Открытый урок по математике «Переместительное свойство умножения», 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс)

Попова Лариса Анатольевна

Закреплять понятие “умножение”, как сумму одинаковых слагаемых, знание компонентов и результата умножения, навыки устных вычислений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике «Переместительное свойство умножения», 2 класс,  

Тема «Перестановка множителей»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели урока:

  • ввести понятие  переместительное свойство умножения на конкретных примерах;
  • развитие математической речи на основе использования изучаемой закономерности;
  • формирование вычислительных навыков устного счета.
  • Планируемые результаты: обучающиеся научатся заменять действие умножение сложением одинаковых слагаемых; использовать переместительное свойство умножения при вычислениях; с помощью схематических рисунков решать текстовые задачи; оценивать правильность выполнения действий.
  • Учебные универсальные действия:
  • Предметные УУД: изучить переместительный закон умножения, уметь пользоваться переместительным свойством умножения при нахождении значений выражений
  • Метапредметные УУД: Регулятивные: уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя, принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; высказывать свои предположения; формулировать выводы по теме урока; осуществлять контроль за результатом своей деятельности, вносить необходимые коррективы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников.
  • Познавательные: уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; уметь применять правила.
  •  Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе; задавать вопросы и формулировать свои затруднения.
  • Личностные результаты: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Демонстрационный материал: презентация PowerPoint для демонстрации на экране. 

Раздаточный материал: карточки с заданием; учебники и рабочие тетради у учащихся.

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированное обучение;  -словесно-продуктивной и творческой деятельности;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог);      - здоровье-сбережения.

Ожидаемые результаты:

- проявление активности на уроке;    - усвоение нового материала;    - улучшение результатов обучения.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: объяснение нового материала.  Групповая работа.

Формы контроля: самоконтроль, методы - взаимопроверка, самопроверка

      На доске:  Дерево, солнышко.     (Облака с надписями, карточки, лужайки, проталинки, клей.)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результатыУУД

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Задача:

Включение детей в деятельность .

- Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.          

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок,

Возьмем же ручки и мелок

И вместе сочиним урок.

 -Добрый день, ребята, Давайте поприветствуем гостей.

Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.

Откроем ладошки (показать) к новым знаниям и произнесем фразу: «Я хочу много знать!» (хором читаем)  Это и будет девизом нашего урока.

Самоконтроль готовности к уроку

Коммуникат. УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД

II. Актуализация знаний.

Задача:

Формулирование целей урока

Рыхлый снег на солнце тает,

ветерок в ветвях играет,

звонче птичьи голоса,

значит, к нам пришла ….

- Что происходит весной с природой?

(Потемнел снег, растаял лед на реке, бегут ручьи, набухают почки на деревьях, небо стало голубым, ярко светит солнце, дни становятся длиннее, возвращаются перелётные птицы.

- Молодцы! Вы правильно назвали весенние изменения. Одно из самых чудесных явлений – прилёт птиц. Леса, парки, скверы и улицы заполняются весенними перезвонами и многоголосием птиц, вернувшихся в родные края.  

- Птичка прилетела, и в клювике принесла дату.

- Откройте тетрадки, запишите число,  Классная работа.

- Какие же птицы прилетают в наши края после зимы? ( Стрижи)

- А к нам сегодня в гости на урок прилетят стрижи. Эти птички теплолюбивые, солнечные, а в каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. (прикрепить солнце)

- Добрый человек любит природу и охраняет её, а любовь и помощь согревают, как солнце. К встрече перелетных гостей люди делают скворечники. Я предлагаю сегодня на уроке поработать над их созданием.

Учащиеся называют цели урока

Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

Регулятивные УУД.

Целеполагание, планирование.

Задача:

Выполнять задания творческого характера

- Перед вами задача. Прочитаем.

Саша и Серёжа смастерили скворечник. (Прикрепить скворечник на дереве.)  Сторона, которого равна  3дм.   Найдем периметр стенки скворечника. Давайте для начала вспомним, что такое периметр?       - Какой  формы стенки скворечника?          (квадратной)

- Какое свойство квадрата мы знаем?    

- Как найти периметр квадрата.

 - Какой длины сторона  квадрата? Сколько сторон у квадрата.

 - Запишем решение данной задачи в тетрадь, а (имя) запишет решение у доски.

- Назовите компоненты действия сложения.      

- А кто может назвать компоненты действия, которое вы стали недавно изучать?

 -Ребята, есть ещё  способ для решения этой задачи?

- Предложите, как можно ещё решить эту задачу? Кто может решить у доски?

- Обратите внимание у нас 4 одинаковых слагаемых. Каким действием мы сможем заменить предложенное вами решение?  (работа у доски)

-  Запишите решение вторым способом с применением нового действия, которое вы стали недавно изучать3  4 = 12 (дм).

- Запишем ответ: периметр равен 12 дм, а так как мы таблицу умножения только приступили изучать, найти ответ во втором способе нам помогло какое действие?

- Что значит в задачи число 3? ( длина стороны)

- Что значит число 4? (длину стороны  взяли 4 раза)

   - Молодцы, к прилёту птиц подготовились.

(Периметр - сумма длин всех сторон).

3дм+3дм+3дм+3дм=12 (дм)

Множ, произвед.

Умножением.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуника-тивные УУД

III. Самоопределение к деятельности

- А сейчас давайте встречать птиц.

 Задача на слайде

Стая стрижей отправилась с юга в родные края. Сначала  стрижи летели по 2 птицы 3 рядами.  Но после остановки на отдых, они полетели по 3 птицы в 2 ряда. Сколько всего птиц прилетело с юга?

 - Ребята поработаем в группах.

 -  У вас на партах конвертики с птичками. Чтобы решить эту задачу выложите —

1 и 2  группа:  Как летели стрижи сначала?   (по 2 птицы 3 рядами)

- 3,4  группа:   Как летели стрижи после остановки?  (по 3 птицы в 2 ряда).

(в это время птиц на доску).

 - 1,2 группа у вас такая же схема получилась?

  3, 4 группа – у вас такая схема получилась?

 ( Птичек умножать  на количество рядов). 

- Каждая группа запишите свое решение в тетрадь. (появляются облака около солнышка)

  -Каким действием решали?   (кто-то сложил, кто-то умножил)

-   А   на облаках тоже  появилось решение.

 -  Ребята, выберите, какое выражение подходит к решению вашей задачи.

  1 и 2 группа?     2*3=6 (п)

  – 3 и 4 группа назовите свое решение.      3*2=6 (п)

 Сколько всего получится?  (6 птиц)  

 - Запишите ответ.     Ответ: летело 6 птиц  

 - Что означает 1 множитель в записях?   - кол-во птиц в каждом ряду

- Что означает 2 множитель?   Кол-во рядов

 -Чему равно значение первого выражения?   6

 -Чему равно значение второго выражения?   6

- Сравните ответ ваших задач. Что вы можете сказать?        

- Значит,  какой знак сравнения мы можем поставить между ними?   (перевернуть облако)

  - Посмотрите внимательно на запись этих выражений. Что вы заметили? (числа  поменялись местами, а результат тот же)

 - Какое свойство умножения вы здесь наблюдаете?

- Какой можно сделать вывод? ()

 От перестановки мест множителей произведение не меняется.

-  Кто может назвать  тему нашего урока?  (переместительное свойство умножение)

- А теперь откройте  учебник на стр. 56  и сравните свой вывод в учебнике.

- Давайте вместе хором  прочитаем правило.

Учащиеся устно отвечают

Работа в группе

Птички в конвертиках

Для записи выражений, содержащих одинаковые слагаемые, используют умножение.

Первый множитель обозначает слагаемое, а второй множитель указывает на их количество.

(Ответ одинаковый)

Знак   =

Переместительное

Коммуника-тивные УУД

Физкультминутка

Проведут дети

  - Настало время выйти на лужок и отдахнуть.

Мы шагаем друг за другом                   Раз, два, три, четыре, пять

Лесом и зеленым лугом.                      Полетели, полетели

Крылья пестрые мелькают,                 И на место тихо сели.

В поле бабочки летают.

 

V. Закрепление изученного материала

Задача:

Научить следовать по алгоритму.

Проверить умение применять полученные знания, самоконтроль усвоения знаний.

Работа по учебнику стр.  56   задание под чертой (3 ученика у доски)

- Пользуясь полученными знаниями. Выполните задание в учебнике на стр. 56 под чертой.   - Кто желает выполнить у доски? Приглашаю 3 желающих.

- (имя) сравнивает первые выражения,   … сравнивает вторые выражения, … - третьи …

 - Ребята при выполнении будьте внимательны.

 - А сейчас проведём проверку.     (имя)  правильно поставил знак сравнения?  

 Правильно ли сравнил …?   При сравнении двух этих  выражений видно, что второй множитель  в первом произведении больше, чем во втором. 

 И (имя) поставил между выражениями знак = , почему. (потому что множители одинаковые).  Хоть они и поменялись местами, но мы с вами узнали  правило, что

 От перестановки множителей, результат умножения не изменяется. Молодцы!

Апрель! Апрель!                                         После зимней стужи.
На дворе звенит капель.                             Пробирается медведь
По полям бегут ручьи,                               Сквозь густой валежник.
На дорогах лужи.                                        Стали птицы песни петь
Скоро выйдут муравьи                               И расцвел подснежник.

Во время прочтения стихотворения, раздать проталинки.

 - Я вам предлагаю выполнить следующее задание с подснежниками. У вас на партах появились необычные проталинки, которые вам сейчас нужно будет заполнить всем вместе. Для этого откройте конверт и выберите те компоненты действий, которые относятся к теме нашего урока и наклейте их в пустые окошки на проталинках. (клеят 1мн, 2 мн, произв.)  (Раздать корзинки с подснежниками).

-Молодцы!

- Ребята, в корзинках   подснежники. Послушайте задание для каждой группы.

  -1 и 2 группа -  Разложите подснежники (по 5 цветов в 3 букета  и приклейте на проталинки,  (формат А3)  работая в группах.

 -  3, 4 группа разложите  по 3 цветка в 5 букетов и приклейте на проталинки).

 - Молодцы!

- Выберите решение к своей задаче  и разместите на проталинке.  

- Так как мы ещё таблицу умножения не выучили, как можем получить  ответ, каким действием заменить умножение. (Сложением)  

- Запишите  в тетрадь и найдите количество всех цветов.

-Одинаковое ли количество подснежников  у вас получилось?

-Какой вывод можно сделать?

- Объясни, что означает первый множитель? (количество цветов в каждом ряду)

 - Что означает второй множитель (количество букетов). - Какой вывод  можно сделать?  (От перестановки множителей результат умножения не изменяется.)    Повторить хором правило.

Учащиеся работают самостоятельно:

Уч-ся выкладывают цветы

 

-  15

-да

1)  5 х 3=15 (ц.)

2)  3 х 5 = 15 (ц)

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

VII. Подведение итогов урока. Оценивание.

- С каким правилом мы сегодня познакомились?

- Что было сложно на уроке?

- Какие трудности у вас возникли?

- Посмотрите, ребята, какая замечательная весенняя полянка по результату урока у нас получилась.

Регулятивн.УУД

оценивать правильность выполнения действия

VIII. Рефлексия Задача:

Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности

- Я вам предлагаю оценить свою работу.  

 -Подарите мне белые подснежники в 1 корзинку, если тема урока была понятна.

- Во вторую корзинку, если над темой надо  ещё поработать.

- Молодцы! Благодаря старанию вы узнали ещё один секрет в математике.

 - Я тоже хотела бы поделиться с вами своими впечатлениями об этом уроке. Мне понравилось, как вы работали. Спасибо за работу!  

Личностные УУД      Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Д.з.

 Задача № 2,    № 5   стр. 56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (Технологическая карта математики "Переместительное свойство умножения", УМК "Школа России" + мльтимедийная презентация) 2 класс

Предмет: математикаТема урока: «Переместительные свойства умножения»Цели: формировать умение находить переместительные свойства умножения;  способствовать формированию умения применять переместит...

Технологическая карта урока математики "Переместительное свойство умножения" 2 класс

Предмет: МатематикаКласс: 2Тема урока: «Переместительное свойство умножения»Цели урока: познакомить с переместительным свойством умножения;Планируемые результаты...

Математика, Переместительное свойство умножения, 2 класс, УМК Школа России

Математика, Переместительное свойство умножения, 2 класс, УМК Школа России...

Конспект урока по математике "Переместительное свойство умножения" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представления о  переместительном свойстве умножения. Планируемые результаты: Предметные:- знать закон переместительного свойства умножения;- уме...

Конспект урока математики "Переместительное свойство умножения" (УМК "Школа России, 2 класс)

Тема: «Переместительное свойство умножения» Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о переместительном свойстве умножения и применение его на практике....

Конспект урока математики «Переместительное свойство умножения. Закрепление» (УМК "Школа России, 2 класс)

Тема: «Переместительное свойство умножения. Закрепление»Цели: закрепление знаний над раскрытием смысла переместительного свойства умножения, умение решать задачи, развитие логического мышл...

Конспект урока математики "Переместительное свойство умножения.Закрепление" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний  о переместительном свойстве умножения, названий компонентов умножения; совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи.Планируемые р...