Урок математики во 2 классе по теме: "Увеличение в несколько раз".
план-конспект урока по математике (2 класс)

Урок - открытие новых знаний. Цель урока: создать условия для ознакомления с действием «увеличь в несколько раз»; совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию умения анализировать и обобщать Данный урок способствует развитию ключевых компетенций младших школьников и закладывает основу для дальнейшего изучения математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет

Математика   УМК  «ПНШ»

Класс

2

Учитель

Толмачёва Ольга Викторовна

Тема

УВЕЛИЧЕНИЕ В НЕСКОЛЬКО РАЗ

Цели урока

Создать условия для ознакомления с действием «увеличь в несколько раз»; совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию умения анализировать и обобщать

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые
результаты

Предметные: устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу  (увеличение/уменьшение числа в несколько раз), решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом  в 1 действие,  оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, стремление формулировать собственное мнение и позицию, способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Личностные: учебно ­ познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к оценке своей учебной деятельности.

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная работа, фронтальная, групповая, работа в парах

Учебник

«Математика» : 2 кл.: Учебник В 3 ч./ А. Л. Чекин под ред. Р. Г. Чураковой. – 3-е изд. – М. : Академкнига/Учебник, 2012. Ч 1: стр. 63 - 64, презентация, карточки.

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Мотивирует на успех.

О нём мечтают от души,
Кто вслух, кто тихо, робко.
Пусть он окажется большим!
В громаднейшей коробке!     ПОДАРОК

(На столе стоит подарочная коробка)

- Сегодня на уроке мы поведем разговор о подарках. Ребята, а сейчас, подарите друг другу улыбки. Улыбнитесь! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно работать на уроке. Желаю всем нам успехов!

- У меня на столе стоит подарок. В нем нечто важное для вас. Как вы думаете, что в нем может быть?

(Дети  перечисляют)

-  В коробке – знание, которое нужно открыть.

-  Чтобы его получить, что нужно сделать?

 (Открыть подарок).

-  Итак, нужно открыть знание!

НА ДОСКЕ:

Позитивно настраиваются. Приветствуют учителя

внимательно слушают стихотворение. Отгадывают загадку.

Личностные - учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу

2.Актуализация знаний

Обеспечивает положительную реакцию на ответы одноклассников. Подводит учеников к воспроизведению изученного материала.

- Выясним, что мы уже знаем, чтобы совершить наше открытие.

-  Что общего в этих числах? 
24  27   23  21  28  25      (Двузначные, одинаковое количество десятков).

- Какое число «лишнее»? (23 – в таблице умножения нет такого значения). 

- Какое значение имеет несколько произведений?    (24)
- Какие математические выражения можно составить со значением 24? 
4 ∙ 6 = 24        3 ∙ 8 = 24       1 2 ∙ 2 = 24        24 ∙ 1=24
- При умножении каких чисел получаются оставшиеся значения? 
24    27   21   28   25 
27 = 3 ∙ 9           21 = 7 ∙ 3              28 = 4 ∙ 7              25 = 5 ∙ 5

- Какое знание вам сейчас пригодилось?

(вывешивается на доску)

- Воспользуемся этим знанием.

- Посмотрите на этот ряд чисел внимательнее.  Поменяйте десятки и единицы местами.

27      27     21     28      25 

72      72     12     82      52

-  Получится новый ряд.  Выберите значения из таблицы умножения?  

72   12   72 
- Назовите соответствующие выражения. 
8 ∙ 9 = 42     3 ∙ 4 = 12      8 ∙ 9 = 72  

Отвечают на вопросы учителя по материалу изученного. Выполняют задания устного счета. Закрепляют знание таблицы умножения.

Личностные - широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

3.Постановка учебной задачи

Выдвигает проблему. Побуждает к высказыванию своего мнения.

Контролирует выполнение работы. Подводит к открытию нового  знания.

Работа на планшетках.

- Запишите получившийся числовой ряд.

  • На сколько 20 больше 17?  (на 3)
  • На сколько 12 меньше, чем 18?  (на 6)
  • Чему равна разность чисел 30 и 21  (9)
  • 1-й множитель 6, 2-ой -2. Чему равно произведение чисел? (12)
  • Сколько нужно прибавить к 40, чтобы получилось 55? (15) 
    (Проверяем: дети показывают планшетки, один ученик пишет на доске 3, 6, 9, 12, 15, …)

- Посмотрите, что получилось.
- Найдите закономерность? 
(Число увеличивается на 3.)

- Продолжите этот ряд ещё на 4 числа. Запишите.

 (18, 21, 24) 

- Как вы получили эти числа?  

(Каждое предыдущее число увеличили на 3.)

На слайде

- Вы сказали, что число увеличивается на 3, что это значит? (Столько же и ещё 3.)
- Какое знание вам сейчас пригодилось?

(вывешивается на доску)

На слайде добавляется  новая запись

- Что изменилось?  А как увеличить число в 3 раза?

- Почему возникло затруднение?

 (Не знаем, как это сделать.)

- Какого знания вам не хватает? 

- Что нам сегодня предстоит на уроке? (Открыть  новое  знание.)

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока. Формулируют тему урока с помощью учителя. Предполагают цели урока.

Регулятивные - целеполагание,  как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные -моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные - стремление формулировать собственное мнение и позицию.

4. Открытие нового знания

Включает учащихся в целенаправленную деятельность.Организует работу с учебником.

- Ребята, что можно подарить мальчику?  Девочке?

Прочитайте задачу.

- У Маши было 2 книги со сказками.  Ей подарили ещё 3 раза по столько же книг.

Проиллюстрируем эту ситуацию с помощью кружков.

- Положите слева столько жёлтых кружков, сколько книг было у Маши вначале,   (2)

 а справа мы выкладываем красные круги, сколько которые ей подарили.                                                                                                                                                                                                                                            - И так, сколько жёлтых кругов нужно положить слева? Почему 2?

- Сколько раз её дарили?  (3).  Можно положить справа 3 красных круга?  (Нет, ей дарили не 3 книги, а 3 раза по 2.)

- Сколько подарили в 1 раз?  (2) (Дети выкладывают.)

- Сколько подарили во 2 раз?  (2) (Дети выкладывают.)

- Сколько подарили в 3 раз?  (2) (Дети выкладывают.)

Такое количество книг подарили Маше.

- Сколько раз по 2 мы взяли?  (3 раза)

- Во сколько раз увеличилось количество книг у Маши?  (в 3 раза).

- Посмотрите на рисунок, какое действие можно выполнить, чтобы найти количество подаренных книг? (Умножение.)

   2 ∙ 3 = 6 (книг)

Работа по учебнику на странице 150 №1.

Прочитайте задачу.

– Сколько наборов было у Миши?   Сколько в нем солдатиков? (9) (Нарисуйте на планшетках такое количество кругов.)

- Сколько ему подарили?   (Ещё столько же, нарисуйте внизу.) 

                                                                было

                                                          подарили

- Похожа эта задача на предыдущую?  (Да.)

- Сколько раз по 9 солдатиков?   (2 раза)

- Во сколько раз увеличилось количество солдатиков?  (в 2 раза). 

-  У Миши вместо одного набора стало два, поэтому говорят, что число солдатиков у него увеличилось в 2 раза.

– Запишите решение задачи,  сначала используя сложение, а потом – умножение.

9 + 9 = 18 (с.)

9 · 2 = 18 (с.)

– Что показывает число 9 в равенстве 9 · 2 = 18? (Сколько солдатиков было.)

– Что показывает число 2 в этом равенстве? (Во сколько раз солдатиков стало больше.)

– Что показывает число 18? (Число солдатиков, которое будет у Миши.)

- ДОПОЛНИТЕ  ПРАВИЛО:  Чтобы число увеличить в 2 раза, что нужно сделать?  (Умножить это число на 2).

- Ребята, вспомните, во сколько раз увеличились Машины подарки - книги? (в 3 раза).

- А что нужно сделать, чтобы увеличить число в 3 раза? (Умножить на 3).

- Кто сможет увеличить число в несколько раз? А кто сможет объяснить товарищу?

- Сегодня мы с вами открыли новое знание.

Достать знание из подарка!

Физкультминутка.  Зарядка для глаз – «Русская матрешка».

- Самым популярным русским сувениром и подарком считается русская матрёшка не только для россиян, но и для иностранных граждан.  Понаблюдайте за ней глазками.

Моделируют задачу в парах. Предлагают способы решения задачи, рассуждают в ходе объяснения её решения. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Самостоятельно делают вывод о выборе действия в решении задачи.

Формулируют правило увеличения числа в несколько раз.

Открывают для себя новое знание.

Личностные -учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Регулятивные - способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные - ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные - строить простое монологическое высказывание в сотрудничестве с учителем.

Использовать речь для регуляции своего действия.

5.Первичное закрепление

  1. Организует усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.

Формулирует задание. Контролирует выполнение работы

- Ребята, а что бы вам хотелось в жизни увеличить в несколько раз? (Дети высказывают мнение.)

- А можно увеличить число в 4 раза?  Что для этого нужно сделать? ( Умножить на 4).

- А на 5? На 6? На 10? А это предстоит нам ещё узнать.

- Сейчас вы поработаете в группах. Ваше задание составить задачу на увеличение числа в 4 раза. (Дети расходятся к  столам,   где стоят флажки.  На столах лежат задания.)  

1 группа

В  младшей группе                

3 конструктора лего                

в старшей группе?

детского сада было                        

а в старшей группе в 4 раза  больше                

Сколько конструкторов

 2 группа

За каникулы            

6 страниц любимой книги,          

Миша прочитал  

Сколько страниц                

а Маша в 4 раза больше.            

 прочитала Маша?

3 группа

В магазин привезли        

 а маленьких в 4 раза больше.    

 привезли в магазин?

4 больших мягких игрушки,      

Сколько маленьких игрушек

4 группа

В библиотеке,        

а о животных                  

Сколько книг          

5 книг о растениях

в 4 раза больше.      

о животных в библиотеке?  

5 группа

В школьном саду          

 а берёз

в 4 раза  больше.          

 посадили 2 липы,

 посадили в школьном саду?        

 Сколько берёз

Проверка. Докладчик от группы зачитывает задачу. Остальные группы выносят решение.

Выдвигают гипотезу, как увеличить число в 4, в 5 раз. Работают в группах. Составляют задачи на увеличение числа в 4 раза.

Регулятивные - способность планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные - строить рассуждения в форме связи простых суждений.

Коммуникативные - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Стремление договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

6.Самостоя-тельная

работа и самопроверка.

  1. Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Организует соотнесение работы с эталоном для самопроверки 

- Попробуйте самостоятельно увеличить числа в несколько раз.

- Вычислить значения выражений, раскрасить соответствующий сектор.

Голубой

4 увеличить в 2 раза

Оранжевый:

8 увеличить в 2 раза

Красный:

7 увеличить в 2 раза

Жёлтый:

10 увеличить в 2 раза

Фиолетовый

3 увеличить в 2 раза

Зелёный

9 увеличить в 2 раза

Синий

10 увеличить в 2 раза

14

Красный

16

Оранжевый

20

Желтый

18

Зелёный

8

Голубой

20

Синий

6

Фиолетовый

- Покажите карточки. Вы все сделали правильно. Почему я не проверяла?

У всех получилась радуга.

Работают самостоятельно. Выполняют задание
по карточкам, проверяют решение по эталону.

Регулятивные - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные использовать знаково­символические средства, в том числе модели.

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение

  1. полученных знаний. Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Фиксирует неразрешен-ные затруднения на уроке как направление будущей учебной деятельности.

- Какое новое знание мы сегодня открыли? Где оно может нам пригодиться в жизни?

Открытие этого знания состоялось, потому что вы уже имели некоторые знания к сегодняшнему уроку. Учитель показывает на доске.

- С каким правилом вы познакомились?


-Ребята, кого бы вы поблагодарили  сегодня за работу на уроке? А сейчас, ребята, пришло время оценить себя. Что мы делали на уроке математики? (Решали задачи на увеличение числа в несколько раз, закрепляли знания таблицы умножения).

        Задачи           Таблица умножения

Определяют свое эмоциональное
состояние на уроке. Оценивают работу на уроке (Решение задач и знание таблицы умножения) по шкале успешности.

Личностные - способность к оценке своей учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата,

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные - стремление формулировать собственное мнение и позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по теме: увеличение числа на несколько единиц

Урок математики в 1 классе по программе"Начальная школа XXI века" Тема : увеличение числа на несколько единиц. Приложение: карточки с заданиями для групповой работы. Презентация...

Презентация урока математики во втором классе по теме "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц"

Презентация урока математики во втором классе по теме "Уменьшение и увеличение числа на несколько единиц"...

Проверочная работа по математике (4 класс) по теме "Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100, 1000 раз"

Проверочная работа по математике (4 класс) по теме "Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100, 1000 раз"...

Проверочная работа по математике (4 класс) по теме "Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100, 1000 раз"

Проверочная работа по математике (4 класс) по теме "Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100, 1000 раз"...