Рабочая программа факультативного курса «Математика и конструирование» для 4 класса
рабочая программа (4 класс)

Дёмина Наталья Геннадьевна

 

          Рабочая программа по «Математике и конструированию»  разработана  на основе авторской  программы  В.П « Математика и конструирование»       С.И.Волкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem._i_konstr.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

 

          Рабочая программа по «Математике и конструированию»  разработана  на основе авторской  программы  В.П « Математика и конструирование»       С.И.Волкова.

         Изучение программы  предполагает органическое единство мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всём многообразии их взаимного влияния и взаимодействия. Мыслительная деятельность и теоретические математические знания создают базу для овладения программой, а специально организованная конструкторско-практическая учебная деятельность создаёт условия не только для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков, но и для развития пространственного воображения и логического мышления, способствует  актуализации и углублению математических знаний при их использовании в новых условиях.

Основная цель программы:

Сформировать  элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие, начальные геометрические представления. Усилить развитие логического мышления и пространственных представлений

 Задачи :

расширение математических в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на  их основе пространственного воображения детей:

Формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертежными инструментами:

Овладение учащимися различными способами моделирования , развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.

Курс «Математика и конструирование» рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю).

1.Планируемые результаты освоения курса  «Математика и конструирование» 

Предмет «Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью учащихся, а так же предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся, их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другим. Мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу для овладения предметом «Математика и конструирование», а конструкторско-практическая деятельность способствует закреплению основы в ходе практического использования математических знаний, повышает уровень осознанности изученного математического материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.

К концу обучения во 4 классе ученик научится:

         работать с чертежом, технологической картой и составлять их;

•        работать с чертёжными инструментами;

•        определять назначение изготовленного изделия; оценивать качество своей работы с учётом технологических и принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

2.Содержание индивидуально-групповых занятий (34 ч.)

 Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Курс «Математика и конструирование разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе.

Геометрическая составляющая.

Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений. Виды треугольников по сторонам.
Виды треугольников по углам. Построение треугольника по сторонам с использованием циркуля и линейки без деления.  Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, вершины, рёбра. Периметр многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата.   Построение прямоугольника на нелинованной бумаге. Площадь. Единицы площади. Деление окружности на 2,4 ,8 равных частей. Деление окружности на 3,6,12 равных частей.  Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений. Вписанный в окружность треугольник.

Конструирование.

Изготовление моделей треугольников различных видов. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника

 Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексатон – “гнущийся многоугольник”).

Изготовление по чертежу аппликации “Домик”

Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер”

 Изготовление по технологической карте композицию “Яхты в море”

Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей.

 Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 частей

Изготовление аппликации “Паровоз” с предварительным изготовлением чертежа по рисунку.

Конструктор и его виды. Назначение. Знакомство с деталями конструктора, монтажными инструментами. Приёмы работы с конструктором. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе с конструктором и монтажными инструментами. Изучение правил. Организация рабочего места. Виды соединения деталей в конструкторе: обычное, шарнирное, жесткое, внахлестку. Подвижные и неподвижные механизмы. Сборка из деталей различных изделий.

Отрезок. Построение отрезка  

Виды треугольников

Периметр многоугольника. Площадь фигуры.

Вычерчивание окружности. Деление окружности на равные части.

Техническое моделирование.

Систематизация и обобщение знаний. Подведение итогов по изучению теоретического материала. Выставка практических работ учащихся.

3.Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Корректировка

1 четв.

1

Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда

1

2

Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда.

1

3-4

Развертка прямоугольного параллелепипеда.

2

5

Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины.

1

6

Свойства граней и ребер куба.

1

7-8

Развертка куба. Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда (куба).

2

9-10

Вычерчивание развертки и изготовление модели прямоугольного параллелепипеда (куба).

2

2 четв.

11

Изготовление модели куба сплетением из трех полосок

1

12

Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж).

1

13-14

Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.

2

15

Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда (куба).

1

16-17

3 четв.

Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров.

2

18

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии.

1

19-20

Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии.

2

21

Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой.

1

22

Развертка прямого кругового цилиндра.

1

23-24

Изготовление моделей цилиндра.

2

25-26

Изготовление моделей шара.

2

4 четв.

27-28

Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток).

2

29-30

Изготовление набора «Монгольская игра» и его использование для построения заданных фигур.

2

31-32

Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль».

2

33

Знакомство с диаграммами: изображение данных с помощью столбчатых диаграмм.

1

34

Чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными.

1

Приложение 1

СВОДНАЯ УЧЕТА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

ПО ПРЕДМЕТУ «Математика и конструирование»

Класс - 4  

 

Количество часов   учебный год

класс

 4                

всего часов

34            

часов в неделю

1            

Сводная ведомость часов за год

Учебные четверти

Количество часов

1 четверть

10

2 четверть

7

3 четверть

9

4 четверть

8

Год

34

Формы и методы работы

 В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • самоконтроль — при введении нового материала,
  • взаимоконтроль — в процессе его отработки,

                     индивидуальный и фронтальный опросы;

  • Устный и письменный опросы;
  • Самостоятельная работа;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по курсу " Математика и конструирование" 1 класс

Материал содержит календарно-тематическое планирование по курсу " Математика и конструирование"  в 1 классе в количестве 33часов , автор программы М.И. Моро...

Тест по итогам первой четверти по курсу "Математика и конструирование", 2 класс

Задания на выбор правильного ответа по изученным темам...

Тест по итогам второй четверти по курсу "Математика и конструирование", 2 класс

Проверка знаний учащихся по изучаемым темам 2 четверти, закрепление пройденного....

Рабочая программа факультативного курса "Математика и конструирование" 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Математика и конструирование" 3 класс содержит пояснительную записку и КТП, составлена в соответствии с ФГОС...