План урока математики в 4 «А» классе на тему «Решение задач на движение в противоположных направлениях»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Образовательные цели: создать условия для решения текстовых задач на движения в противоположных направлениях,  используя модели, понятия «скорость, время, расстояние, скорость удаления».

Развивающие цели: развивать   наблюдательность и умение рассуждать, логическое мышление,математическую речь, внимание и интерес к предмету,  умение сравнивать.

Воспитательные цели: воспитывать  интерес к точным наукам;  навыки самоконтроля и самопроверки .

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока математики в 4 «А» классе

на тему «Решение задач на движение в противоположных направлениях»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Образовательные цели: создать условия для решения текстовых задач на движения в противоположных направлениях,  используя модели, понятия «скорость, время, расстояние, скорость удаления».

Развивающие цели: развивать   наблюдательность и умение рассуждать, логическое мышление,математическую речь, внимание и интерес к предмету,  умение сравнивать.

Воспитательные цели: воспитывать  интерес к точным наукам;  навыки самоконтроля и самопроверки .
Задачи урока:

1.Формировать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях; вычислительные навыки; навыки работы в паре, группе; закреплять полученные знания, умения и навыки при делении и умножении многозначных чисел.

2.Развивать логическое мышление.

Универсальные учебные действия:
• Предметные: 
- Уметь решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях арифметическим способом;
- Устанавливать зависимости между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость);
- Проверять правильность решения задач;

• Метапредметные:
- Контролировать и оценивать свою работу на уроке;
- Понимать и принимать учебную задачу на уроке;
- Отвечать на вопросы;
- Пользоваться учебником.
• Личностные:
- Проявлять интерес к математике;
- Проявлять заинтересованность к приобретению и пониманию новых знаний.

Предполагаемые результаты деятельности:

  • умение самостоятельно решать задачи на движение;
  • умение строить формулы и использовать их для рационального решения задач
  • умение ставить перед собой цель, принимать решение;
  • понимание необходимости использования эталонов для самопроверки, умение пользоваться алгоритмом самооценки;
  • умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
  • отрабатывают вычислительные навыки;

Методы обучения 

  1. Проблемный.
  2. Частично-поисковый.
  3. Объяснительно-иллюстративный.

Формы реализации методов: анализ, сравнение, наблюдение, синтез,  самостоятельная работа, перенос полученных знаний в нестандартную ситуацию. 

Пропедевтика: величины

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа; работа в парах; работа в группах.

Учебно-дидактическое обеспечение: учебник «Математика», часть 2, рабочие листы на каждого ученика, цветные ручки, модели для доски и на каждую парту, смайлики – настроения,, сигнальные карточки.

Технология изучения темы

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные

действия

I.Организационный момент

 Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь,

Просто мило улыбнитесь...

- Ребята!  У всех с  утра настроение бывает разное: грустное и весёлоё.

- С каким  настроением  вы пришли на урок?

Начинаем урок математики, девизом которого будут слова:

«Самое лучшее открытие то, которое ты сделал сам»

- Как вы понимаете эти слова?

Полная готовность

к работе

на уроке

Работа с карточками «Настроение»

Личностные: проверка готовности  к уроку;

приветствие учителя;

включение в деловой ритм урока.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-Сегодня на уроке мы не только познакомимся с новыми понятиями, но и изучим вопросы, ответы на которые нам дадут математические исследования и моделирование.

- Я желаю вам интересных и новых открытий.

Мы начинаем  нашу  работу

Как и  обычно, с устного счёта!

1. Математический диктант.

-  Выполните устно вычисления, полученные результаты запишите в таблицу.

  • Найдите произведение чисел 700 и 4 /2800/
  • Какое число меньше, чем 560, в 80 раз? /7/
  • Уменьшите число 7200 в 80 раз /90/
  • Увеличьте 22 в 30 раз /660/
  • Чему равно частное от деления 3200 и 800? /4/
  • 1-й множитель – 400, второй – 30. Чему равно произведение? /12000/
  • Во сколько раз 4000 больше 2 сотен? /20/
  • Произведение 15 и 400 уменьшите в 100 раз /60/

- Запишите числа в порядке возрастания. Обратите внимание на то, что каждому числу соответствует определённая буква. Записав числа, вы узнаете первые ключевые слова нашей темы.

Запись в тетрадях:

1 вариант

Н

А

Ч

И

З

А

Д

А

2800

7

90

660

4

12000

20

60

4

7

20

60

90

660

2800

12000

З

А

Д

А

Ч

И

Н

А

2 вариант

И

В

Е

Н

Д

Е

И

Ж

2800

7

90

660

4

12000

20

60

4

7

20

60

90

660

2800

12000

Д

В

И

Ж

Е

Н

И

Е

- Проверим. Ключевые слова 1-го варианта? (Задачи на)

- Ключевые слова 2-го варианта? (движение)

- Оцените свою инд. работу.

                (учитель прикрепляет на доску ключевые слова)

- Как вы полагаете, о чем говорят нам данные ключевые слова? (ответы)

- Верно, они говорят нам о том, что сегодня на уроке мы будем работать с задачами на движение.

Записывают в таблицу ответы

Самооценка по «Шкале успеха»

Определяют по  ключевым словам тему урока

Личностные: проявление интереса к работе на уроке

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в действие

после его завершения на основе его оценки и

учёта характера сделанных ошибок

III. Постановка проблемы.

Формулирование темы и целей урока.

- С какими величинами связаны задачи на движение? (расстояние, скорость, время, )

(учитель прикрепляет на доску карточки: S, V,t,)

- Проверим, как хорошо вы знаете взаимосвязи между данными величинами с помощью сигнальных карточек.

1) Работа с сигнальными карточками. Игра «Проверь себя»

- Я называю утверждение. Если вы со мной согласны, показываете «+», если не согласны, показываете «-»

1. Скорость показывает, какое расстояние проходит объект за единицу времени.

*

2. Чтобы найти расстояние, надо скорость разделить на время.

-

3. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость

+

4. Единицы измерения расстояния   – это км/ч, м/мин, м/сек

-

5. Чтобы найти скорость, надо время умножить на расстояние

-

6.   Если расстояние разделить на время, мы узнаем скорость движения

+

7.Расстояние может измеряться в метрах, километрах

+

8. Время движения объекта можно выразить в часах, минутах, секундах

+

9. Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время

+

(учитель прикрепляет на доску формулы: S=V · t, t = S : V, V= S : t )

- Спасибо. Оцените ваши знания взаимосвязи между величинами.

- Ребята, для чего нам нужно знать, как величины «скорость», «время», «расстояние» взаимосвязаны между собой? (…чтобы мы могли правильно решать задачи на движение)

2) Решите устно следующие задачи:

Червяк ползёт со скоростью 8 см/мин. Какое расстояние она преодолеет за 4 минуты? (32 см)

Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 8 км/ч. За какое время он пройдёт 72 км? (9 ч)

Заяц за 5 часов пробегает 200 км. Какова скорость заяца?

(50 км/ч)

Из посёлка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Скорость первого- 6 км/ч, скорость второго – 5 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 часа? (мы не решали задачи такого вида и поэтому нам сложно)

- Я полностью  согласна с вами.

(учитель добавляет к ключевым слова два новых слова «противоположных», «направлениях»)

- Посмотрите на ключевые слова нашего урока. Сформулируйте тему урока. (Решение задач на движение в противоположных направлениях)

- Какую цель мы перед собой поставим? (ответы учащихся)

- Оцените ваши знания по данной теме на шкале «Мои знания» (на начало урока)

-Что поможет нам в реализации целей? / знания, учебник, учитель, одноклассники/

Работа с сигнальными карточками

Коррекция и оценка действий обучающихся.

Формулирова-ние темы и целей урока

Оценивают  свои знания по данной теме на шкале «Мои знания» (на начало урока)

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в действие

после его завершения на основе его оценки и

учёта характера сделанных ошибок

Личностные:

способность к самооценке

Регулятивные:
целеполагание в постановке учебной темы и задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

IV. Изучение нового материала. Исследовательская деятельность учащихся.

1) Работа по учебнику.

- Откройте ваши учебники с. 33 № 125. Данный номер представлен тремя задачами. Прочитайте задачу 1 про себя.

- ___________, прочитай задачу вслух.

- Какие данные нам известны в задаче? (направление движения, скорость каждого пешехода, время в пути)

- Поработаем с текстом задачи в рабочих листах и выделим цветом известные данные /цветными ручками/.

- Что необходимо найти? (расстояние)

2) Моделирование. Работа в парах.

- Составим модель данной задачи, которая поможет нам понять способ решения

(учитель составляет модель на доске, дети выполняют те же действия на партах в парах)

- Пешеходы начали своё движение из посёлка. Положите перед собой модель посёлка. Место, откуда они начали свое движение покажем флажком. Двигались пешеходы в противоположных направлениях. Покажем это на модели стрелками, направленными в противоположные стороны. В задаче указаны скорости каждого пешехода. Укажем это на модели над стрелками. Время в пути двух пешеходов одинаковое – 3 часа. Поэтому отрезки, указывающие расстояние, пройденное каждым пешеходом, поделим на 3 равные части. Каждая такая часть будет показывать расстояние, пройденное за 1 час.  Каждая часть слева от флажка показывает 5 км, которые проходит за час 1-ый пешеход, а каждая часть справа от флажка показывает 4 км, которые проходит 2-ой пешеход за час. Расстояние между поселками неизвестно. Обозначим это на модели ? знаком.

- Модель составили. Кто по данной модели желает воспроизвести условие и требование задачи? (спросить 1 ученика)

- Составим алгоритм решения данной задачи.

- Нам необходимо найти расстояние между пешеходами. Из чего состоит данное расстояние? (из расстояние, которое прошел каждый пешеход)

- Верно. Можем ли мы узнать расстояние, которое прошел каждый из пешеходов? (Да. Для этого нужно скорость каждого пешехода умножить на время)

(Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают план решения)

На доске:

1) S1 = V1· t          2)  S2 = V2· t          3)  S общ. =  S1+ S2

- Запишите, пользуясь данным планом, решение задачи в тетрадях.

- Как проверить, правильно ли решена задача?

- Изменим задачу таким образом, чтобы расстояние между пешеходами стало известной величиной, а время  - неизвестной величиной.

- Прочитайте по учебнику задачу 2 про себя.

- ___________, прочитай задачу вслух.

- Какие данные нам известны в задаче? (направление движения, скорость каждого пешехода, расстояние между пешеходами)

- Что необходимо найти? (время)

- Внесем изменения в нашу модель задачи.

- Составим алгоритм решения данной задачи. 

(Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают план решения)

- Нам необходимо найти время. Что нужно знать для того, чтобы его найти? (расстояние и скорость)

- Расстояние нам известно – 27 км.

- Можно найти скорость удаления двух пешеходов? Как? (сложить скорость 1-го и скорость 2-го)

На доске:

1) Vудал. = V1+ V2         2)  t= S : Vудал.  

- Запишите, пользуясь данным планом, решение задачи в тетрадях.

- Изменим задачу таким образом, чтобы известными величинами были  расстояние между пешеходами, время, скорость 1-го пешехода, а  неизвестной величиной – скорость 2-го пешехода.

- Прочитайте по учебнику задачу 3 про себя.

- ___________, прочитай задачу вслух.

- Какие данные нам известны в задаче? (ответы уч-ся)

- Что необходимо найти? (скорость второго пешехода)

- Внесем изменения в нашу модель задачи.

- Составим алгоритм решения данной задачи. 

(Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают план решения)

На доске:

1) S1 = V1· t           2) S2 = S общ - S1           3) V2 = S2 : t

- Запишите, пользуясь данным планом, решение задачи в тетрадях.

 - Еще раз посмотрите на данные задачи.

- Сравните, чем они похожи и чем отличаются?

- Как такие задачи называются? (взаимообратные)

- Молодцы! Верно.

Физминутка ( музыкальная)

Работа в парах.

Моделирование.

Составление алгоритма решения задач.

Запись в рабо-чих листах фор-мул, решений и ответов задач.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отли

-чать новое от уже извест-ного с помощью учителя; добывать новые знания: на-ходить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и инфор-мацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

аргументирование своей позиции и координирова-ние ее с позициями партне-ров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Регулятивные: работают по плану; сверяют свои действия с эталоном.

Коммуникативные:  сотрудничают в совместном решении проблемы; правильно оформляют работу; слушают и слышат.

Регулятивные: строят логические рассуждения

V. Первичное закрепление нового материала. Обмен информацией.

1. Работа в группах. Составление и решение задач на движение в противоположных направлениях.

- Прочитайте в учебнике задание № 126.

- Данное задание выполним в группах.

- Каждая группа должна будет составить модель задачи. По составленной модели придумать условие и требование задачи, продумать план и записать решение задачи в тетрадях.

2. Отчёт групп о проделанной работе.

-Молодцы, группы правильно справились со своим заданием.

             

3. Закрепление нового материала. Выполнение разноуровневых заданий по карточкам с последующей проверкой.

– Ребята, чтобы ваши знания стали более прочными, что надо сделать? (Надо потренироваться.)

- Выполним несколько заданий.

         с. 29 № 12 (1)

         с. 24 № 39

         с. 29 № 12 (2)

Работа в группах

Выполняют разноуровневые задания.

Познавательные:

использование

приобретенных знаний в практической деятельности.

Коммуникативные:

адекватное взаимодействие  в группе  при выполнении учебного задания.

Регулятивные:

выполнение учебного задания в соответствии с инструкцией.

Коммуникативные :

умение оформлять речевое высказывание.

Личностные умения

проявление способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

VI. Подведение итогов урока

- Ребята,  подошёл к концу наш урок, девизом которого были слова «Самое лучшее открытие то, которое ты сделал сам»

- А какое открытие вы сегодня для себя сделали?

– Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать новую единицу измерения длины.)

– Достигли ли вы цели? Что вы узнали?

Ответы уч-ся:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

- Оцените ваши знания по данной теме на шкале «Мои знания» (на конец урока)

Высказывания учащихся

Коммуникативные :

формулирование высказываний, используя термины.

Регулятивные:

Оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

VII. Рефлексия учебной деятельности

- С каким настроением вы уходите с урока?

-Спасибо за прекрасный урок , вы большие молодцы!

Работа с карточками «Настроение»

VIII. Домашнее задание.

 с. 30 № 14


                                             

За мамонтом гнался наш предок без страха.

О скорости тоже понятье имел:

Нижний предел – как ползёт черепаха,

Орлиный полет – это верхний предел.

Века миновали. Другая картина.

Теперь черепаха, как лошадь, не в счет.

Нижний предел – как несётся машина,

Верхний предел – как летит самолет.

Вселенная нам приоткрыла секреты.

Узнал человек,что средь звезд и комет

Нижний предел – как «плетется» ракета,

Верхний предел – как проносится свет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение"

Урок математики с использованием презентации. В течении всего урока учащиеся отмечают на маршрутном листе свои успехи, тем самым оценивают каждый участок пройденного пути....

Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение".

На уроке закрепляются знания взаимосвязи величин: скорость, время, расстояние....

Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение вдогонку"

Тип урока: ОНЗУрок составлен по технологии деятельностного метода.Тема: Решение задач на движение вдогонкуЦель: Познакомить с  решением задач на движение вдогонку. Задачи:Развивать умение ре...

План - конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

На уроке ребята отправятся в увлекательное путешествие в страну Скоростей вместе с Вовкой и юными Василисами, где и познакомятся с задачами на движение в противоположных направлениях. Презентацию к ур...

конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение"

конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение"проводится перед контрольной работой по теме "Задачи на движение"...

Урок математики в 4 классе на тему Решение задач на движение в противоположных направлениях

Цель данного урока учиться решать задачи на движение в противоположных направлениях, познакомиться с понятием "скорость удаления"...

План - конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение. Закрепление"

Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения.Образовательные задачи:-закрепить умение решать задачи на встречное движение, учить использовать рациональные способы...