Использование эффективных приемов и методов решению задач
статья по математике
В статье описаны разные методы работы над задачами
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальном конкурсе педагогов
«Использование эффективных приемов и методов обучения
решению задач базового уровня и задач повышенного уровня (олимпиадные) на уроках математики в начальной школе»
ТЕМА:
Статья «Использование эффективных приемов и методов обучения решению задач базового уровня на уроках математики в начальной школе»
Выполнил: Учитель начальных классов МОУ:СОШ №41
Токмакова Татьяна Васильевна
г.Борзя 2025г
Статья: «Использование эффективных приемов и методов обучения решению задач базового уровня на уроке математики в начальной школе».
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Современное начальное образование ориентировано не только на получение предметных результатов, но и на формирование универсальных учебных действий, направленных на развитие младшего школьника.
Основные задачи, которые ставит перед собой начальное общее образование, способны решить уроки математики, где мы отводим время для работы с разнообразными видами математических задач. Задачи необходимо решать на каждом уроке. Они формируют у учащихся важные для жизни знания, умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций. Через предложенную ситуацию в задаче обучающиеся познают важные в познавательном и воспитательном отношении факты.
Процесс работы над задачей оказывает положительное влияние на умственное развитие детей, мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения, а также умения четко и ясно излагать свои мысли.
На уроках математики провожу целенаправленную работу по развитию у учащихся умений называть виды задач, чтобы дети различали условие и вопрос, отвечали на вопрос: Можно решить данную задачу или нельзя? Для эффективной работы с задачами необходимо чтобы каждая задача давала толчок для активной умственной деятельности учащихся и чтобы ученик приступил к решению задачи.
Для того чтобы краткая запись помогла решить задачу, в ней должно быть минимальное количество условных обозначений; количество вопросительных знаков должно соответствовать количеству действий. Нельзя навязывать детям свою форму краткой записи. Ученики учатся записывать свою форму краткой записи, которая будет более наглядно представлять условие задачи.
На мой взгляд, очень важно добиться, чтобы учащиеся поняли смысл рассуждения в ходе решения. В процессе рассуждения используем чертеж, рисунок, изображение графически, с помощью диаграммы. Учу ребят ставить вопросы и давать развёрнутые ответы. Добиваюсь того, чтобы каждый ученик мог выбрать наиболее доступный способ решения. Здесь важно участие каждого в процессе решения, особенно, когда в ходе рассуждений ребята видят несколько способов решения одной и той же задачи.
Самым главным первоначальным приемом во время работы над задачей является прием осмысленного чтения, работа с текстом задачи. Если у ребенка недостаточно развита техника чтения, то он никогда сам не решит задачу. Но когда например задачу прочитает учитель, этот же ребенок сразу может назвать решение и ответ. Поэтому дети должны хорошо читать, чтобы справиться с выполнением задания самостоятельно, не только по математике. Прием осмысленного чтения хорошо можно увидеть в этапах работы над задачей:
– понимание постановки задачи: первое, что нужно сделать – это установить, что дано, что нужно узнать; объяснить незнакомые слова и выделить важные, главные слова;
- составление плана решения: нарисовать схему или чертеж; составление краткой записи, рисунок,
– планирование решения: обсуждение вариантов, которые требуются для решения задачи и порядок, действий;
–анализ полученного результата: проверка решения задачи; составить и решить обратные задачи; решить задачу другими способами.
На уроках чаще всего обращаем внимание на второй и третий этапы. Первый этап считается пройденным если ученики уже сказали, что дано и что нужно найти.
На уроках учимся с ребятами применять разные методы решения задач:
Арифметический метод
Арифметический способ, приводит к выбору арифметических действий, которые показывают связь между данными и искомыми величинами.
Задача. «Утром ушли в море 20 маленьких и 8 больших рыбачьих лодок, 6 лодок вернулись. Сколько лодок с рыбаками должно вернуться?»
I способ. 1. 20+8=28(л.) ушли в море.
2. 28-6=14(л.) должны вернуться.
Выражение.(20+8)-6=14(л.)
II способ. 1. Сколько больших лодок должно вернуться? 20-6=14(л.)
2. Сколько всего лодок должно вернуться? 14+8=22(л.)
Выражение.(20-6)+8=14(л.)
III способ. 1. Сколько маленьких лодок должно вернуться? 8-6=2(л.)
#1057;колько всего лодок должно вернуться? 20+2=22(л.)
Выражение.(8-6)+20=14(л.)
Ответ: должно ещё вернуться 22 лодки. Задача решена различными арифметическими способами.
Алгебраический метод
В 3 и 4 классе много задач о нахождении неизвестного числа. Такие задачи можно решить алгебраическим методом, т.е. составить уравнение. Он состоит из следующих шагов: #1053;аходим то, что неизвестно. #1063;ерез это неизвестное выражаем величину, о которой говорится в задаче. #1057;оставляем уравнение. #1056;ешаем уравнение. #1055;роверяем результат.
Задача: «У Оли втрое больше марок, чем у Ани, а у Ани на 20 марок меньше, чем у Оли. Сколько наклеек у Ани?».
Вначале составим схему уравнения, содержащую не только математические знаки, но и естественные слова.
Олины марки – Анины марки = 20 марок
Пусть х – число Аниных марок. Тогда число наклеек у Оли равно х 3.
Составим уравнение х * 3 – х = 20
2 * х = 20
Х=20:2
Х=10
Ответ: 10 марок у Ани
Решение задач алгебраическим методом помогает моделировать ситуацию, размышлять.
Графический метод.
Это способ решения задачи с помощью чертежа.
Задача: «Мальчик нарисовал 12 машинок.3 красных, 5 синих, остальные зеленые. Сколько зеленых машинок нарисовал мальчик?»
красные синие зеленые
Чертеж позволит ответить на вопрос задачи, не выполняя каких либо арифметических действий.
Логический метод
Задача: «В 6 банок поровну разлили 12 литров сока. Сколько надо таких же банок, чтобы разлить 24 литра сока?»
В ходе обсуждения решения отвечаем на первую группу вопросов:
- Сколько литров сока помещается в одну банку? 12:6=2(л.)
- Сколько банок потребуется для 24 литров сока? 24:2=12(б.)
Также в ходе обсуждения выявляется другая группа вопросов:
#1042;о сколько раз больше стало сока? 24:12=2(раза)
Если сока стало в два раза больше, значит, и банок потребуется в два раза больше.
#1057;колько потребуется банок? 6 * 2=12(б.)
Ответ: потребуется 12 банок.
Табличный метод
При решении некоторых задач можно использовать табличную форму. Это задачи на движение, задачи на определение цены, количества, стоимости.
Цена | Количество | Стоимость |
5 руб. | ? | 20 руб. |
Скорость | время | расстояние |
6км/ч | 3 часа | ? |
Схематический метод
Cхематический рисунок позволяет ответить на вопрос задачи.
Задача: «В двух автобусах ехали пассажиры, по 36 человек в каждом автобусе. На остановке из первого автобуса вышло несколько человек, а из второго автобуса вышло столько человек, сколько осталось в первом. Сколько всего пассажиров осталось в двух автобусах?»
В этой задаче схема необходима как способ и как форма записи решения задачи.
Ответ: в двух автобусах осталось 36 человек.
В ходе работы над задачами ученики учатся действовать в совместной деятельности, договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению проявлять инициативу и самостоятельность. Всего этого можно достичь только тогда, когда между учителем и детьми присутствует доверительная атмосфера, добрые уважительные отношения друг к другу. Это доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и на внимание к его внутреннему миру в процессе усвоения знаний.
Результативность решения задач при выполнении контрольных работ
4а класс
По диаграмме видно, что во время выполнения входного контроля с задачей справились 68% учеников, 1 четверть 64% учащихся, 2 четверть 65% учащихся. У остальных ребят были недочеты в выборе и составлении краткой записи или в выборе путей решения задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование деятельностного метода решения задач на уроках математики в начальной школе
презентация...

Сравнительная эффективность приемов и методов обучения обучающихся
При выборе методов и приемов учитывать психолого-педагогические особенности обучающихся....

Проект «Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики».
quot;Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики"...

Курсы повышения квалификации «Эффективные приемы и методы работы с детьми ОВЗ»
Курсы повышения квалификации «Эффективные приемы и методы работы с детьми ОВЗ»...
Эффективные приемы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников
В статье предлагаются приемы и методы формирования читательской грамотности на уроках литерпатурного чтения....

Выступление на педсовете " Использование современных приемов и методов обучения в условиях введения ФГОС"
Обновленный стандарт адресован, прежде всего, взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интере...

Методические приемы при обучении решению задач в начальной школе
Методические приемы при обучении решению задач в начальной школе...