Формирование вычислительных навыков у учащихся 1-4 классов на уроке математики
план-конспект урока по математике (3 класс)
Описываются этапы формирования вычислительных навыков на уроке математики
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование вычислительных навыков у учащихся 1-4 классов на уроке математики
1. Этапы формирования вычислительных навыков
Вычислительный навык — это высокоавтоматизированное умение, основанное на понимании. Путь от незнания к автоматизму проходит через несколько этапов:
1. Подготовительный этап: Осознание практической необходимости вычислений, актуализация опорных знаний (счёт, состав числа, понятие арифметического действия).
2. Ознакомление с вычислительным приёмом:
· Создание проблемной ситуации: Задача, которую нельзя решить старым способом.
· Объяснение приёма: Через наглядность (палочки, кубики, схемы). Учитель показывает и комментирует.
· Озвучивание алгоритма: Ученики сами формулируют "правило" (алгоритм) выполнения действия.
3. Этап осознанного применения (закрепление):
· Решение примеров с подробным комментированием вслух.
· Выполнение действий с опорой на памятки, схемы, таблицы.
· Исправление ошибок с анализом их причины.
4. Этап автоматизации (тренировка):
· Решение большого количества примеров без опор.
· Использование тренажёров, игровых и соревновательных моментов для поддержания интереса.
· Доведение навыка до скорости и безошибочности.
5. Этап поддержания навыка:
· Постоянное включение вычислений в решение задач, уравнения, другие темы.
· Проведение регулярных "математических минуток", устных счётов.
---
2. Подготовка к уроку для учителя (План-конспект)
Тема урока: "Сложение двузначных чисел с переходом через разряд" (2 класс)
Цель: Формировать вычислительный навык сложения двузначных чисел с переходом через разряд вида 37 + 25.
Планируемые результаты:
· Предметные: Знать и применять алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
· Метапредметные:
· Регулятивные: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
· Познавательные: Уметь моделировать процесс сложения с помощью графических схем.
· Коммуникативные: Уметь точно формулировать свои мысли в устной речи.
· Личностные: Формирование аккуратности, усидчивости.
Оборудование: Раздаточный материал (десятки и единицы из картона), интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, учебник.
---
Ход урока:
1. Организационный момент (1-2 мин)
· Создание положительного настроя. "Ребята, сегодня мы с вами разгадаем ещё один секрет математики и станем ещё более умелыми вычислителями!"
2. Актуализация опорных знаний (5 мин)
· Устный счёт (игра "Цепочка"):
· "Найдите сумму чисел 8 и 6" (14)
· "Сколько нужно прибавить к 14, чтобы получить 20?" (6)
· "Назовите состав числа 15" (10 и 5, 9 и 6...)
· Задание на интерактивной доске: Разложи число 38 на десятки и единицы. (3 д. 8 е.)
3. Постановка учебной проблемы (3 мин)
· "Решим задачу: У Ани было 37 рублей, а у Вани — 25 рублей. Сколько всего денег у детей?"
· Запись на доске: 37 + 25.
· "Мы умеем складывать двузначные числа, когда в сумме единиц получается меньше 10. А здесь? 7+5=12. Это больше 10. Как же быть?" (Выслушать версии детей). "Значит, нам нужно узнать новый способ. Это и будет темой нашего урока".
4. "Открытие" нового знания (10 мин)
· Работа с наглядностью: Раздаём детям "десятки" и "единицы".
· "Возьмите 37: это 3 десятка и 7 единиц."
· "Возьмите 25: это 2 десятка и 5 единиц."
· "Сложите сначала единицы. Что получилось?" (7+5=12 единиц).
· "А можно ли 12 единиц оставить как есть? Нет, потому что 10 единиц — это 1 десяток. Давайте соберём из 10 единиц один десяток."
· Дети меняют 10 единиц на 1 десяток. "Что осталось в разряде единиц?" (2 единицы).
· "Теперь посчитайте десятки: 3 д. + 2 д. + 1 д. = 6 десятков."
· "Что получилось в итоге?" (6 десятков и 2 единицы, то есть 62).
· Формулировка алгоритма (совместно с детьми):
1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"
Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....

Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы
На современном этапе развития образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности учащихся, которые способствуют не только формированию прочных вычислительных умений ...
Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы с ОВЗ.
Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Программы по м...
статья "Использование ИКТ при формировании вычислительных навыков у учащихся начальных классов с нарушением интеллекта
В статье представлены метериалы по использованию на уроке математике в специальной (коррекционной)школе инретактивных средст смарт презентаций, онлайн- игр и т.д....

Занимательные математические диктанты как способ развития познавательной активности учащихся 3-х классов на уроках математики.
Активная мыслительная деятельность всегда связана с решением определенного задания. Мыслить ученик начинает, если у него возникает потребность что-то осуществить. А начинается потребность с проблемы, ...

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у младших школьников с ОВЗ на уроках математики"
Статья "Формирование устных вычислительных навыков у младших школьников с ОВЗ на уроках математики"...

Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы
Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе...
