Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Посчитай-ка"
рабочая программа по математике (1 класс)
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1391»
Принята ГБОУ ШКОЛА №1391 от «____» ___________ 2025 г. Протокол № ___ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ ШКОЛА № 1391 _____________________Н.А.Позднякова «____» ___________________ 2025 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Посчитай-ка
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 7-9
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Гиль Мария Алексеевна
Педагог дополнительного образования
Москва – 2025-2026 год
Пояснительная записка
Актуальность программы
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Педагогическая целесообразность
Программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности; развитие логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и их доказательности.
Задачи программы:
1.Образовательные
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы.
2.Воспитательные
- воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности, интереса к изучаемому предмету.
3.Развивающие
- развитие памяти, личностной сферы.
.
Отличительная особенность
Отличительная особенность программы «Посчитай-ка» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический материал, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Введение заданий такого характера способствует подготовке обучающихся к участию в математических конкурсах, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в различных муниципальных, Всероссийских, дистанционных интернет – конкурсах.
Программа дополнительного образования «Посчитай-ка» разработана с учётом внутрипредметных и межпредметных связей. В данной программе прослеживается связь математики с окружающим миром, технологией, изобразительным искусством.
Этот курс предполагает использование ИКТ. Работа с ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, привлечению разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию обучающихся, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Возраст обучающихся по программе: 7-9 лет
Срок реализации программы:1 год, 36 учебных недель 2024-2025г.
Количество: группа составляет 32 человек.
Формы и режим занятий: групповая, 1 раз в неделю.
Форма обучения:
-групповые формы работы;
-индивидуальные формы работы;
-познавательно-развлекательные игры;
-подготовка и участие в конкурсах и олимпиадах.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
ПознавательныеУУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- доказывать своё мнение, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации.
- самостоятельно анализировать нестандартные задачи, находить решения в новых и неожиданных ситуациях.
Коммуникативные
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- анализировать правила игры. Действовать в соответствии сзаданными правилами.
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Виды и формы контроля
Входной контроль осуществляется в начале года обучения в виде собеседования и тестирования.
Текущий контроль осуществляется в ходе проведения олимпиад, турниров и практических работ на занятиях.
Итоговый контроль проводится по результатам прохождения 1 года обучения в виде блиц-опросов и практических работ. Оценка теоретических знаний обучающихся проводится в процессе блиц-опросов и практических занятий. При этом учитывается правильность изложения материала, умение применять полученные знания на практике и при выполнении творческих работ.
Проверка обучающихся проходит в дружелюбной и располагающей к открытости атмосфере. По уровню освоения программного материала результаты достижений условно подразделяются на высокий, средний и низкий.
Уровень усвоения программы оценивается как высокий, если обучающиеся полностью овладели теоретическими знаниями, правильно их используют и систематически применяют. Учащиеся могут объяснить значение выполняемых работ, применять знания и умения, полученные на занятиях, правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности.
Уровень усвоения программы оценивается как средний, если обучающиеся овладели не всей полнотой теоретических знаний, но усвоенный материал могут правильно использовать и применять. Качество выполнения практических работ не всегда соответствует требованиям. Присутствует самостоятельная работа, но возникают затруднения при ее выполнении. Учащиеся могут объяснить значение, смысл выполняемых работ, применять знания и умения, полученные на занятиях, правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности. Время, затраченное на выполнение определённой работы не выходит за рамки отведённого.
Уровень усвоения программы оценивается как низкий, если обучающиеся овладели частью теоретических знаний, но систематически их не применяют, не могут правильно использовать. Качество выполнения практических работ не соответствует. Самостоятельная работа практически отсутствует. Требуется индивидуально – дифференцированный подход со стороны педагога. Учащиеся могут объяснить значение, смысл выполняемых работ, применять знания и умения, полученные на занятиях, могут правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности. Периодически не укладываются вовремя, отведенное для выполнения определённой работы.
С момента поступления обучающего в объединение, ведется диагностика его развития. Результаты фиксируются в карте диагностики, которая составляется на начало, середину и конец каждого учебного года, с целью выявления уровня развития и определения заданий для выполнения индивидуальных работ, что позволяет отслеживать динамику образовательных результатов обучающегося по отношению к другим и к самому себе, выявлять собственные успехи по сравнению с начальным уровнем. Разумно организованная система контроля и оценки результатов обучающихся дают возможность определить степень освоения обучающимися программы, а также проследить развитие личностных качеств обучаемых, оказать им своевременную помощь и поддержку. В конце каждого учебного года по карте диагностики составляется круговая диаграмма диагностики усвоения программы всей группой в целом. Кроме того, в течение всего периода обучения собирается и составляется «портфолио», которое является современной, наглядной и эффективной формой оценивания достижений обучающегося в целом, включающее общую информацию об обучаемом, творческие работы, отзывы и отражает результаты индивидуальной образовательной активности.
Формы подведения итогов
Олимпиады, КВНы, викторины, турниры, изготовление математических газет, журналов, составление математических загадок, задач, проекты.
Учебно – тематический план
№ п\п | Темы | Всего часов | Количество часов | ||
Тео-рия | Прак-тика | Форма аттестации и контроля | |||
Модуль1. Весёлая нумерация | 7 | ||||
Вводное занятие. Весёлая нумерация. Отгадывание ребусов. | 1 | 1 | Устный опрос | ||
Занимательные задачи на сложение. | 1 | 1 | Тест | ||
Викторина. Игра «Весёлый счёт». | 1 | 1 | Викторина | ||
Упражнения на проверку знания нумерации. | 1 | 1 | Тест | ||
Задачи смекалки. Задача – шутка. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тест | |
Задачи – загадки. | 1 | 1 | Устный опрос | ||
Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30). | 1 | 1 | Математический диктант | ||
Модуль 2. Отгадай – ка | 4 | ||||
8. | Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. | 1 | 1 | устный опрос | |
9. | Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки. | 1 | 1 | устныйопрос | |
10. | Задача - смекалка. Задача – шутка. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». | 1 | 1 | тест | |
11. | Викторина | 1 | 1 | Математическое соревнование | |
Модуль 3. Геометрические фигуры | 4 | ||||
12. | Составление геометрических фигур из частей Задачи в стихах. Загадки | 1 | 1 | геометрический диктант | |
13. | Задача – смекалка на изменение разности. | 1 | 1 | Познавательная игра | |
14. | Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого). | 1 | 1 | Познавательная игра | |
15. | Проект «Придумай фигуру» | 1 | 0,5 | 0,5 | проект |
Модуль 4. Числа великаны | 13 | ||||
16-17 | Проект «Математическая стенгазета» | 2 | 1 | 1 | проект |
18-19 | Математический КВН. | 2 | 2 | Игра-соревнование | |
20 | Отгадывание ребусов. Задачи – смекалки. Составление ребусов. | 1 | 1 | Познавательная игра | |
21 |
Задача – шутка. Загадки. | 1 | 1 | Устный опрос | |
22 | Игра «Таблицу знаю». | 1 | 1 | Игра- соревнование | |
22 | Занимательные задачи. Задача – смекалка | 1 | 1 | Устный опрос | |
24 | Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов. | 1 | 1 | Тест | |
25 | Составление ребусов, математических загадок, задач. | 1 | 1 | Познавательная игра | |
26 | Занимательные квадраты. | 1 | 1 | Тест | |
27 | Логические упражнения на сравнение фигур. | 1 | 1 | Устный опрос | |
28 | Задача – смекалка. Задача – шутка. | 1 | 1 | КВН | |
Загадки. Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке». | Познавательнаяигра | ||||
Модуль 5. Задачи с числами и величинами | 8 | ||||
29-30 | Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Запомни таблицу» | 2 | 1 | 1 | Игра -соревнование |
31-32 | Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Веселый счет» | 2 | 1 | 1 | Познавательная игра |
33 | Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. | 1 | 1 | Устный опрос | |
34-35 | Загадки на меры времени. | 2 | 1 | 1 | Устный опрос, тест |
36 | Олимпиада | 1 | 1 | Олимпиада | |
Итого часов | 36 | 13 | 23 | ||
Содержание программы
Модуль1. Весёлая нумерация
Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 100). Задачи смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30).
Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30).
Модуль 2. Отгадай – ка
Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки. Задача - смекалка. Задача – шутка. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».
Практическая работа: отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».
Модуль 3. Геометрические фигуры
Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка на изменение разности. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).
Практическая работа: разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).
Коллективный счёт. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Знай свой разряд».
экскурсия в парк, занимательные задачи. Задача – смекалка. Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов. Загадки. Разучивание правил игры «Знай свой разряд».
Модуль 4. Числа великаны
Коллективный счёт. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Знай свой разряд». Задача - шутка. Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Логические упражнения на сравнение фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке».
Практическая работа: экскурсия в парк, занимательные задачи. Задача – смекалка. Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов. Загадки. Разучивание правил игры «Знай свой разряд». отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игры «Таблицу знаю», «Весёлый счёт». занимательные задачи на сложение и вычитание. Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки, подготовленные детьми. Задача - смекалка. Разучивание игры «Узнай, какой значок на твоей шапочке» (развивает логику, внимание, мышление, память)
Модуль 5. Задачи с числами и величинами
Задачи в стихах. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Телефон».
Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Задачи повышенной трудности. Задачи геометрического содержания. Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат».
Подведение итогов. Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше».
Практическая работа по организации выставки детских работ;
КВН, награждение
Практическая работа: разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в стихах, задачи – смекалки, задача – шутка. Загадки. Объяснение игры «Телефон».
Методическое обеспечение программы дополнительного образования
Используются нетрадиционные и традиционные формы занятий:
- тематические занятия,
- игровые уроки,
- конкурсы,
- викторины,
- соревнования.
- игры-путешествия,
- экскурсии по сбору числового материала;
- задачи на основе статистических данных по городу;
- сказки на математические темы;
- конкурсы газет, проектов.
Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.
Формы организации деятельности на занятиях:
- фронтальный;
- индивидуальный;
- групповой;
- работа в паре.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
-словесный
-практический
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
-объяснительно-иллюстративный;
-частично-поисковый;
-исследовательский.
Материально-техническое оснащение
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Технические средства обучения (ТСО)
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Персональный компьютер.
Наглядные пособия
плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.
Оборудование класса
Ученические столы 1–2-местные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг и т. п.
Для реализации программного содержания используются следующая литература:
Для педагога:
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2020.
- Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2022.
- Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 2021.
- Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 2022.
- Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство “Лицей”, 2021.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2021.
- Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 2020.
- Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 2022.
- Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2021.
- Использование цифровых образовательных ресурсов. (МЭШ, РЭШ, Я КЛАСС )
Для учащихся и родителей:
- Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 2020.
- Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 2022.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2021.
- Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 2021.
- Волина В.В. Занимательная математика для детей. - С.П.: Лев и К, 2020.
Информационно-коммуникативные средства:
- http:// school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых ресурсов)
- http://www.openclass.ru/node/234008 ( Сетевое сообщество учителей «Открытый класс», коллекция ЭОР для 1-2 классов)
- http://nachalka.info/demo?did=10013028//d=1005521 (Уроки для начальной школы от «Кирилла и Мефодия»
- http://nachalka.school-club.ru/about/133/ (Презентации для начальной школы от «Кирила и Мефодия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"
Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"
Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".
Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....

дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Дом, в котором мы живём"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Дом, в котором мы живём" для детей младшего школьного возраста школы-интернат 5 вида...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
