Связь действий вычитание и сложение 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс)

Сагитова Мария Евгеньевна

В данной презентации для обучающихся 1 класса будет рассмотрена связь между действиями сложения и вычитания. Ученики узнают, что эти операции являются взаимно обратными: сложение позволяет находить сумму, а вычитание — определять разность. В конце урока ученики смогут самостоятельно применять изученные связи в решении задач, что сделает их уверенными в своих знаниях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 1

Тип урока: урок закрепления знаний.

Тема: «Связь действий вычитание и сложение».

Цель: созданий условий для закрепления понимания взаимосвязи действий сложение и вычитание.

Задачи:

Образовательная:

  • способствовать продолжению формирования находить результат вычитания, опираясь на состав числа;
  • способствовать закреплению знания состава чисел шесть и семь.

Развивающая:

  • способствовать развитию основы логического, знаково-символичного и алгоритмического мышления;
  • способствовать развитию вычислительных навыков.

Воспитательная:

  • воспитывать стремление к расширению математических знаний.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Евгеньевна. Сегодня я  проведу у вас урок математики. Садитесь.

Садятся.

Актуализация знаний

- Чтобы начать работу, нужно вспомнить правила посадки при письме: сядьте так, чтобы спина была прямой, а между животиком и партой помещался кулачок. Теперь откройте тетради, не забывайте, что держим их под наклоном.

- Сейчас у нас будет минутка чистописания. У вас красной ручкой написаны цифры. Ваша задача до конца строки их прописать. Начинайте. Когда закончите, поставьте руку на локоток.

- Молодцы, вы отлично справились. Теперь отступите от строки с цифрой (…) 4 клетки вниз. Возьмите карандаш. От края строки отсчитайте вправо 10 клеток и в 11 клетке поставьте точку. Теперь возьмите ручку и напишите сегодняшнее число – 15 февраля. Возьмите опять карандаш, отступите клетку вниз и от края строки отсчитайте карандашом 4 клетки вправо, в 5 клетке поставьте точку, возьмите ручку и напишите «Классная работа».

Проверяют посадку.

Прописывают две строки чисел.

Записывают число и «Классная работа».

Самоопределение к деятельности

Устный счёт

- Поиграем в игру «Поспевай- не зевай». Я буду зачитывать вам задачи, вы должны быстро их решать. Ответы показывайте с помощью сигнальных карточек.

- К 5 прибавить 1.

- К какому числу надо прибавить 2, чтобы получилось 9?

- 9 коробочек Андрей

Смастерил сестре своей.

Три коробочки сломалось.

Ну а сколько их осталось?

- В автобусе едут 5 мальчиков, а девочек на 2 больше. Сколько девочек едет в автобусе?

 - У Славы было 2 новых марки и 4 старых. Сколько всего марок было у Славы?

- Молодцы! Поднимите руку, кто заметил, что ответы на задачи совпадали?

- Какие два числа встречались в ответах?

- Верно. Значит состав чисел каких мы повторим?

- 6.

- 7.

- 6.

- 7.

- 6.

Поднимают руки.

- 6 и 7.

- 6 и 7.

Включение в систему знаний

- Сейчас мы повторим состав чисел 6 и 7. Вам понадобятся также ваши сигнальные карточки.

- Число 6 состоит из 4 и второе число покажите с помощью карточки.

- 7 состоит из 1 и…

- 6 состоит из 3 и

- 7 состоит из 5 и

- 6 состоит из 1 и

- 7 состоит из 6 и

- Молодцы, вы отлично справились! Откройте учебники на странице 31. Посмотрите на задание 2. Мы только что повторили состав чисел, но там есть ещё примеры. Давайте их попробуем решить. Ответы называем с помощью сигнальных карточек.

- 6-4

- Какой состав числа 6 вам помог?

- Верно. Если мы одну часть 2 убрали, то другая часть, то есть 4 – осталась. 6-1

- Какой состав числа 6 вам помог посчитать?

- Хорошо, одну часть – 5 мы убрали, то 1 осталось. 7-6

- Какой состав числа 7 вам помог посчитать?

- Верно. Если мы одну часть 1 убрали, то другая часть, то есть 6 – осталась. 7-5

- Какой состав числа 7 вам помог посчитать?

- Верно. Если мы одну часть 2 убрали, то другая часть, то есть 5 – осталась.

- Отлично. Посмотрите на задание 1. Рассмотрите первую карточку, сколько красных кружочков?

- Сколько синих?

- Сколько всего кружочков?

- Как узнали?

- Хорошо, посмотрите, под этой карточкой есть запись. Давайте её вместе прочитаем. К первому слагаемому 4 прибавляем второе слагаемое два и получаем сумму - 6.

- С помощью этой карточки мы повторили, что 6 состоит из 4 и 2. Теперь, глядя на карточку всего 6 кружочков, поэтому из 6 надо вычесть 2. Закройте 2 кружочка. Сколько осталось?

- Хорошо, посмотрите ниже запись. Читаем вместе 6-2 равно?

- То есть, если мы работаем с таким составом числа 4 и 2, мы составили пример из 6 – всех точек убрали 2, получили другую часть – 4. Теперь посмотрите ниже запись, кто готов прочитать?

- Смотрим на нашу картинку. Из всех точек, из 6, другую часть убрали – 4, сколько осталось?

- На вычитание вы решали примеры, с помощью какого примера решали?

- То есть пример на сложение помог вам решить примеры на вычитание. Значит, если вы выучите наизусть состав чисел, вы легко будете решать примеры на вычитание.

- Точно так же давайте поработаем с соседними карточками. Посмотрите на вторую карточку. Сколько красных кружочков?

- Синих?

- Сколько всего кружочков?

- Как узнали?

- Выходи и напиши на доске. А вы ребята записывайте в тетрадки. Прочитайте, какая запись получилась.

- Теперь, используя этот состав числа 7, надо составить пример на вычитание. Какой можем составить?

- Сколько получится? Закройте из 7 кружочков 3.

- Запишите.

- Как запишем следующий пример?

- Получим?

- Верно, молодец. Присаживайся.

- Давайте посмотрим на третью карточку. Сколько красных кружочков?

- Синих.

- Молодцы. Теперь самостоятельно составьте пример на сложение по этой картинке. Вам пример уже написали, найдите результат. Также составьте 2 примера на вычитание, которые связаны с этим примером. Используя этот состав числа. Когда выполните, поставьте руку на локоток.

- Посмотрите на слайд. Поднимите руку, у кого получились такие же примеры и ответы. Те, кто допустил ошибку, будьте в следующий раз внимательнее.

- Посмотрите на задачу 3. Какие части задачи вы знаете?

- Кто изображены на картинке?

- А кто это цыплята?

- Да? А какого они цвета?

- А сколько их на картинке?

 

- Верно. Давайте прочитаем задание.

- О чём говорится в задаче?

- Сколько цыплят у белой наседки?

- Сколько цыплят у пёстрой наседки?

- Что нам нужно найти?

- Достаточно. Дальше пойдём потом. Рассмотрим краткую запись, можем ли мы найти сколько цыплят у пёстрой курицы?

- Как?

- И получим?

- Верно. У нас есть ещё один вопрос. Давайте его прочитаем. Сколько всего цыплят у двух наседок. Это значит, сколько у белой и пёстрой наседок вместе? У белой сколько?

- У пёстрой?

- Можем ли мы теперь узнать, сколько у них вместе?

- Как мы найдём?

- И получим?

Находят нужные числа.

- 2.

- 6.

- 3.

- 2.

- 5.

- 1.

- 2.

- 6 состоит из 4 и 2

- 5.

- 1 и 5.

- 1.

- 6 и 1.

- 2.

- 5 и 2.

- 4.

- 2.

- 6.

- Мы к 4 прибавили 2.

- 4.

- 6-4

- 2.

- 4+2=6

- 3.

- 4.

- 7.

- К 3 прибавили 4.

- 3 +4=7

- 7-3

- 4.

- 7-3.

- 4.

- 2.

- 5.

Записывают и решают примеры.

- Условие, решение, ответ.

- Цыплята.

- Это птенцы курицы.

- Жёлтого.

- 6 называют несколько человек.

О белой и пестрой курицах наседках и их цыплятах.

- 6.

- На 2 меньше.

- Сколько цыплят у пёстрой наседки.

- Да.

- Мы из 6 вычтем 2, так как известно, что на 2 меньше.

- 4 цыплёнка.

- 6.

- 4.

- Да.

- Мы к 6 прибавим 4.

- 10 цыплят.

Закрепление пройденного материала

- Отлично. Давайте посмотрим на задачу 4. Она похожа на задачу 3. Но здесь изображены на картинках кто?

- Верно. Какого они у нас цвета?

- Правильно. А сколько их на картинке?

- Верно. Цыплят было 6, а кроликов у нас 4. Давайте прочитаем задачу.

- О чём говорится в задаче?

- Сколько кроликов у серой крольчихи?

- Сколько кроликов у чёрной крольчихи?

- Что нам нужно найти?

- Достаточно. Дальше пойдём потом. Рассмотрим краткую запись, можем ли мы найти сколько кроликов у чёрной крольчихи?

- Как?

- И получим?

- Верно. Отступите 2 клетки вниз от прошлого задания и от края строки 10 клеток, в 11 клетке напишите «Задача 4».

- Отступите от края строки клетку вниз и клетку право, в следующей напишите 1 действие. 4+2=6 (кр.)- у чёрной крольчихи.

- Отлично. У нас есть ещё один вопрос. Сколько кроликов всего у этих крольчих. Нам известно сколько крольчат у белой и у чёрной крольчих. Можем ли мы ответить на этот вопрос задачи?

- Как мы найдём?

- И получим?

- Давайте запишем второе действие. Отступите от края строки клетку вниз и вправо, в следующей напишите 2 действие. 4+6=10 (кр.)- всего у крольчих.

- Мы ответили на вопросы задачи?

- Давайте тогда запишем ответ. Вопроса у нас была два, поэтому запишем два ответа. Отступаем клетку вниз, в следующей под знаком «+» пишем: «Ответ: 6 кроликов у чёрной крольчихи, 10 кроликов всего у крольчих.»

- Молодцы, вы отлично справились! Теперь давайте посмотрим на задание 5. Нам Нужно измерить длину двух отрезков и определить на сколько один длиннее второго. На картинке есть линейка. Посмотрите внимательно на нашу линейку и измерьте длину красного отрезка.

- Поднимите руку те, у кого такой же ответ. Теперь измерьте зелёный отрезок. Сколько получилось?

- Поднимите руку те, у кого такой же ответ. Красный отрезок – 5 см, зелёный 6 см. Теперь нам нужно определить насколько зелёный длиннее. Как мы это сделаем?

- И получим?

- Значит зелёный отрезок длиннее на 1 см красного. Молодцы.

(*) Теперь давайте порешаем примеры, подготовьте сигнальные карточки. Посмотрите на слайд, там появился пример. У нас примеры в 2 действия. Поэтому будем считать внимательно. Кто хочет прочитать первый пример.

- 6-4 получится… Поднимайте карточки.

- К 2 мы прибавляем 5 и получаем.

Далее учитель работает аналогично.

6-5+7

5+4-3

7-6+4

3+3-6

8-7+6

- Кролики.

- Серые.

- 4.

- О серой и чёрной крольчихах и их кроликах.

 - 4.

- На 2 кролика больше.

- Сколько кроликов у чёрной крольчихи.

- Да.

- Мы к 4 кроликам прибавим 2, т.к. у чёрной крольчихи на 2 больше.

- 6 кроликов.

- Да.

- Мы к 4 прибавим 6.

- 10 крольчат.

- Да.

-  5 см.

- 6 см.

- Из 6 см вычтем 5 см.

- 1 см.

- 6-4+5

- 2.

- 7

С помощью сигнальных карточек дают ответы на примеры.

(7, 8, 6, 5, 0, 7)

Итог урока

- Состав каких чисел мы сегодня вспомнили?

- Давайте вспомним состав 6 состоит из 3 и… Ещё.

- Давайте вспомним состав 7.

- А задачи про каких животных мы решали?

- 6 и 7.

- 3, затем называют сами пары.

- Про цыплят и кроликов.

Рефлексия

На слайде представлено три смайлика. Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

- Ребята, спасибо вам большое за урок, вы большие молодцы! До свидания!

Оценивают свою работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕМАТИКА

Слайд 2

2 4 1 5 6 1 5 2

Слайд 3

2+5=7 7-2=5 7-5=2

Слайд 4

6 ц. ? н а 2 ц. < } ?

Слайд 5

4 кр . ? н а 2 кр . > } ?

Слайд 6

6-4+5 = 6-5+7 = 5+4-3 = 7-6+4 = 3+3-6 = 8-7+6 = 7 8 6 5 0 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач" - урок математики в 1 классе

Урок по теме "Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач" преследует следующие цели:: дать понятие связи между конкретными операциями,  используя демонстрацию шкалы линейки; формиро...

Связь вычитания со сложением

урок математики в 1 классе...

Конспект урока по теме «Удобный способ сложения и вычитания. Проверка сложения» 3 класс. УМК "Перспектива"

Технологическая карта урока по теме: «Удобный способ сложения и вычитания. Проверка сложения» 3 класс....

Урок математики. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Проверка сложения и вычитания (устные вычисления)

План-конспект урока математики во 2 классе. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Проверка сложения и вычитания (устные вычисления). Тип урока: Урок закрепления знаний и способов действий (урок пут...

Открытый урок по теме " «Сложение и вычитание непересекающихся множеств, свойства и аналогия со сложением и вычитанием чисел». 4 класс

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.Задачи урока:Образовательные: формирование умения выполнять сложение и вычитание непересекающихся множеств.Разви...