Математика вокруг нас
рабочая программа по математике (4 класс)

Синицына Людмила Юрьевна

Кружок 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружок по математике27.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                      Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Балаково Саратовской области

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО

___________ /Грасмик Т.Н./

Протокол №  1

от 29.08.2024г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР

__________    /Ахметова К.А./

от 29.08.2024г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МАОУ СОШ № 3

 __________   /Руфина О.А. /

Приказ  № 167

от 29.08.2024г.

                        Дополнительная общеобразовательная                    общеразвивающая программа

   « Математика вокруг нас»

для учащихся 4 «А» класса  

                                 направление: естественнонаучное

тип программы: модифицированный

возраст учащихся: 10-11 лет

срок реализации:  01.10.2024– 31.05.2025

Автор программы:

 

учитель начальных классов

Синицына Людмила Юрьевна

первой  квалификационной категории

2024-2025 уч. г.

 


Пояснительная записка

Направленность программы: естественнонаучная. По содержанию является учебно-познавательной, по функциональному предназначению- развивающей, по форме организации- коллективно-групповой, по времени реализации-одногодичный. Рассчитана на детей 10-11 лет.

Актуальность данной программы:

Программа кружка  «Математика вокруг нас » направлена на общее развитие учащихся, требующее продуктивной деятельности в процессе выполнения математических заданий, формирование умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Курс предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации .Это способствует появлению желания отказаться  от образца, проявить самостоятельность, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности , любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу-это возможность научить ребёнка рассуждать, сомневаться, задумываться, самому найти ответ.

Программа ориентирована на удовлетворение любознательности и развитие исследовательских навыков учащихся 4 классов и расчитана на 1 час в неделю (32 часа)

Дополняя и развивая школьный компонент, курс является информационной поддержкой для четвероклассников, открывает широкие возможности для математического моделирования. В современном образовательном процессе всё отчетливее проявляется возрастающая роль исследовательского метода в обучении- он позволяет значительно эффективнее решать задачи развития творческих способностей учащихся, укрепления интереса к предмету. Навыки исследовательского подхода к выполнению проблемных ситуаций не только оказывают учителю методическую помощь в организации целенаправленной работы учащихся. Процесс решения задач обеспечивает  закрепление теоретических знаний, учит творчески применять их в новой ситуации. Решение сложных и нестандартных задач способствуют самореализации ребёнка.

Особенность данного дополнительного курса состоит в том, что обеспечивает возможность реализации индивидуального образовательного маршрута через организацию различных форм индивидуального и коллективного участия, учитывающих образовательные интересы и уровень подготовки как новичков, впервые участвующие в образовательной программе,  так и обучающихся, имеющих опыт обучения в рамках предыдущих курсов. Программа включает изучение широких тем и проблем, что позволяет учитывать интерес интеллектуально одарённых детей к универсальному и общему, их повышенному стремлению к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему. Программа предусматривает создание учебной ситуации, отличной от учебной ситуации традиционной общеобразовательной школы.

Педагогическая целесообразность

- целостность программы, систематичность и последовательность обучения;

-научность и актуальность учебного материала;

-единство воспитания, обучения и развития;

-преемственность в обучении и воспитании;

-принцип сотрудничества;

-принцип индивидуального подхода к учащемуся;

-принцип воспитания в коллективе и через коллектив.

Основные тематические направления программы

  • Методы исследования в математических задачах;
  • Математические методы обработки информации;
  • Анализ полученных результатов.

Ведущая идея программы

Удовлетворение любознательности и развития исследовательских навыков учащихся 4 классов.

Ключевые понятия

  • Проблема
  • Гипотеза
  • Эксперимент
  • Интеллектуальные операции

Цель курса : формирование интереса и эрудиции учащихся к предмету математики путем расширения математического кругозора, развитие творческих математических способностей, смекалки и логического мышления четвероклассников, способствовать формированию универсальных учебных действий.

Задачи:

 - расширять математический кругозор учащихся, умение анализировать, делать логические выводы;

 - развивать пространственное воображение, используя геометрический материал.

 - решать задачи повышенного уровня сложности;

 - формировать умение владеть математической терминологией;

 - формировать психологическую готовность учащихся к математическим олимпиадам;

 - устанавливать связь между учебной и внеучебной работой;

 - создавать условия для индивидуальной творческой деятельности, а также групповой, коллективной работы.

Принцип отбора содержания программы

  • Содержание программы соответствует современным образовательным технологиям, отраженных в принципах обучения ( индивидуальности, доступности, преемственности, результативности)
  • Последовательность введения новых терминов и понятий

Принципы программы

  1. Включение учащихся в активную деятельность
  2. Доступность и наглядность
  3. Связь теории с практикой
  4. Учёт возрастных особенностей
  5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Формы занятий

Содержание курса предполагает использование разнообразных форм занятий: самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, выполнение групповых проектов, самостоятельная работа с литературными источниками, интернет –ресурсами, практикумы по решению задач.

Данная программа позволяет отрабатывать и углублять практические навыки учащихся по подготовке к проведению аттестационного тестирования, соответствующего новому образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы по математике. Содержание занятий кружка способствуют развитию образного и логического мышления, воображения, формированию предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, углублению математических знаний, воспитанию интереса к математике, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни. Каждое задание строится так, чтобы побуждать ученика самостоятельно решать возникшие проблемы, используются разноуровневые задания. Основные формы работы - это самостоятельное обдумывание (индивидуальное или групповое) и последующая коллективная беседа с обсуждением предположений, гипотез, вопросов, ответов детей, в том числе непосредственно между учениками.

Возраст детей и их психологические особенности

Начальная ступень школьного обучения и воспитания (10-11 лет)

Программа рассчитана на учащихся 10-11 лет, не адаптирована для детей с ОВЗ. Для занятий не требуется медицинская справка. В группе может быть от 15 до 30 учащихся.

Предполагаемый результат

- развитие любознательности, творческих способностей, логического мышления, интереса к математической науке;

 - успехи в развитии наблюдения, мышления, изменения эмоционально-волевых особенностей учащихся;

 - успешная самореализация в учебной деятельности;

 - приобретение опыта самостоятельной и групповой работы в исследовательско-поисковой деятельности.

 По окончании курса учащиеся должны знать:

  • Особенности структуры, содержания и проведения исследовательско-поисковых работ

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • Наблюдать, описывать результаты наблюдений, делать самостоятельно выводы, сравнивать, анализировать.

Способы проверки результатов

  • Участие в олимпиадах разных уровней
  • Диагностика уровня выполнения практических работ

Мониторинг личностного роста исследовательской деятельности.

Обучающиеся должны научиться:

  • Видеть проблемы
  • Ставить вопросы
  • Выдвигать гипотезы
  • Классифицировать
  • Наблюдать
  • Делать выводы
  • Объяснять, доказывать и защищать свои идеи

В ходе решения проектных задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать
  • Целеполагать
  • Планировать
  • Проявлять инициативу в поиске решения задачи
  • Вступать в коммуникацию

Метапредметными результатами обучения:

  • Использование умений различных видов познавательной деятельности
  • Применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности
  • Владение интеллектуальными операциями ( анализ, синтез, сравнение..)
  • Использование различных источников  для получения информации

Предметными результатами:

  • Давать определение изученных понятий,
  • Объяснять основные положения изученных теорий
  • Самостоятельно классифицировать изученные объекты, явления и процессы, выбирая основания классификации
  • Обобщать знания и делать обоснованные выводы
  • Структуировать учебную информацию, представляя ее в различных формах ( схемах, таблицах..)

Дополнительное образование является составной частью учебно-воспитательного услугахпрограмма дополнительного образования «Математика вокруг нас» адресована учащимся 4 классов.

Программа рассчитана на 1 год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Всего 32 часа за год.

Комплектование групп с 01 сентября

В группах обучается от 15 до 30 человек

Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором МАОУ СОШ № 3г. Балаково

Обеспечение программы

Для реализации данной программы необходим комплекс  определенных условий. Это методическое обеспечение, информационное обеспечение, организационное, материально-техническое обеспечение, кадровое обеспечение.

Методическое обеспечение реализуется через разнообразные формы и методы проведения занятий. Используются на занятиях мультимедийные средства, Интернет-ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, литература по программе. Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности.

Информационное обеспечение программы осуществляется посредством информирования общественности о предоставляемых  услугах через сайт учреждения, через ПФДО, перед набором обучающихся рекламная информация распространяется по классам школы.

Материально-техническое обеспечение программы

Кабинет для проведения занятий по программе призван создавать оптимальную организацию образовательного процесса с набором необходимого оборудования, материалов и дидактических средств.

Для проведения занятий необходим компьютер, колонки, проектор, доска, принтер.

При оборудовании и эксплуатации кабинета должны соблюдаться требования охраны труда. Охрана труда- это система сохранения жизни и здоровья обучающихся в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические и иные мероприятия.

В кабинете для оказания первой медицинской помощи должна быть аптечка.

Организационное обеспечение осуществляется посредством инструктажа обучающихся по ОТ, ПБ, правилам поведения на занятиях, безопасном маршруте в ОО.

Кадровое обеспечение

Педагог, реализующий программу, имеет педагогическое образование, соответствующее профилю программы.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие «Математика – точная наука!» Операции.

1

2

 Математические загадки и шутки.

1

3

 Решение ребусов и логических задач

1

4

Числа-великаны.Игра «Знай свой разряд»

1

5

Олимпиадные задания: Цепочка логических рассуждений с арифметическими вычислениями

1

6

Алгоритм решения задач

1

7

Программы с вопросами

1

8

Виды алгоритмов

1

9

Математические горки. Наглядная алгебра.

1

10

Множество и его элементы

1

11

Задание множества перечислением и свойством.

1

12

Равные множества. Пустое множество.

1

13

Диаграмма Венна. Знаки принадлежности.

1

14

Подмножество

1

15

«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями.

1

16

Олимпиадные задания: Интеллектуальный марафон

1

17

Разбиение множества на части по свойствам.

1

18

Пересечение множеств

1

19

Объединение множеств

1

20

Свойства объединения множеств

1

21

Игра-путешествие «Икс-педиция к математическому полюсу»

1

22

Детство талантливой женщины-математика  С.В.Ковалевской. Игра «Задумай число»

1

23

Как люди научились считать. Системы счислений.

1

24

Преобразование фигур.

1

25

Симметрия. Симметричные фигуры.

1

26

Сравнение, сложение и вычитание единиц времени.

1

27

Действия с многозначными числами

1

28

Переменная. Выражения с переменной.

1

29

Решение задач повышенной сложности

1

30

Формулы. Формула объёма прямоугольного параллелепипеда.

1

31

Решение задач по формулам.

1

32

Итоговое. Игра «Цифры в буквах»

1

Список литературы для педагога

1. Аменицкий Н.Н. «Забавная арифметика» Москва, Наука

 2. Волкова С.И. «Альбом по математике и конструированию» М. Просвещение 2022г.

 3. Лавриненко Т.А. «Задания развивающего характера по математике» Саратов, Лицей 2001г

 4. Левитас Г.Г. «Нестандартные задачи» М.Илекса 2002г

 5. Пахомова Т.Л. «Математика для начальных классов» М.Лист 1999г

 6. Петерсон Л.Г. «Математика 3 класс» С Инфо 1996г

 7. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи (Для учащихся начальной школы).

 8. Фадейчева Т.И. «Нестандартные задачи» Саратов 1999г.

Список литературы для учащихся:

1.Сычёва Г.Н. « Нестандартные и олимпиадные задания по математике 1-4 класс» Феникс 2024г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике " Математика вокруг нас"

Сегодня у нас в гостях будущие первоклассники. Мы отправимся в путешествие по нашему городу, чтобы показать ребятам где встречаются задачи по математике и как мы научились их решать . Мы постараемся п...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".

Программа внеурочной деятельности по математике....

Урок интеграции английского языка и математики для 4 класса по теме "Математика вокруг нас".

Предлагаю Вашему вниманию презентацию урока интеграции двух учебных дисциплин: математики и английского языка. Цель урока - формирование умений синтезировать знания, полученные на уроках английского я...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Урок-проект по математике, 2 класс, Тема: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде», УМК "Школа России"

Тема: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде».Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с историей появления посуды, значения посуды в быту, значения украшения посуды.Тип урока: освое...