Тема урока: «Квадрат»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Мария Владимировна Леонтьева
4 класс
Тема урока: «Квадрат»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о различных видах четырехугольников, квадрате.
Задачи урока:
Обучающие: развивать умения строить квадрат и отличать его из ряда четырехугольников, развивать у учащихся вычислительные навыки средствами наглядности;
Коррекционно-развивающая: развивать умения классифицировать факты, делать выводы, строить квадрат и отличать его из ряда четырехугольников, сравнивать прямоугольник с квадратом;
Воспитывающие: воспитывать положительную мотивацию к учению; создавать условия для активизации познавательной деятельности; прививать навыки коллективной работы на уроках математики; воспитывать трудолюбие, интерес к доступным в будущем профессиям.
Планируемые результаты: выполнять арифметическое действие; находить закономерности, по которым составлены ряды числовых выражений, знать и применять таблицу умножения и деления чисел.
Формируемые БУД:
Познавательные: -осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, и сведения, полученные от учителя; использовать различные способы кодирования учебной информации (схемы, рисунки, краткая запись и математические выражения).
Коммуникативные: -формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; -использовать простые речевые средства для общения на уроке; читать вслух и про себя предложенные задания; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении. -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные: -под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; составлять план действий по выполнению учебной задачи; работать по заданному плану, алгоритму; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.
Личностные: -формировать навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности; понимание причин успеха или неуспеха; положительное отношение к учебе в школе, к предмету математики; осознанное выполнение правил и норм школьной жизни; элементарные навыки этики поведения.
Используемые технологии:  технология деятельностного подхода.
Методы: наглядные (запись на доске, схемы-рисунки), практические (работа с учебником), словесные (беседа, объяснение).
Оборудование: учебник Т.В. Алышева, 4 класс (2 часть), тетрадь, ручка, карандаш простой, линейка, циркуль.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_11.11.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Тема урока: «Квадрат»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о различных видах четырехугольников, квадрате.

Задачи урока:

Обучающие: развивать умения строить квадрат и отличать его из ряда четырехугольников, развивать у учащихся вычислительные навыки средствами наглядности;

Коррекционно-развивающая: развивать умения классифицировать факты, делать выводы, строить квадрат и отличать его из ряда четырехугольников, сравнивать прямоугольник с квадратом;

Воспитывающие: воспитывать положительную мотивацию к учению; создавать условия для активизации познавательной деятельности; прививать навыки коллективной работы на уроках математики; воспитывать трудолюбие, интерес к доступным в будущем профессиям.

Планируемые результаты: выполнять арифметическое действие; находить закономерности, по которым составлены ряды числовых выражений, знать и применять таблицу умножения и деления чисел.

Формируемые БУД:

Познавательные: -осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, и сведения, полученные от учителя; использовать различные способы кодирования учебной информации (схемы, рисунки, краткая запись и математические выражения).

Коммуникативные: -формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; -использовать простые речевые средства для общения на уроке; читать вслух и про себя предложенные задания; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении. -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные: -под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; составлять план действий по выполнению учебной задачи; работать по заданному плану, алгоритму; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.

Личностные: -формировать навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности; понимание причин успеха или неуспеха; положительное отношение к учебе в школе, к предмету математики; осознанное выполнение правил и норм школьной жизни; элементарные навыки этики поведения.

Используемые технологии: технология деятельностного подхода.

Методы: наглядные (запись на доске, схемы-рисунки), практические (работа с учебником), словесные (беседа, объяснение).

Оборудование: учебник Т.В. Алышева, 4 класс (2 часть), тетрадь, ручка, карандаш простой, линейка, циркуль.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

БУД

  1. Орг. Момент

Цель: Организация учащихся к работе на уроке.

Создать благоприятный психологический настрой на работу;

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Повернитесь друг к другу – улыбнитесь.

И тихонечко садитесь

Ребята выполним пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять (загибаем пальчики синхронно на обеих руках).

Этот пальчик в лес пошел (Разгибаем пальцы поочередно),

Этот пальчик гриб нашел,

Этот резал, Этот ел, Ну а этот лишь глядел.

Молодцы ребята.

- Ребята, Какое сегодня число?

Настраиваются на активную работу на уроке.

Включаются в деловой ритм урока.

Выполняют движения за учителем

Коммуникативные БУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные БУД:

положительное отношение к учебе в школе, к предмету математики; элементарные навыки этики поведения.

Устный счет

Цель:развивать навыки устного счёта, закрепить знания нумерации чисел в пределах 100, разрядные числа.

Открываем тетради записываем число, классная работа.

Минутка чистописания

Пропишем число 34. (показ на доске) Дайте характеристику числу. (Число 34 состоит из

3десятков и 4единиц, оно двухзначное)

Математический диктант:

Запишите число, в котором 10дес., 5дес. 4ед., 9дес.3ед, 6дес.7ед., 4ед.

Проверка: на доске запись чисел -100, 54, 93, 67, 4. (ученик выходит делает запись чисел)

Какое число лишнее, почему?

Молодцы!!

Я задаю вопрос, вы считаете и показываете мне правильный ответ на числовом веере.

1) на сколько 7 меньше 14?

2) уменьши 48 на 40;

3) сколько получится, если число3 взять три раза?

4) уменьшаемое 17, вычитаемое 9, найдите разность;

прописывают в тетради число, классная работа.

Прописывают, дают характеристику числу.

Делают запись в тетрадь.

Проверяют, сравнивают с записью на доске.

Ответы детей

Повторение прямого и обратного счёта круглыми десятками, Коммуникативные БУД:

формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

Личностные БУД:

осознанное выполнение правил и норм школьной жизни;

Сообщение темы и целей урока

Цели:Формулирование целей и задач урока

Изучение нового.

-Сегодня мы с вами отправимся в страну Геометрию и познакомимся с жителями, которые в ней живут. Некоторых вы уже знаете, а с одним из них мы познакомимся сегодня.

- Путешествие наше не близкое, поэтому мы с вами отправимся на этом поезде.

- Ребята, а кто из вас уже ездил на поездах? Что нужно для того, чтобы сесть в вагон?

- Правильно, приобрести билеты.(учитель раздает билеты на поезд)

1. Актуализация знаний.

- Итак, мы отправляемся в страну Геометрию. Поднимите руки, кто из вас знает, что обозначает это слово?

«Гео» - земля, «Метрия» - измерение, в переводе с греческого, потому что эта наука появилась в Греции.

- А вот мы и приехали в страну Геометрию.

- Из чего сделано все в этой стране? Что напоминают форма окошек, деревьев, машин, домов?

- Правильно, геометрические фигуры. Наука геометрия изучает различные фигуры.

- И живут в этой стране необычные жители.

- Посмотрите, ребята, на доску! Они нас встречают! Правда, замечательные?

А экскурсоводом по этой замечательной стране у нас будет очень важный гражданин – это точка.

2. Классификация фигур.

- Посмотрите, точка знакомит нас со своими земляками.

- На какие две группы мы можем их разделить? (На треугольники и четырехугольники).

- Возьмите на парте карточку с названиями фигур и укажите в ней, под каким номером какая фигура.

- А теперь обменяйтесь карточками и проверьте своего товарища. Правильные ответы на доске. Если ваш сосед по парте все выполнил верно, то поставьте ему +, а если есть ошибка – то-.

- Поднимите руки те, кто получил за работу +. Вот вам за старание солнышки.

3. Прямоугольник.

- А название, какого четырехугольника вы выучили совсем недавно? (Прямоугольник).

- Что вы знаете про него?

Вывод: У прямоугольника все углы прямые, а противоположные стороны равны.

4. Объяснение нового материала.

- А может кто-то из вас знает еще какой-нибудь вид четырехугольника? (Квадрат).

Молодцы! Кто узнает квадрат из фигур на доске? Под каким номером?

- Что можете про него сказать?

- Ребята, а какую геометрическую фигуру напоминает вам наш билет на поезд? – Правильно, квадрат. При помощи шаблона прямого угла, проверьте, какие у квадрата углы?

Ответ: прямые.

- Сейчас проверим стороны квадрата (методом наложения). Что можем сказать?

Вывод: У квадрата все углы прямые, а все стороны равны.

Послушайте, что написала Точка:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? (Квадрат).

Сравните, квадрат и прямоугольник.

- Чем похожи? Чем отличаются?

Сказка «Полезный прямоугольник».

А знаете, ребята, какая истории приключилась однажды с этими фигурами?

- Прямоугольник всегда завидовал квадрату.

- Я такой неуклюжий, если поднимусь во весь рост, то стану длинным узким. Вот таким.

- А если лягу на бок, то буду низким и толстым. Вот таким.

- А ты всегда остаешься одинаковым – и стоя, и лежа, и сидя.

- Да, - с гордостью говорит квадрат. – Я такой. У меня все стороны равны, не то, что у некоторых, то дылда-дылдой, то блин-блином.

- Ребята, а можно так к друзьям относиться? Нет. Вот и квадрат был за это наказан.

Однажды пошли жители Геометрии в поход и заблудились. Точка и говорит квадрату:

- Дай, я залезу на твой бок и посмотрю, где наш дом?

- Залезла она сначала на одну сторону квадрата, но ничего не увидела, мешали верхушки деревьев. Тогда точка попросила квадрат перевернуться на другую сторону, но, как известно, у квадрата все стороны равны, поэтому она снова ничего не увидела. На помощь пришел прямоугольник. Он встал в высоту, и Точка увидела, в какой стороне их дом.

- Но на пути у них оказалась река. Хотел квадрат дотянуться до другого берега. Но…плюх! Упал в реку. А прямоугольник лег на бок и стал мостом. Все путники переправились по нему на другой берег и пришли домой. После этого и квадрат признал, что прямоугольник полезная фигура.

Слушают учителя

Ответы детей (ответ полным предложением)

Слушают учителя.

Ответы детей (ответ полным предложением)

Слушают учителя.

геометрические фигуры.

Слушают учителя.

Ответы детей (ответ полным предложением)

Ответы детей (ответ полным предложением)

У прямоугольника все углы прямые, а противоположные стороны равны.

Слушают учителя

Ответы детей (ответ полным предложением)

Прямые

У квадрата все углы прямые, а все стороны равны.

Сравнивают квадрат и прямоугольник.

Слушают учителя

Познавательные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

Коммуникативные:

использовать простые речевые средства для общения на уроке; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении

Регулятивные:

под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; составлять план действий по выполнению учебной задачи;

повторение пройденного материала. Практическая работа

Цель: создать условия для формирования навыка выполнения заданий

1. Черчение.

Ребята, в стране Геометрии есть школа.

- Посмотрите, как старательно чертит мальчик. Возьмите и вы линейку и карандаш. Начертим квадрат со стороной 2 см.

2. Решение примеров.

- А вот эти ребята пробуют решить примеры на стр. 55 № 9. Давайте им поможем решить примеры. Работа у доски.

- Наш поезд подошел к морю. Пора отдохнуть

Выполняют задания, записывают в тетради.

Работа у доски (проверка)

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации

Коммуникативные:

формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

Регулятивные: выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.

Физ. минутка

Раз, два, три, четыре, пять!
(руки на поясе, повороты вправо-влево)
Будем строить и считать (приседания)
Дом большой, высокий строим
(тянуться руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем (прыжки на месте)
Вот какой красивый дом! (вытянуть руки вперед)
Будет жить уютно в нем! (приседания)

Выполняют движения за учителем

Обобщение и систематизация знаний Цель: формирование и развитие умения выполнять задания по алгоритму

Решение задач.

- Ребята, пока мы с вами выполняли физ. минутку,

Точка решила тоже заняться спортом.

- Каталась на плоту и сорвалась в море. Чтобы ее спасти нужно срочно решить задачу.

Составьте задачу по краткой записи.

На стр. 50 № 23(задача 1)

Запишите все решение задачи в тетрадь, а ответ допишите самостоятельно. Делать надо все быстро. Не забудьте, что от нас зависит жизнь Точки.

- Теперь самостоятельно проверьте свое решение, так ли у вас все записано как на доске?

- Наша Точка спасена и благодарит вас, ребята.

Выполняют задания, записывают в тетради.

Коммуникативные:

использовать простые речевые средства для общения на уроке; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении

Самостоятельная работа. Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

Стр. 49 № 21 Реши примеры.

Выполняют задание самостоятельно

Регулятивные:

выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Цель:

умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

- Ребята, к сожалению, наше путешествие подошло к концу. Понравилась вам страна Геометрия? Вы заметили, что в этой стране есть все: и горы, и лес, и река, и море.

- Сейчас мы с Точкой проверим, как хорошо вы запомнили то, что мы прошли на уроке. На парте у вас сигнальные карточки.

Красный – нет, зеленый - да.

Я спрашиваю, вы – сигналите.

- Верно ли, что если фигура имеет 4 угла, 4 стороны и 4 вершины, то ее можно назвать четырехугольником? (ДА)

- Является ли квадрат четырехугольником? (ДА)

- Верно, что у квадрата все стороны разные? (НЕТ)

- Правильно, что квадрат можно назвать прямоугольником и четырехугольником? (ДА)

Помни!

В квадрате в нашем мире

Есть прямых угла четыре.

И четыре стороны –

Меж собой всегда равны.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Какие вы молодцы! Поднимите вверх солнышки, которые вы заработали на уроке.

- Посмотрите, как стало светло у нас!

Жители Геометрии прощаются с нами. До скорой встречи, друзья!

VII. Домашнее задание.

- А дома, ребята, вы повторите таблицу умножения числа 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Наше путешествие закончилось.

До скорых встреч!

Слушают учителя

Выполняют задания

Слушают учителя

Записывают дом. задание в дневник

Позновательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:формировать навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности; понимание причин успеха или неуспеха; Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе Тема урока: "Квадрат".

Урок математики во 2 классе. Тема урока: "Квадрат"...

Урок математики во 2 классе Тема урока: "Квадрат".

Урок математики во 2 классе. Тема урока: "Квадрат"...

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Квадрат. Периметр квадрата» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Квадрат. Периметр квадрата»Цели деятельности учителя: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о су...

Урок "Квадрат"

урок Квадрат с презентацией+ самоанализ урока...

Урок математики. Тема урока: Квадрат.

Цель: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые,  они могли бы ...

Тема урока: "Квадрат" (1-4 кл.)

Данная презентация может использоваться на уроках математики в 1-4 классах. В игровой форме учащиеся познакомятся с квадратом....