Рабочая программа факультативного занятия "Занимательная математика"
рабочая программа по математике

Лазарева Светлана Александровна

Данная программа для обучающихся начальной школы с календарно-тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vud_zm.docx69.6 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Красноярского края

Управление образованием администрации города Шарыпово

МАОУ СОШ №8 города Шарыпово

СОГЛАСОВАНО
Методическим советом

______________

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ №8

____________

Протокол ___
от "___" ___ 2023г.

Приказ___

от "__"___2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива
«Занимательная математика»

для 1 – 4 классов

Шарыпово 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультатива «Занимательная математика» составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.  Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

ОБОСНОВАНИЕ  АКТУАЛЬНОСТИ  КУРСА  

И  ВОЗМОЖНОСТИ  ЕЁ  РЕАЛИЗАЦИИ.

     Программа  «Занимательная  математика»  рассчитана   на  ребят  7-11  лет,  срок  реализации  4  года (1-4 класс).  Формировать  у  них  конструктивно-геометрические  умения  и  навыки,  способность  читать  и  понимать  графическую  информацию,  а  также  умении  доказывать  свое  решение  в ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок,  через  -  интересную  деятельность,  необходимо  отметить,  что  только  в  ней  ребенок  реализует  поставленные  перед  собой  цели,  познает  предмет,  развивает  свои  творческие  способности.

ЦЕЛЬ:   развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

ЗАДАЧИ:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области  чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая

внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
  • развивать краткости речи.

ПРИНЦИПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
  • Практическая направленность. Содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 - 34 занятия.
  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты. Занятия  должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  КУРСА.

Курс  "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий,  трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе  формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Эффективность задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;
  • развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ  КУРСА.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИЗУЧЕНИЯ  КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.  
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты курса:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Предполагаемая результативность курса: 

  • усвоение основных базовых знаний по математике; её ключевые понятия;
  • улучшение качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
  • успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах
  • выпуск стенгазет по темам «Весёлый счёт», «Волшебная палочка»;
  • построение «Спичечной игрушки» и подарить воспитанникам детского  сада «Журавушка».

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

 Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия   должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ

Наименование разделов

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Весёлый счёт

7

8

10

9

Геометрия вокруг нас

4

8

5

5

Танграм: древняя китайская головоломка

6

1

-

-

«Спичечный» конструктор

2

3

2

2

Секреты задач

7

8

12

9

Математические игры

6

5

3

5

Выпуск математической газеты

1

1

2

4

Всего

33

34

34

34

Поурочное планирование и содержание программы

1 класс

тема

содержание

ЦОР

дата

Математика — это интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Путешествие точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

. Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения

конструкций.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Конструкторы лего

Выполнение постройки по собственному замыслу.

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу.

«Спичечный» конструктор

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Математические игры.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Игра в магазин. Монеты

Сложение и вычитание в пределах 20.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Итоговый урок

Поурочное планирование и содержание программы

2 класс

тема

содержание

ЦОР

дата

«Удивительная снежинка»

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия».

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Крестики-нолики

Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник».

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Математические игры

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Секреты задач

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

«Спичечный» конструктор

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

«Шаг в будущее»

Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

Геометрия вокруг нас

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Путешествие точки

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

«Шаг в будущее»

Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

Тайны окружности

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Математическое путешествие

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

«Новогодний серпантин»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере)

«Новогодний серпантин»

Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, занимательные задачи.

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

«Часы нас будят по утрам…»

Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Геометрический калейдоскоп

Задания на разрезание и составление фигур.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Головоломки

Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

«Что скрывает сорока?»

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Дважды два — четыре

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра

«Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» карточки двусторонние: на одной стороне задание, на другой ответ.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Дважды два — четыре

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь».

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Дважды два — четыре

Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Составь квадрат

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Мир занимательных задач

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Мир занимательных задач

Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Математическая эстафета

Решение олимпиадных задач

Поурочное планирование и содержание программы

3 класс

тема

содержание

ЦОР

дата

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

«Числовой» конструктор

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9; 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Геометрия вокруг нас

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Волшебные переливания

Задачи на переливание.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

В царстве смекалки

Решение нестандартных задач (на «отношения»).

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

«Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Проверка выполненной работы.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

«Спичечный» конструктор

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, занимательные задачи.

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере)

Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи

Разверни листок

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

От секунды до столетия

Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Математические фокусы

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

Математический лабиринт

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Поурочное планирование и содержание программы

4 класс

тема

содержание

ЦОР

дата

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Математический марафон

Решение олимпиадных задач

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу.

Проверка выполненной работы.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

«Спичечный» конструктор

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Занимательное моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Занимательное моделирование

Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма

шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Занимательное моделирование

Создание объёмных фигур из развёрток: октаэдр,

параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

«Математика — наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере)

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, занимательные задачи.

Блиц-турнир по решению задач

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Математическая копилка

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

Геометрические фигуры вокруг нас

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».)

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Математический лабиринт

Интеллектуальный марафон

Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/

 (uchi.ru)

Материально-техническое обеспечение

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.

6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

Литература

  1. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008
  2. Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006
  3. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
  4. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
  5. 30astr-nosh60.edusite.ru/DswMedia/zanimatel-nayamatematika.doc
  6. nsportal.ruНачальная школаМатематика…-deyatelnosti-po…
  7. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
  8. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
  9. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
  10.  http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игрыи конкурсы.
  11. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачии задачки, фокусы, ребусы.
  12. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.
  13. http://ru.wikipedia.org/w/index. -энциклопедия
  14. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая  коллекция цифровых образовательных ресурсов
  15. Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/(uchi.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика"

Данная программа расчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор....

Рабочая программа факультативных занятий по математике "В лабиринте задач" 4 класс

Самое трудное в начальной школе - научить детей решать задачи. Предлагается рабочая программа по математике для учащихся 4х классов. На уроках нам не хватает времени на выработку умений решения задач....

Рабочая программа факультативного курса "Математика и конструирование" 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Математика и конструирование" 3 класс содержит пояснительную записку и КТП, составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа факультативного курса «Математика и конструирование» для 4 класса

Рабочая программа по «Математике и конструированию»  разработана  на основе авторской  программы  В.П &laqu...