Внеклассное мероприятие по математике " Математический базар"
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Брянская Татьяна Борисовна

Внеклассное мероприятие в начальных классах «Математический базар»

Цель: Формирование у учащихся интереса к математике посредством игрового и занимательного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_bazar-vneklasnoe_meropriyatie.docx113.72 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Ганзуринская средняя общеобразовательная школа

Внеклассное мероприятие в начальных классах

«Математический базар»

Выполнила :Брянская Т.Б.

   

с.Ганзурино

Внеклассное мероприятие в начальных классах «Математический базар»

Цель: Формирование у учащихся интереса к математике посредством игрового и занимательного материала.

Формируемые УУД:

Личностные: развитие дружеского взаимоотношения, взаимовыручки, , желания помочь команде;

Познавательные: .развитие логического мышления, воображения, смекалки, сообразительности, любознательности;

Коммуникативные: развитие культуры общения, умение работать в группах, действовать согласованно.

Ход мероприятия:

I.Организационный момент. Стадия «Вызов»

-Здравствуйте, ребята и наши гости. Сегодня у нас необычное мероприятие, мы с вами отправляемся на базар. Но не на обычный базар, где продают овощи и фрукты, и другие всевозможные продукты, а на математический базар. Давайте  предположем о том, что мы с вами сможем увидеть на математическом базаре.

(Предположения: задачи, примеры, цифры, цепочки, ребусы и т.д.)

 Покупать будем баллы, расплачиваться не деньгами, а нашими знаниями .

 (Слайд 2

Сегодня мы не только будем соревноваться, но и узнаем много интересного о математике.

   Пифагор (570 – 490 года до н.э.) – древнегреческий математик, философ.   Был очень любознательным с раннего детства. Обучался сразу в нескольких храмах Греции. Основатель нумерологии. (Слайд 2)

https://theslide.ru/img/thumbs/acdaf530c83cf56220976e282d8f7b38-800x.jpg

    Какую цифру вы любите больше всего? Вас удивляет такой вопрос: как можно любить  или не любить какие-то цифры? Однако не все так думают. Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от неё пошёл весь мир. И, правда, единица – «героиня» и «прима» всего счёта. Та самая, о которой говорится: «Мал, да удал». Без единицы не состоялось бы самое простое исчисление.

Первая покупка.

Конкурс "Разминка" (Слайд 3)

Каждая команда  получает числа на карточках от 56 до 99 – 3 класс, от 109 до 285 – 4 класс .

Дети должны построиться  по возрастанию чисел. Побеждает команда, которая быстрее построится.

 Победителю – 2  очка.

  Представляю вам двойку. Как утверждали древние греки, число это – символ любви и равновесия. Число 2 – это мягкость и тактичность, стремление сгладить все острые углы. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.

А мы совершаем вторую покупку.

Конкурс «Быстро отвечай»(Слайд 4)

Учитель   задаёт вопросы каждой команде по очереди.  

  1. класс:
  1. Сколько орехов в пустом стакане?   (нисколько, стакан пустой)
  2. Сколько пальчиков у четырёх мальчиков?  (40)
  3. Сколько ушей у пяти малышей?  (10)
  4. Сколько месяцев в году? (12)
  5. На  дубе выросли 8 яблок и 6 груш. Ск всего фруктов выросло на дубе? (0)

  1. класс:
  1. Сколько колец на олимпийском флаге? (5)
  1. Кто быстрее долетит до цветка: бабочка или гусеница? (бабочка, гусеница летать не умеет)
  2. Сколько  сторон  у шестиугольника? (6)
  3. Сколько слогов  в слове «карандаш»? (3)
  4. На заборе сидели 3 кота, 2 кошки и воробей. Ск. Птиц сидело на заборе? (1)

   В далёкие времена люди с большим трудом научились считать до двух и только через много лет  начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное. Считали так «один, два, много». Поэтому число 3 обозначает «всё». Число 3 стало самым излюбленным числом в мифах и сказках. У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне и Венере.

Конкурс «Математические бусы» (Слайды 5, 6 )

Из разных чисел я сделала бусы,

А в тех кружках, где чисел нет,

Расставьте минусы и плюсы,

И деление с умноженьем

Чтоб данный получить ответ.

За  правильный ответ команды получают 3 балла.

Какое число следует за числом 3? Четвёрку в древности считали символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух, Воду.

Конкурс : «Что означают эти выражения?»(Слайды 7,8)

Одна нога тут, другая там.        (Быстро)

От горшка два вершка.        (Маленький)

На все четыре стороны.        (Куда угодно)

Как свои пять пальцев.        (Знать очень хорошо)

Числу 5 Пифагор отводил особое место, считаю его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого математика древности, наверное согласятся все современные школьники. Древние считали число 5 символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость.

Конкурс «Отгадай ребус» (Слайды 9,10)

C 3 Ж   стриж

ВИ 3 НА    витрина

ВО 100 К    восток

ПРО 100 Р    простор

Обратимся опять к Пифагору. Оказывается,  он считал 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения и перемножения всех чисел, на которые делится. 6 делится на 1,2,3. И если сложить или перемножить эти числа, то вновь получится 6: 1+2+3=6   1*2*3=6. Таким свойством не обладает ни одно другое число

1,2,3. И если сложить или перемножить эти числа, то вновь получится 6: 1+2+3=6   1*2*3=6.

физминутка

6 конкурс «Сказочный» (Слайды 11,12)

1. )  Сколько поросят строили дома? (3)

2)Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)

3) Сколько друзей-гномов было у Белоснежки? (7)

4) Сколько лет жил старик со старухой у моря в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (33)

За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.

Особенно большим почётом в древности была окружена 7. Когда-то 7 была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где семь употребляется в значении «все». Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым причисляли Солнце и Луну. Семь стало священным числом. Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств.

Задачки в стихах. (Слайд 13)

  1. Три зайчонка, пять ежат
    Ходят вместе в детский сад.
    Посчитать мы вас попросим,
    Сколько малышей в саду?  (8)

  1. К внукам бабушка пришла,
    Пирожков им испекла.
    По два румяных пирожка
    Бабушка каждому внуку дала:
    Машеньке, Саше, Аленке, Никите.
    А сколько всего пирожков? Подскажите. (8)
  2. Кормушку для птиц
    Мы к зиме смастерили,
    Зерен и ягод в нее положили.
    Гости себя не заставили ждать.
    Стали мы птиц на кормушке считать:
    Три свиристеля, четыре синицы,
    Пять снегирей да один воробей.
    Сколько всех птиц?
    Отвечайте скорей.  ( 13)

  1. В лес за грибами папа ходил,
    Из леса в корзине домой приносил:
    Девять лисичек, восемь маслят,
    Три сыроежки, двадцать опят,
    Один боровик да десять груздей.
    Сколько грибов? Сосчитайте скорей! (51)

Число 8  древние считали воплощением надёжности, доведённой до совершенства. Символизировалось двойным квадратом. Разделённое пополам, оно имеет равные части 4 и 4.

Собери пословицу. (Слайды 14,15,16)

  1. Семь раз отмерь – один отрежь.
  2. Одна голова хорошо, а  две лучше.
  3. Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
  4. В одно ухо влетело, в другое – вылетело.

Это самое большое однозначное число - 9. Ему приписывали таинственную силу: в одно время добрую, в другое – недобрую. «У девяти не будет пути», - говорили в древности. В русских сказках действие часто происходит в «тридесятом царстве». А у  древних греков  за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей. Оно было олицетворением полноты и достатка. Наверное, это из-за того, что оно самое большое из однозначных чисел.

Прояви смекалку. (Слайды 17, 18)

  1. В  доме  11  этажей.  Какой  этаж  средний?6
  2. На  полке  5  пар  сапог.  Сколько  сапог  на  правую  ногу?5
  3. Как  найти  середину  палки, имея  веревку  такой  же  длины? сложить веревку на половину

  1. Подрисуйте  к  квадрату  два  треугольника  так,  чтобы  получился  треугольник.

Подведение итогов. (Слайд

19).

1.Сколько городов в Республике Бурятия? 

А) 4

Б) 5

 В) 6

2.Трижды девять девушек и столько же парней плясали вместе с шаманом, когда совершали коллективный обряд. Сколько всего человек участвовало в обряде?

3.Назовите пять домашних животных, которых разводили буряты? 

4.Сколько рек впадает в озеро Байкал?

  • 150
  • 336
  • 565

III.Рефлексия

Молодцы, ребята, вы хорошо совершали ваши покупки. Понравилось вам на математическом базаре? Ребята, а как вы думаете, какая из нас, является хозяйкой этого базара. Конечно, математика. И я предлагаю вам, ребята, поблагодарить Математику за интересные задания и составить Синквейн, который мы так и назовем «Математика»

  1. Существительное
  2. Два прилагательных
  3. Три глагола
  4. Предложение из 4 слов

\

Самоанализ мероприятия по математике

«Математический базар»

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами данного мероприятия являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового ребуса.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. (математические бусы)
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
  • Конструировать несложные задачи.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

В данном мероприятии ребята были разделены на 2 команды и участвовали в конкурсах:

1.Разминка

2. Конкурс . «Быстро отвечай».

3. Конкурс «математические бусы».

4.Конкурс «Что означают эти выражения».

5. Конкурс «Отгадай ребус»

6.Конкурс «Сказочный».

7Задачи в стихах.

8. Собери пословицу

9.Прояви смекалку

10.Наш край-Бурятия

Все эти задания должны были направлены на повышение

общей математической культуры учащихся.

Продолжительность занятия составила не более 45 минут.

Структура занятия

- Вводная часть: (организация детей) – 12 минут

- Основная часть: (практическая деятельность) - 30 минут

- Заключительная часть (подведение итогов) -3минут

Данная  структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

Вводная часть  предполагала  организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя.

Основная часть  - это самостоятельная   умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В основную часть были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний, формирование математического мышления, развитие творческого воображения, воспитание настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Дети с удовольствием проявляли любознательность, активность, самостоятельность.

Желание отвечать было у всех . Все были довольны тем, что имелась такая возможность поразмышлять, посоревноваться, поиграть.

В заключительной части подводился итог  деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.Дети посчитали сколько баллов-денег они заработали.

Все этапы внеклассного мероприятия были выполнены и логически переплетались. Для достижения цели использовала словесные и наглядные методы, ТСО.

В течение всей игры поддерживалась высокая работоспособность и хорошая психологическая атмосфера. Дети были заинтересованы учебным материалом.

По  итогам проведенной игры можно сделать следующие выводы:

-   учащиеся успешно справились с заданиями,   тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;

-учащиеся усовершенствовали математические навыки;

-   проявили творческое самовыражение

Поставленные задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Математические эстафеты" для 1-4 классов.

Внеклассное мероприятие  было проведено в конце учебного года (в апреле) в рамках предметной недели "Математика в начальной школе" среди обучающихся 1 -4 классов. Ежегодно в школе проводятся пред...

Внеклассное мероприятие по математике "Математический КВН между 2 классами"

Мероприятие для второклассников в форме КВНа, собраны занимательные материалы математического содержания, игры со зрителями, есть презентация, образец диплома....

Разработка внеклассного мероприятия по математике "Математический калейдоскоп".

Внеклассное мероприятие проводится в форме игры КВН. Развивается логическое мышление, умение работать в команде,коммуникативное общение....

Внеклассное мероприятие по математике «Математический винегрет», проведённое в 5в классе по программе VIII вида

Внеклассное мероприятие по математике«Математический винегрет», проведённое в 5в классе по программе VIII вида...

Внеклассное мероприятие по математике "Математический базар" 2 класс

Внеклассное мероприятие по математике ,которое  способствовует проявлению  индивидуальных,  творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности...

Внеклассное занятие по математике "Математический базар"

Внеклассное занятие проводилось во время проведения декады математики. Это игра-соревнование между ребятами 2-ых классов....