«Нестандартный урок измерения длины»
план-конспект по математике
«Нестандартный урок измерения длины»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нестандартный урок измерения длины»
Ход урока:
А) Подведение к теме
Учитель: Ребята, посмотрите, нас встречают герои мультфильма «38 попугаев». Давайте узнаем, с какой просьбой обратился однажды Удав к своим друзьям?
-Какое желание возникло у Удава? (узнать свою длину). Смогли ли друзья помочь Удаву? (да). Каким образом? (Они измерили его в попугаях). А как еще можно измерить длину?( с помощью линейки, метра и т.д). А как вы думаете, в старину были ли эти предметы?. Как же люди измеряли тогда расстояние, площадь?
Опираясь на мультфильм скажите, чем мы будем заниматься на уроке?
Какие цели перед собой поставим?
Б) Основной этап
Учитель: С глубокой древности наши предки измеряли расстояние собой, своим телом. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя «забыть дома». А как вы думаете эти измерения были точными ? (не всегда). А почему? (размеры частей тела у всех разные). В 16-17 веке установилась единая система мер, которую узаконил император Петр 1. Но для того, чтобы узнать больше о старинных мерах длины, давайте вспомним современные меры измерения, которыми мы пользуемся сейчас.
1 см=10 мм
1 дм=10 см
1 м=10 дм или 100см
Учитель: Ребята, я хочу обратиться к вам с просьбой. Попытайтесь измерить длину парты. Как мы можем это сделать? С древних времен люди, задумываясь над этим вопросом, предлагали разные способы измерения длины. Давайте же с вами выделим их послушав фрагменты литературных произведений:
Иван Сергеевич Тургенев написал рассказ «Муму». В этом произведении рассказывается о крепостном крестьянине Герасиме. Вот что о нём говорит писатель: «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения.(В старину принято было обозначать рост количеством вершков сверх двух аршинов. )», « Но Герасим только закивал головой и так сильно принялся грести, хотя и против течения реки, что в одно мгновение умчался саженей на сто.». Какую старинную меру измерения вы услышали? (верста)
Петр Павлович Ершов написал сказку в стихах «Конек –горбунок», в которой тоже употребил старинные русские меры длины.
« Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами,
Да с аршинными ушами». В данном отрывке какая мера длины? (аршин)
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Какие меры в этом отрывке? (верста, сажень)
Давайте же узнаем чему были равны старинные меры измерения длины:
1 вершок = 44 мм.
1 локоть =45 см.
1 аршин = 71 см 2мм
1 верста = 1 км 67 м
1 миля = 1км 900 м
В) Закрепление
Задание №1 Что означают выражения? :
1. «Мерить свой аршин». (Судить о ком-либо, чем-либо со своей личной точкизрения, оценивать на свой вкус).
2. «Мерить общим аршином» (Рассматривать кого-либо, что-либо как обычное явление).
3. «Как аршин проглотил» (Так говорят о человеке, который держится
неестественно прямо, «по струнке»).
4. «Видеть на два аршина под землей» (Значит, отличается большой
проницательностью)
Задание № 2 по группам:
1 команда измеряет в пядях размер парты.
2 команда измеряет длину классной доски в локтях.
3 команда - длину класса в саженях.
4 команда – в футах ширину класса. Показывают записи. Выступление представителей групп с выводами.
Задание № 3 Решим задачи:
- Из рассказа А. П. Чехова « Репетитор» «Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 р. Спрашивается, сколько аршин купил от того и другого, если синее стоит 5р. За аршин, а черное сукно - 3р.» (ответ 63 аршина синего,75 аршин черного)
2)Двое вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов, отстоящих друг от друга на 75 верст. Один проходит в час 4 версты, другой-3 ½. Через, сколько часов они встретятся? РЕШЕНИЕ: 75(4+31/2)=10(ч)
Г) Подводим итог:
Учитель: Как вы думаете, одинаковыми ли были у людей длина пальцев, ширина ладоней, длины стоп или рук? (Нет). Удобно ли было человеку пользоваться теми единицами измерения длины, о которых мы говорили? (Тоже нет).Так почему же старинные единицы измерения длины были заменены новыми, едиными для всех стран? (Потому что возникла необходимость в более точном измерении, а старинные меры этим требованиям не отвечали).
Учитель: Что же нужно для точного измерения длины, какой вывод мы сделаем? (Мерка должна быть точной и единой для всех). Сегодня мы узнали, как измерять длину различных предметов с помощью линейки, мерной ленты и других инструментов. Помните, что измерение - это важный навык, который пригодится вам не только в математике, но и в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Буква «Г, г». Звуковой анализ слов «рога», «флаги». Измерение длины в дециметрах и сантиметрах.
Интегрированный урок грамота и математика....
урок математики в 1 классе по программе 21 век Урок закрепления "Измерение длины в сантиметрах"
Данный урок представлент в форме путешествия по островам.Во время путешествия учащиеся повторяют знания о том, как можно измерять небольшие предметы: отрезки и т.д.Отрабатывают вычислительные на...
урок математики в 1 классе по программе 21 век Урок закрепления "Измерение длины в сантиметрах"
Данный урок представлент в форме путешествия по островам.Во время путешествия учащиеся повторяют знания о том, как можно измерять небольшие предметы: отрезки и т.д.Отрабатывают вычислительные на...

Технологическая карта урока "Величина. Длина. Единицы измерения длины"
ПредметматематикаКласс1аТип урокаурок открытия нового знания Технология построения урокапроблемно-диалогическая ТемаВеличина. Длина. Единицы измерения длины.Цель создание условий для овладен...

Технологическая карта урока "Величина. Длина. Единицы измерения длины"
ПредметматематикаКласс1аТип урокаурок открытия нового знания Технология построения урокапроблемно-диалогическая ТемаВеличина. Длина. Единицы измерения длины.Цель создание условий для овладен...

Конспект урока "Измерение длины отрезка.Сантиметр" + презентация к уроку
Конспект урока "Измерение длины отрезка.Сантиметр" + презентация к уроку...

Технологическая карта урока математики по теме : «Построение отрезка, измерение длины отрезка в сантиметрах. Сравнение длин отрезков» - 1 класс (УМК «Начальная школа XXI века»)
Тип урока: общеметодологической направленности. Цель урока: закрепление знаний обучающихся о сравнении длин отрезков.Задачи урока:Дидактические: 1) закрепить и систематизировать знания у учащихся...
