стороны, противоположные стороны равные. (Прямоугольник)

2. Задание (Групповая работа) 

(СЛАЙД 11)

Раздели квадрат со стороной 4 см на 4 равные стороны разными способами.

Проверка.  

(СЛАЙД 12)

E:\уроки2\ур11.files\Image97.jpg

3.Задание на смекалку. (Работа в группе)

(СЛАЙД 13)

Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков. Нарисуй, как это сделать?

(СЛАЙД 14)

В листе самооценки оцените свою работу и работу команды

РЕФЛЕКСИЯ.

Ведущий: Ребята, давайте вспомним задачи, которые мы поставили в начале урока, справились ли мы с ними?

Подведение итогов конкурса.

(СЛАЙД 15)

Вот закончилась игра.

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился.

Сдайте листы самооценки учителям

Присутствующие ставят на лист самооценки печать ОТЛИЧНО (печать)

Ведущий:  Поздравляю всех участников игры. Все вы молодцы! Желаю вам пронести любовь к математике «царице всех наук» через всю жизнь. Пусть ваша смекалка и крепкие знания помогут вам справиться с любой математической задачей,  а решения будут для вас легкими и интересными. Желаю, что бы  в вашей жизни не было не решенных задач.

А в награду от самого царя Царства Смекалки, пряники имбирные получайте!

(Царь, сундук с пряниками)

(СЛАЙД 16)

ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ

Конкурс художников  «Математические человечки».

Сейчас каждому из вас надо нарисовать одного или  несколько человечков с помощью трех геометрических фигур: квадрата, круга и треугольника; количество фигур неограниченно.

После того, как закончен  рисунок, игрок подсчитывает количество треугольников, прямоугольников, окружностей по отдельности. По результатам можно определить какое качество в этом человеке преобладает: если треугольник, то ум, круг – доброта, квадрат – трудолюбие.

Треугольник символизирует лидерство. Это сильная, энергичная, неудержимая личность. «Треугольник» ставит ясные цели и старается, по возможности, достичь их.

Круг – это самая доброжелательная фигура. Обладатель этого символа счастлив, когда все ладят друг с другом; круг ощущает чужую радость и боль, как свою собственную. Это очень чувствительная и эмоциональная натура.

Квадрат Основное качество личности, отдавшей предпочтение квадрату, - трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство в достижении цели. «Квадрат» предпочитает раз и навсегда заведенный порядок: всё должно находиться на своём месте и происходить в своё время.

Фантазирование.  (Работа в группе или индивидуально – по выбору)

Геометрия интересна тем, что здесь можно не только строить, измерять, вычислять, но еще и фантазировать.

Сейчас вам предстоит пофантазировать, дорисовать геометрические фигуры, до известных всем предметов.

Ученикам раздается 15 листов бумаги с изображениями круга, квадрата и треугольника, которые они дорисовывают.

Проверка рисунков.

Математический человечек

Здесь нас радостно встречает….Кто? Сейчас, мы все узнаем      

Вправо 3 клетки, 1 вниз на уголок вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 1 вверх на уголок вправо – соединяем с начальной точкой.

 Добавьте глазки, ротик и ушки- антенны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Факультативное занятие «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» Лазарева Светлана Александровна МАОУ СОШ №8 3 А класс 05.02.2025

Слайд 2

РАСШИФРУЙ 34 29 35 27 42 31 26 6 3

Слайд 3

ПРОВЕРКА 34 29 35 27 42 31 26 6 3 С М Е К А Л К А

Слайд 4

ЦАРСТВО СМЕКАЛКИ ДЕВИЗ: СМЕКАЙ, СЧИТАЙ , ОТГАДЫВАЙ

Слайд 5

12 42 36 56 49 63 6 8 9 Первая станция

Слайд 6

1 4 8 Первая станция

Слайд 7

Вторая станция По 2 л 40 а 7 я

Слайд 8

Вторая станция Пи 100 лет

Слайд 9

Вторая станция 21, 19, 30, 25, 3, 12 , 9, 15, 20,27.

Слайд 10

Проверка 21+19+20=60 27+3+30=60 25+15+20=60 27+21+12=60 21+9+30=60

Слайд 11

Третья станция

Слайд 12

Проверка

Слайд 13

Третья станция

Слайд 14

Третья станция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...

Факультативный курс «Занимательная математика», 2 класс

Пояснительная записка.   Рабочая тетрадь творческих заданий составлена по программе  учебника математики 2 класса  и может быть использовано как для  работы на уроке, так и дл...

Дидактические материалы к реализации факультативного курса "Занимательная математика"

Занимательный  материал по математике: ребусы, загадки-тесты в стихах, логические задачи  развивают  мышление, внимание, память детей и делают  урок интересным. Презентацию...

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика"

Данная программа расчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса по факультативному курсу «Занимательная математика»

Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 2 класс...

Факультативный курс "Занимательная математика" 2 класс

Программа для факультативных занятий по математике для учащихся 2 класса...

Рабочая программа факультативного занятия "Занимательная математика"

Данная программа для обучающихся начальной школы с календарно-тематическим планированием...