Формирование вычислительных навыков у учащихся 1-4 классов на уроке математики
план-конспект урока по математике (3 класс)

Куприкова Маргарита Антоновна

Описываются этапы формирования вычислительных навыков на уроке математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование вычислительных навыков у учащихся 1-4 классов на уроке математики

1. Этапы формирования вычислительных навыков

Вычислительный навык — это высокоавтоматизированное умение, основанное на понимании. Путь от незнания к автоматизму проходит через несколько этапов:

1. Подготовительный этап: Осознание практической необходимости вычислений, актуализация опорных знаний (счёт, состав числа, понятие арифметического действия).

2. Ознакомление с вычислительным приёмом:

   · Создание проблемной ситуации: Задача, которую нельзя решить старым способом.

   · Объяснение приёма: Через наглядность (палочки, кубики, схемы). Учитель показывает и комментирует.

   · Озвучивание алгоритма: Ученики сами формулируют "правило" (алгоритм) выполнения действия.

3. Этап осознанного применения (закрепление):

   · Решение примеров с подробным комментированием вслух.

   · Выполнение действий с опорой на памятки, схемы, таблицы.

   · Исправление ошибок с анализом их причины.

4. Этап автоматизации (тренировка):

   · Решение большого количества примеров без опор.

   · Использование тренажёров, игровых и соревновательных моментов для поддержания интереса.

   · Доведение навыка до скорости и безошибочности.

5. Этап поддержания навыка:

   · Постоянное включение вычислений в решение задач, уравнения, другие темы.

   · Проведение регулярных "математических минуток", устных счётов.

---

2. Подготовка к уроку для учителя (План-конспект)

Тема урока: "Сложение двузначных чисел с переходом через разряд" (2 класс)

Цель: Формировать вычислительный навык сложения двузначных чисел с переходом через разряд вида 37 + 25.

Планируемые результаты:

· Предметные: Знать и применять алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд.

· Метапредметные:

  · Регулятивные: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  · Познавательные: Уметь моделировать процесс сложения с помощью графических схем.

  · Коммуникативные: Уметь точно формулировать свои мысли в устной речи.

· Личностные: Формирование аккуратности, усидчивости.

Оборудование: Раздаточный материал (десятки и единицы из картона), интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, учебник.

---

Ход урока:

1. Организационный момент (1-2 мин)

· Создание положительного настроя. "Ребята, сегодня мы с вами разгадаем ещё один секрет математики и станем ещё более умелыми вычислителями!"

2. Актуализация опорных знаний (5 мин)

· Устный счёт (игра "Цепочка"):

  · "Найдите сумму чисел 8 и 6" (14)

  · "Сколько нужно прибавить к 14, чтобы получить 20?" (6)

  · "Назовите состав числа 15" (10 и 5, 9 и 6...)

  · Задание на интерактивной доске: Разложи число 38 на десятки и единицы. (3 д. 8 е.)

3. Постановка учебной проблемы (3 мин)

· "Решим задачу: У Ани было 37 рублей, а у Вани — 25 рублей. Сколько всего денег у детей?"

· Запись на доске: 37 + 25.

· "Мы умеем складывать двузначные числа, когда в сумме единиц получается меньше 10. А здесь? 7+5=12. Это больше 10. Как же быть?" (Выслушать версии детей). "Значит, нам нужно узнать новый способ. Это и будет темой нашего урока".

4. "Открытие" нового знания (10 мин)

· Работа с наглядностью: Раздаём детям "десятки" и "единицы".

  · "Возьмите 37: это 3 десятка и 7 единиц."

  · "Возьмите 25: это 2 десятка и 5 единиц."

  · "Сложите сначала единицы. Что получилось?" (7+5=12 единиц).

  · "А можно ли 12 единиц оставить как есть? Нет, потому что 10 единиц — это 1 десяток. Давайте соберём из 10 единиц один десяток."

  · Дети меняют 10 единиц на 1 десяток. "Что осталось в разряде единиц?" (2 единицы).

  · "Теперь посчитайте десятки: 3 д. + 2 д. + 1 д. = 6 десятков."

  · "Что получилось в итоге?" (6 десятков и 2 единицы, то есть 62).

· Формулировка алгоритма (совместно с детьми):

  1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"

Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....

Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы

На современном этапе развития образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности учащихся, которые способствуют не только формированию прочных вычислительных умений ...

Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы с ОВЗ.

     Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.      Программы по м...

статья "Использование ИКТ при формировании вычислительных навыков у учащихся начальных классов с нарушением интеллекта

В статье представлены метериалы по использованию на уроке математике в специальной (коррекционной)школе инретактивных средст смарт презентаций, онлайн- игр и т.д....

Занимательные математические диктанты как способ развития познавательной активности учащихся 3-х классов на уроках математики.

Активная мыслительная деятельность всегда связана с решением определенного задания. Мыслить ученик начинает, если у него возникает потребность что-то осуществить. А начинается потребность с проблемы, ...

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у младших школьников с ОВЗ на уроках математики"

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у младших школьников с ОВЗ  на уроках математики"...

Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы

Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе...