Использование ТРИЗ-технологий на уроках математики в начальной школе.
учебно-методический материал по математике (2 класс)

Александра Евгеньевна Самойлова

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — это методология, разработанная Генрихом Альтшуллером в середине XX века. Основная цель ТРИЗ — развивать креативность и способности к решению нестандартных задач. Эта методология помогает учащимся не только находить решения, но и формировать системное мышление, что особенно важно в изучении математики. Кроме этого, методика позволяет развивать творческое мышление, закладывает основы логического мышления и математической грамотности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_2.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ТРИЗ-технологий на уроках математики в начальной школе.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — это методология, разработанная Генрихом Альтшуллером в середине XX века. Основная цель ТРИЗ — развивать креативность и способности к решению нестандартных задач. Эта методология помогает учащимся не только находить решения, но и формировать системное мышление, что особенно важно в изучении математики. Кроме этого, методика позволяет развивать творческое мышление, закладывает основы логического мышления и математической грамотности.

В начальной школе на уроках математики применяется много алгоритмов, формул, графиков, которые приходится заучивать наизусть. ТРИЗ – технологии помогают ребятам стать исследователями, изобретателями, превратить уроки в увлекательное путешествие.

В математике ТРИЗ помогает:

•        Развивать логику и системное мышление: Ученики учатся анализировать задачи, выделять противоречия и искать оптимальные решения.

•        Повышать интерес к предмету: Игровые формы и нестандартные задания делают уроки более увлекательными и мотивируют детей к учебе.

•        Формировать навыки решения проблем: ТРИЗ учит не бояться сложных задач, а подходить к ним творчески и находить оригинальные решения.

•        Развивать креативность и воображение: Ученики учатся видеть математические объекты с разных сторон, придумывать новые способы решения и находить необычные закономерности.

Элементы ТРИЗ начинаем применять на уроках математики уже с первого класса. Например, прием «Лови ошибку». Детям предлагаются примеры двух видов: с явным неверным ответом и с неверным знаком действия.

3 +3 = 9

7 – 3 + 2 = 2

Прием «Преднамеренные ошибки» применяется в любом классе. Такие задания есть в учебниках «Школы России». Задача учеников, найти примеры с допущенными ошибками, выписать их, решить верно.

В 4 классе предлагаем решение задач с недостающими данными или лишней информацией.

Например: Два автомобиля движутся по шоссе навстречу друг другу. Скорость первого равна 60 км/час, а скорость второго 70 км/час. Какое расстояние будет между автомобилями через 2 часа? В ходе работы над задачей, дети определяют, что решить ее невозможно, так как отсутствует величина – расстояние. Учащиеся самостоятельно предлагают добавить в задачу данные.

Метод использования на уроках открытых задач позволяет учителю поддерживать интерес к математике у учащихся, а ученики развивают гибкость и оригинальность мышления. Такой метод можно использовать при работе с геометрическим материалом. Ученикам предлагается набор из различных прямоугольников (по размеру и цвету). Задание: найдите периметр каждой фигуры. После выполнения предложим самостоятельно придумать задание для этих фигур. (Выстроить в ряд по увеличению периметра, разные классификации, найти площадь фигур и др.).

Научить детей задавать «математические» вопросы поможет игра «Да-нет». В первом классе на том же геометрическом материале. Учитель загадываем фигуру. Дети задают вопросы: фигура красная? У нее 3 угла? и т.д. В соответствии с классом, задания усложняются. Данный прием можно использовать на любом этапе урока: для входа в урок, на этапе закрепления и т. д. После игры — обязательное краткое обсуждение: какие вопросы были удачными?

С начало обучения проводим математические задания со спичками, счетными палочками, "Танграм" или головоломку "Судоку".

Например: построить из 3 спичек один треугольник, построить из 9 спичек 4 треугольника и др.

При решении логических задач применяем метод "Морфологического анализа". Задачи, в которых нужно систематизировать данные, с занесением в таблицу. Удобно применять такой метод при классификации геометрических фигур. Например, при изучении видов треугольников, заносим данные в таблицу по видам углов и сторон. Анализируя данные, знакомимся с понятиями разностороннего, равностороннего, равнобедренного треугольников.

Еще примеры заданий с применением ТРИЗ.

Задача об упаковке.

Есть разные формы упаковки для конфет (квадратные коробки, круглые банки, прямоугольные коробки). Какой формы упаковка позволит вам упаковать больше конфет?

Метод ТРИЗ: Детям предлагается провести эксперимент, заполнить упаковки конфетами, и обсудить, какая форма упаковки наиболее эффективна.

Задача о переходах.

Два котенка и два щенка отправились в поход. Они подошли к реке и увидели лодку, вмещающую только двоих. Но котята боятся щенят, и хотят все время быть друг с другом вместе. Как компании переправиться на другой берег?

Метод ТРИЗ: Дети могут нарисовать схему переправы и обсудить различные варианты, чтобы найти наиболее эффективное решение.

Задача на оптимизацию.

На школьном дворе стоят три разных вида контейнеров: квадратные, прямоугольные и круговые. Как можно расположить контейнеры, чтобы они занимали наименьшее место?

Метод ТРИЗ: Дети группируют контейнеры по форме и обсуждают, какой вариант расположения позволяет сократить занимаемую площадь.

Задача о распределении ресурсов.

У вас есть 100 рублей, которые нужно распределить между игрушками: одна стоит 30 рублей, другая — 50 рублей. Как купить как можно больше игрушек?

Метод ТРИЗ: Дети обсуждают, как можно на эту сумму купить нескольких дешевых игрушек и не покупать дорогую.

В групповой работе, при закреплении материала, используем игру "Математические изобретения". Учащиеся придумывают свои собственные математические задачи или игры, основанные на изученном материале. Это упражнение развивает креативность и командную работу.

Внедрение ТРИЗ технологий в уроки математики в начальной школе помогают делают сделать уроки более интересными, способствуют развитию критического и творческого мышления у детей. Используя ТРИЗ, учителя могут создать более глубокую и содержательную образовательную среду, где каждый ученик сможет проявить свои способности и найти свой путь к успеху в математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Перечислены приёмы работы с ИКТ в начальной школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 В 2011 – 2012 учебном году, в связи с переходом на новый ФГОС, кабинеты начальной школы были оснащены интерактивным комплексом. Интерактивная доска – очень удобное оборудование, которое позволяет сде...

Использование логических задач на уроке математики в начальной школе

Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нест...

Теоретические аспекты использования логических задач на уроках математики в начальной школе

 Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий ур...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Описывается актуальность использования ИКТ на уроках математики в начальной школе как необходимая составляющая современного урока...

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

        Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...

Использование исследовательского метода на уроках математики в начальной школе.

Использование исследовательского метода на уроках математики в начальной школе....