Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Олимпиадная математика"
рабочая программа по математике (3, 4 класс)

Черепанова Наталья Александровна

Олимпиадная математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnaya_matematika.docx40.15 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Олимпиадная математика

3-4 класс

Составитель:

Черепанова Наталья Александровна

учитель начальных классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Олимпиадная математика»

3-4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описание ценностных ориентиров курса математики

во внеурочной деятельности

Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника.

Содержание внеурочной деятельности в курсе математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Цели обучения:

- овладение математическим языком, знаково-символическими средствами,

- установление отношений между математическими объектами и объектами окружающего мира, процессами и явлениями, происходящих в повседневной практике;

- овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей;

- решение математических задач оказывает положительное влияние на эмоционально-волевое сферу личности учащихся, развивает умение преодолевать трудности, настойчивость, волю, умение испытывать удовлетворение от выполненной работы.

Задачи:

1. Стимулировать обучающихся к участию в разнообразных способах учебной деятельности;

2. Выстроить целостную систему работы с одаренными детьми в ОО.

3. Удовлетворять потребность в новой информации (коммуникативная адаптация);

4. расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

5. содействовать умелому использованию символики;

6. учить правильно применять математическую терминологию;

7. уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Актуальность проблемы обучения одаренных детей для современной системы образования отражает осознание государством особой ценности творческого потенциала его граждан. В ситуации снижения образовательного уровня населения страны, утечки интеллектуальных ресурсов, снижения заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей приоритетной задачей в ОО становится выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Для многих ребят конкурсы становятся стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути.

Мною накоплен определенный опыт по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся по предмету «Математика». В ОО имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

Курс «Математическая школа Олимпийского резерва» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. Данная программа рассчитана на обучающихся , имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор.

Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс рассчитан на 2 года и рассчитан на обучающихся 3,4 – ых классов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Содержание курса соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет возможность обучающимся работать на уровне повышенных требований.

Кроме того, важной ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.

При отборе содержания и структурирования курса использованы общедидактические

Принципы программы:

Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность

Содержание занятий курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации

  1. развитие интереса к математике как науке физико-математического направления;
  2. успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Ориентация на расширение жизненного опыта

Курс позволяет осуществить учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес обучающихся к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Методическое обеспечение курса

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Занятие состоит из теоретической части и практической.

Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности обучающихся путём создания проблемных ситуаций, индивидуальных и групповых способов обучения. К таким технологиям я бы отнесла:

  • технологию обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативную технологию.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы.

Значимыми формами образовательной деятельности являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;

Реализация данного курса способствует формированию не только предметных математических компетентностей обучающихся, но и формированию метапредметных универсальных компетентностей и социального опыта по применению в практической жизни полученных знаний.

Для проверки уровня усвоения знаний обучающимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • математические конкурсы
  • викторины
  • КВН
  • турниры
  • олимпиады
  • выпуск стенгазет

Формы подведения итогов реализации курса:

  • тестирования
  • школьные олимпиады
  • проектная деятельность (конкурс проектов)
  • участие в международной игре «Кенгуру»
  • творческие работы (составление собственного сборника)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностными результатами обучения учащихся являются:

- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

- готовность и способность к саморазвитию;

- сформированность мотивации к обучению;

- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

- способность к самоорганизации;

- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами обучения являются:

- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;

- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

- адекватное оценивание результатов своей деятельности;

- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

- готовность слушать собеседника, вести диалог;

- умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся:

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Основные требования к уровню математической подготовки учащихся

Обучающиеся должны знать:

Основной программный материал курса математики в начальных классах, применять на практике полученные знания.

Обчающиеся должны уметь:

Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (метапредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

Виды деятельности

Решение практико-ориентированных компетентностных задач

1.

Решение бытовых задач с опорой на собственный опыт.

1

решение задач

2.

Площадь и объем.

1

решение задач

3.

Занимательные задачи на движение.

2

решение задач

4.

Цена, количество, стоимость.

1

решение задач

5.

Занимательные задачи.

1

Самостоятельное составление задач с опорой на исходные данные

6.

Время и его измерение.

1

Работаем с информацией

7.

Решение логических задач на установление родственных отношений.

1

Работа в малых группах

8.

О чем рассказали таблицы.

1

Работа с информацией

9.

Экономические задачи.

1

Решение задач и матем. ребусов

10.

Викторина: «Юные знатоки математики»

1

Решение нестандартных заданий

11.

Решение логических задач.

2

Решение задач и матем. ребусов

Решение стохастических задач

12.

Таблицы и графы.

3

схематическое изображение задач

13.

Перестановки с повторениями и без повторений

1

Работа в группах

14.

Сочетания без повторений и с повторениями

1

работа с графической и текстовой информацией

15.

Статистические задачи. Таблицы.

2

решение задач

16.

Диаграммы.

3

работа с информацией, представленной диаграммами разного вида

17.

Среднее значение

1

решение задач и ребусов

18.

Арифметические игры

1

решение нестандартных заданий

19.

Решение задач изученных видов

2

работа с информацией

20.

Математический КВН

2

21.

Выпуск газеты с составленными самостоятельно задачами

1

работа в группах

22.

Олимпиада по математике

2

решение заданий повышенной трудности

23.

Турнир знатоков математики

1

решение заданий повышенной трудности

24.

Круглый стол «Подведём итоги».

1

Коллективная работа по составлению отчета

Всего:

34

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

Виды деятельности

Решение практико-ориентированных компетентностных задач

1.

Решение бытовых задач с опорой на собственный опыт.

2

решение задач

2.

Решение задач на расчет площади и объема.

2

решение задач

3.

Занимательные задачи на движение.

2

решение задач

4.

Цена, количество, стоимость.

2

решение задач

5.

Время и его измерение.

1

Работаем с информацией

6.

Работаем с таблицами.

2

Работа с информацией

7.

Каверзные вопросы и задания.

1

Решение задач и матем. ребусов

8.

Викторина: «Юные знатоки математики»

1

Решение нестандартных заданий

9.

Решение логических задач.

2

Решение задач и матем. ребусов

Решение стохастических задач

10.

Таблицы и графы.

2

схематическое изображение задач

11.

Перестановки с повторениями и без повторений

1

Работа в группах

12.

Сочетания без повторений и с повторениями

1

работа с графической и текстовой информацией

13.

События и их вероятности.

1

Исследовательская работа «Почему так?...»

14.

Статистические задачи. Таблицы.

2

решение задач

15.

Диаграммы.

2

работа с информацией, представленной диаграммами разного вида

16.

Задачи с многовариантными решениями.

1

работа с текстовой информацией

17.

Среднее значение

1

решение задач и ребусов

18.

Арифметические игры

1

решение нестандартных заданий

19.

Математический КВН

1

решение нестандартных заданий

20.

Компьютерные математические игры.

1

Работа с ПК (в парах и индивидуально)

21.

Выпуск газеты с составленными самостоятельно задачами

1

работа в группах

22.

Олимпиада по математике

2

решение заданий повышенной трудности

23.

Турнир знатоков математики

1

решение заданий повышенной трудности

24.

Круглый стол «Подведём итоги».

1

Коллективная работа по составлению отчета

Всего:

34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

  1. О.Холодова, Юным умникам и умницам, методическое пособие для 4 класса, Москва, РОСТ книга, 2017
  2. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2017
  3. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2016.
  4. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2015
  5. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995, 2014
  6. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2015
  7. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2016
  8. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал, выпуски 2015-2018 гг
  9. Козлова С.А., Гераськин В.Н., Волкова Л.А. Дидактический материал к учебнику «Математика» для 3 класса М.: Баласс; Издательство «Школьный дом», 2013
  10. Козлова С.А., Гераськин В.Н., Волкова Л.А. Дидактический материал к учебнику «Математика» для 4 класса М.: Баласс; Издательство «Школьный дом», 2013
  11. Тонких А.П. Сборник задач по математике для начальной школы. Пособие для учителей начальных классов.- М.: Баласс, 2013

Для учащихся:

1. О.Холодова, Юным умникам и умницам, рабочая тетрадь для детей

9-10 лет, Москва, РОСТ книга, 2017

2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2014

3. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"

Программа  внеклассной работы по математике  для 1 класса c использованием ИТ....

рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа по математике и конструированию составлена  на основе  рабочей программы «Математика» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. – М.: «...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Научный клуб «Клуб юных математиков»

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и логика" (3-4 класс)

Программа внеурочной деятельности «Математика и логика» разработана для обучающихся 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. Курс входит во внеурочную деятельность по нап...