Рабочая программа факультативного занятия "Занимательная математика"
рабочая программа по математике
Данная программа для обучающихся начальной школы с календарно-тематическим планированием
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Красноярского края
Управление образованием администрации города Шарыпово
МАОУ СОШ №8 города Шарыпово
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
______________
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ №8
____________
Протокол ___ | Приказ___ от "__"___2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива
«Занимательная математика»
для 1 – 4 классов
Шарыпово 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультатива «Занимательная математика» составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ КУРСА
И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ.
Программа «Занимательная математика» рассчитана на ребят 7-11 лет, срок реализации 4 года (1-4 класс). Формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через - интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.
ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
ЗАДАЧИ:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
- развивать краткости речи.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность. Содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 - 34 занятия.
- Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты. Занятия должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Курс "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Эффективность задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
- развитие личности ученика, его творческого потенциала;
- развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты курса:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Предполагаемая результативность курса:
- усвоение основных базовых знаний по математике; её ключевые понятия;
- улучшение качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
- успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах
- выпуск стенгазет по темам «Весёлый счёт», «Волшебная палочка»;
- построение «Спичечной игрушки» и подарить воспитанникам детского сада «Журавушка».
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ
№ | Наименование разделов | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Весёлый счёт | 7 | 8 | 10 | 9 | |
Геометрия вокруг нас | 4 | 8 | 5 | 5 | |
Танграм: древняя китайская головоломка | 6 | 1 | - | - | |
«Спичечный» конструктор | 2 | 3 | 2 | 2 | |
Секреты задач | 7 | 8 | 12 | 9 | |
Математические игры | 6 | 5 | 3 | 5 | |
Выпуск математической газеты | 1 | 1 | 2 | 4 | |
Всего | 33 | 34 | 34 | 34 | |
Поурочное планирование и содержание программы
1 класс
№ | тема | содержание | ЦОР | дата |
Математика — это интересно | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Танграм: древняя китайская головоломка | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Путешествие точки | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Игры с кубиками | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
. Танграм: древняя китайская головоломка | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Волшебная линейка | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Праздник числа 10 | Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Конструирование многоугольников из деталей танграма | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Игра-соревнование «Весёлый счёт» | Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице не по порядку, а разбросаны по всей таблице. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Игры с кубиками | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Конструкторы лего | Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Конструкторы лего | Выполнение постройки по собственному замыслу. | |||
Весёлая геометрия | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Математические игры | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10». | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
«Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. | |||
«Спичечный» конструктор | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |||
Задачи-смекалки | Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Прятки с фигурами | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Математические игры. | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20». | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Математическая карусель | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи | |||
Математическая карусель | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи | |||
Уголки | Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Игра в магазин. Монеты | Сложение и вычитание в пределах 20. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Конструирование фигур из деталей танграма | Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Игры с кубиками | Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Математическое путешествие | Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Математические игры | «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Секреты задач | Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Математическая карусель | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | |||
Математические игры | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20». | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Итоговый урок |
Поурочное планирование и содержание программы
2 класс
№ | тема | содержание | ЦОР | дата |
«Удивительная снежинка» | Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия». | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Крестики-нолики | Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник». | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Математические игры | Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Прятки с фигурами | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Секреты задач | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
«Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
«Спичечный» конструктор | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |||
Геометрический калейдоскоп | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
«Шаг в будущее» | Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». | |||
Геометрия вокруг нас | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Путешествие точки | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | |||
«Шаг в будущее» | Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. | |||
Тайны окружности | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Математическое путешествие | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
«Новогодний серпантин» | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере) | |||
«Новогодний серпантин» | Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, занимательные задачи. | |||
Математические игры | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
«Часы нас будят по утрам…» | Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Геометрический калейдоскоп | Задания на разрезание и составление фигур. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Головоломки | Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Секреты задач | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
«Что скрывает сорока?» | Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | |||
Дважды два — четыре | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» карточки двусторонние: на одной стороне задание, на другой ответ. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Дважды два — четыре | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Дважды два — четыре | Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | |||
Составь квадрат | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Мир занимательных задач | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Мир занимательных задач | Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Математические фокусы | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Математическая эстафета | Решение олимпиадных задач |
Поурочное планирование и содержание программы
3 класс
№ | тема | содержание | ЦОР | дата |
Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных задач | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
«Числовой» конструктор | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9; 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Геометрия вокруг нас | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Волшебные переливания | Задачи на переливание. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
В царстве смекалки | Решение нестандартных задач (на «отношения»). | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
«Шаг в будущее» | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | |||
«Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Проверка выполненной работы. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
«Спичечный» конструктор | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | |||
Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, занимательные задачи. | |||
Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере) | |||
Математические фокусы | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Математические игры | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Секреты чисел | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | |||
Математическое путешествие | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Выбери маршрут | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Геометрический калейдоскоп | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи | |||
Разверни листок | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
От секунды до столетия | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
От секунды до столетия | Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Конкурс смекалки | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Это было в старину | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Математические фокусы | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Энциклопедия математических развлечений | Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). | |||
Энциклопедия математических развлечений | Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). | |||
Математический лабиринт | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ |
Поурочное планирование и содержание программы
4 класс
№ | тема | содержание | ЦОР | дата |
Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных задач | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Числа-великаны | Как велик миллион? Что такое гугол? | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Кто что увидит? | Задачи и задания на развитие пространственных представлений | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Римские цифры | Занимательные задания с римскими цифрами. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Секреты задач | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
Математический марафон | Решение олимпиадных задач | |||
«Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Проверка выполненной работы. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
«Спичечный» конструктор | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |||
Выбери маршрут | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | |||
Математические фокусы | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Занимательное моделирование | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Занимательное моделирование | Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Занимательное моделирование | Создание объёмных фигур из развёрток: октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | |||
Какие слова спрятаны в таблице? | Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
«Математика — наш друг!» | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Решай, отгадывай, считай | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Математические фокусы | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере) | |||
Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, занимательные задачи. | |||
Блиц-турнир по решению задач | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Математическая копилка | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач. | |||
Геометрические фигуры вокруг нас | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».) | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ | ||
Математический лабиринт | Интеллектуальный марафон | |||
Математический праздник | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». | Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ |
Материально-техническое обеспечение
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
5. Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.
6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
Литература
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008
- Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
- 30astr-nosh60.edusite.ru/DswMedia/zanimatel-nayamatematika.doc
- nsportal.ru›Начальная школа›Математика›…-deyatelnosti-po…
- http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
- http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
- http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
- http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игрыи конкурсы.
- http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачии задачки, фокусы, ребусы.
- http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.
- http://ru.wikipedia.org/w/index. -энциклопедия
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/(uchi.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...
Рабочая программа факультативного курса " В мире математики" 2 класс.
Программа рассчитана на 34 учебных недели ....

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика"
Данная программа расчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор....
Рабочая программа факультативных занятий по математике "В лабиринте задач" 4 класс
Самое трудное в начальной школе - научить детей решать задачи. Предлагается рабочая программа по математике для учащихся 4х классов. На уроках нам не хватает времени на выработку умений решения задач....

Рабочая программа факультативного курса "Математика и конструирование" 3 класс
Рабочая программа факультативного курса "Математика и конструирование" 3 класс содержит пояснительную записку и КТП, составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа факультативного курса "Математика и конструирование" 1-4 класс
Рабочая программа "Математика и конструирование"...

Рабочая программа факультативного курса «Математика и конструирование» для 4 класса
Рабочая программа по «Математике и конструированию» разработана на основе авторской программы В.П &laqu...
