План урока математики в 4 «А» классе на тему «Решение задач на движение в противоположных направлениях»
план-конспект урока по математике (4 класс)
Образовательные цели: создать условия для решения текстовых задач на движения в противоположных направлениях, используя модели, понятия «скорость, время, расстояние, скорость удаления».
Развивающие цели: развивать наблюдательность и умение рассуждать, логическое мышление,математическую речь, внимание и интерес к предмету, умение сравнивать.
Воспитательные цели: воспитывать интерес к точным наукам; навыки самоконтроля и самопроверки .
Скачать:
Предварительный просмотр:
План урока математики в 4 «А» классе
на тему «Решение задач на движение в противоположных направлениях»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Образовательные цели: создать условия для решения текстовых задач на движения в противоположных направлениях, используя модели, понятия «скорость, время, расстояние, скорость удаления».
Развивающие цели: развивать наблюдательность и умение рассуждать, логическое мышление,математическую речь, внимание и интерес к предмету, умение сравнивать.
Воспитательные цели: воспитывать интерес к точным наукам; навыки самоконтроля и самопроверки .
Задачи урока:
1.Формировать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях; вычислительные навыки; навыки работы в паре, группе; закреплять полученные знания, умения и навыки при делении и умножении многозначных чисел.
2.Развивать логическое мышление.
Универсальные учебные действия:
• Предметные:
- Уметь решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях арифметическим способом;
- Устанавливать зависимости между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость);
- Проверять правильность решения задач;
• Метапредметные:
- Контролировать и оценивать свою работу на уроке;
- Понимать и принимать учебную задачу на уроке;
- Отвечать на вопросы;
- Пользоваться учебником.
• Личностные:
- Проявлять интерес к математике;
- Проявлять заинтересованность к приобретению и пониманию новых знаний.
Предполагаемые результаты деятельности:
- умение самостоятельно решать задачи на движение;
- умение строить формулы и использовать их для рационального решения задач
- умение ставить перед собой цель, принимать решение;
- понимание необходимости использования эталонов для самопроверки, умение пользоваться алгоритмом самооценки;
- умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
- отрабатывают вычислительные навыки;
Методы обучения
- Проблемный.
- Частично-поисковый.
- Объяснительно-иллюстративный.
Формы реализации методов: анализ, сравнение, наблюдение, синтез, самостоятельная работа, перенос полученных знаний в нестандартную ситуацию.
Пропедевтика: величины
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа; работа в парах; работа в группах.
Учебно-дидактическое обеспечение: учебник «Математика», часть 2, рабочие листы на каждого ученика, цветные ручки, модели для доски и на каждую парту, смайлики – настроения,, сигнальные карточки.
Технология изучения темы
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I.Организационный момент | Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь, Просто мило улыбнитесь... - Ребята! У всех с утра настроение бывает разное: грустное и весёлоё. - С каким настроением вы пришли на урок? Начинаем урок математики, девизом которого будут слова: «Самое лучшее открытие то, которое ты сделал сам» - Как вы понимаете эти слова? | Полная готовность к работе на уроке Работа с карточками «Настроение» | Личностные: проверка готовности к уроку; приветствие учителя; включение в деловой ритм урока. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний учащихся. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | -Сегодня на уроке мы не только познакомимся с новыми понятиями, но и изучим вопросы, ответы на которые нам дадут математические исследования и моделирование. - Я желаю вам интересных и новых открытий. Мы начинаем нашу работу Как и обычно, с устного счёта! 1. Математический диктант. - Выполните устно вычисления, полученные результаты запишите в таблицу.
- Запишите числа в порядке возрастания. Обратите внимание на то, что каждому числу соответствует определённая буква. Записав числа, вы узнаете первые ключевые слова нашей темы. Запись в тетрадях: 1 вариант
2 вариант
- Проверим. Ключевые слова 1-го варианта? (Задачи на) - Ключевые слова 2-го варианта? (движение) - Оцените свою инд. работу. (учитель прикрепляет на доску ключевые слова) - Как вы полагаете, о чем говорят нам данные ключевые слова? (ответы) - Верно, они говорят нам о том, что сегодня на уроке мы будем работать с задачами на движение. | Записывают в таблицу ответы Самооценка по «Шкале успеха» Определяют по ключевым словам тему урока | Личностные: проявление интереса к работе на уроке Регулятивные: внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Постановка проблемы. Формулирование темы и целей урока. | - С какими величинами связаны задачи на движение? (расстояние, скорость, время, ) (учитель прикрепляет на доску карточки: S, V,t,) - Проверим, как хорошо вы знаете взаимосвязи между данными величинами с помощью сигнальных карточек. 1) Работа с сигнальными карточками. Игра «Проверь себя» - Я называю утверждение. Если вы со мной согласны, показываете «+», если не согласны, показываете «-»
(учитель прикрепляет на доску формулы: S=V · t, t = S : V, V= S : t ) - Спасибо. Оцените ваши знания взаимосвязи между величинами. - Ребята, для чего нам нужно знать, как величины «скорость», «время», «расстояние» взаимосвязаны между собой? (…чтобы мы могли правильно решать задачи на движение) 2) Решите устно следующие задачи: Червяк ползёт со скоростью 8 см/мин. Какое расстояние она преодолеет за 4 минуты? (32 см) Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 8 км/ч. За какое время он пройдёт 72 км? (9 ч) Заяц за 5 часов пробегает 200 км. Какова скорость заяца? (50 км/ч) Из посёлка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Скорость первого- 6 км/ч, скорость второго – 5 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 часа? (мы не решали задачи такого вида и поэтому нам сложно) - Я полностью согласна с вами. (учитель добавляет к ключевым слова два новых слова «противоположных», «направлениях») - Посмотрите на ключевые слова нашего урока. Сформулируйте тему урока. (Решение задач на движение в противоположных направлениях) - Какую цель мы перед собой поставим? (ответы учащихся) - Оцените ваши знания по данной теме на шкале «Мои знания» (на начало урока) -Что поможет нам в реализации целей? / знания, учебник, учитель, одноклассники/ | Работа с сигнальными карточками Коррекция и оценка действий обучающихся. Формулирова-ние темы и целей урока Оценивают свои знания по данной теме на шкале «Мои знания» (на начало урока) | Регулятивные: внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Личностные: способность к самооценке Регулятивные: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Изучение нового материала. Исследовательская деятельность учащихся. | 1) Работа по учебнику. - Откройте ваши учебники с. 33 № 125. Данный номер представлен тремя задачами. Прочитайте задачу 1 про себя. - ___________, прочитай задачу вслух. - Какие данные нам известны в задаче? (направление движения, скорость каждого пешехода, время в пути) - Поработаем с текстом задачи в рабочих листах и выделим цветом известные данные /цветными ручками/. - Что необходимо найти? (расстояние) 2) Моделирование. Работа в парах. - Составим модель данной задачи, которая поможет нам понять способ решения (учитель составляет модель на доске, дети выполняют те же действия на партах в парах) - Пешеходы начали своё движение из посёлка. Положите перед собой модель посёлка. Место, откуда они начали свое движение покажем флажком. Двигались пешеходы в противоположных направлениях. Покажем это на модели стрелками, направленными в противоположные стороны. В задаче указаны скорости каждого пешехода. Укажем это на модели над стрелками. Время в пути двух пешеходов одинаковое – 3 часа. Поэтому отрезки, указывающие расстояние, пройденное каждым пешеходом, поделим на 3 равные части. Каждая такая часть будет показывать расстояние, пройденное за 1 час. Каждая часть слева от флажка показывает 5 км, которые проходит за час 1-ый пешеход, а каждая часть справа от флажка показывает 4 км, которые проходит 2-ой пешеход за час. Расстояние между поселками неизвестно. Обозначим это на модели ? знаком. - Модель составили. Кто по данной модели желает воспроизвести условие и требование задачи? (спросить 1 ученика) - Составим алгоритм решения данной задачи. - Нам необходимо найти расстояние между пешеходами. Из чего состоит данное расстояние? (из расстояние, которое прошел каждый пешеход) - Верно. Можем ли мы узнать расстояние, которое прошел каждый из пешеходов? (Да. Для этого нужно скорость каждого пешехода умножить на время) (Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают план решения) На доске: 1) S1 = V1· t 2) S2 = V2· t 3) S общ. = S1+ S2 - Запишите, пользуясь данным планом, решение задачи в тетрадях. - Как проверить, правильно ли решена задача? - Изменим задачу таким образом, чтобы расстояние между пешеходами стало известной величиной, а время - неизвестной величиной. - Прочитайте по учебнику задачу 2 про себя. - ___________, прочитай задачу вслух. - Какие данные нам известны в задаче? (направление движения, скорость каждого пешехода, расстояние между пешеходами) - Что необходимо найти? (время) - Внесем изменения в нашу модель задачи. - Составим алгоритм решения данной задачи. (Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают план решения) - Нам необходимо найти время. Что нужно знать для того, чтобы его найти? (расстояние и скорость) - Расстояние нам известно – 27 км. - Можно найти скорость удаления двух пешеходов? Как? (сложить скорость 1-го и скорость 2-го) На доске: 1) Vудал. = V1+ V2 2) t= S : Vудал. - Запишите, пользуясь данным планом, решение задачи в тетрадях. - Изменим задачу таким образом, чтобы известными величинами были расстояние между пешеходами, время, скорость 1-го пешехода, а неизвестной величиной – скорость 2-го пешехода. - Прочитайте по учебнику задачу 3 про себя. - ___________, прочитай задачу вслух. - Какие данные нам известны в задаче? (ответы уч-ся) - Что необходимо найти? (скорость второго пешехода) - Внесем изменения в нашу модель задачи. - Составим алгоритм решения данной задачи. (Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают план решения) На доске: 1) S1 = V1· t 2) S2 = S общ - S1 3) V2 = S2 : t - Запишите, пользуясь данным планом, решение задачи в тетрадях. - Еще раз посмотрите на данные задачи. - Сравните, чем они похожи и чем отличаются? - Как такие задачи называются? (взаимообратные) - Молодцы! Верно. Физминутка ( музыкальная) | Работа в парах. Моделирование. Составление алгоритма решения задач. Запись в рабо-чих листах фор-мул, решений и ответов задач. | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отли -чать новое от уже извест-ного с помощью учителя; добывать новые знания: на-ходить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и инфор-мацию, полученную на уроке. Коммуникативные: аргументирование своей позиции и координирова-ние ее с позициями партне-ров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: работают по плану; сверяют свои действия с эталоном. Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы; правильно оформляют работу; слушают и слышат. Регулятивные: строят логические рассуждения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление нового материала. Обмен информацией. | 1. Работа в группах. Составление и решение задач на движение в противоположных направлениях. - Прочитайте в учебнике задание № 126. - Данное задание выполним в группах. - Каждая группа должна будет составить модель задачи. По составленной модели придумать условие и требование задачи, продумать план и записать решение задачи в тетрадях. 2. Отчёт групп о проделанной работе. -Молодцы, группы правильно справились со своим заданием.
3. Закрепление нового материала. Выполнение разноуровневых заданий по карточкам с последующей проверкой. – Ребята, чтобы ваши знания стали более прочными, что надо сделать? (Надо потренироваться.) - Выполним несколько заданий. с. 29 № 12 (1) с. 24 № 39 с. 29 № 12 (2) | Работа в группах Выполняют разноуровневые задания. | Познавательные: использование приобретенных знаний в практической деятельности. Коммуникативные: адекватное взаимодействие в группе при выполнении учебного задания. Регулятивные: выполнение учебного задания в соответствии с инструкцией. Коммуникативные : умение оформлять речевое высказывание. Личностные умения проявление способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Подведение итогов урока | - Ребята, подошёл к концу наш урок, девизом которого были слова «Самое лучшее открытие то, которое ты сделал сам» - А какое открытие вы сегодня для себя сделали? – Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать новую единицу измерения длины.) – Достигли ли вы цели? Что вы узнали? Ответы уч-ся: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… - Оцените ваши знания по данной теме на шкале «Мои знания» (на конец урока) | Высказывания учащихся | Коммуникативные : формулирование высказываний, используя термины. Регулятивные: Оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия учебной деятельности | - С каким настроением вы уходите с урока? -Спасибо за прекрасный урок , вы большие молодцы! | Работа с карточками «Настроение» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Домашнее задание. | с. 30 № 14 |
За мамонтом гнался наш предок без страха.
О скорости тоже понятье имел:
Нижний предел – как ползёт черепаха,
Орлиный полет – это верхний предел.
Века миновали. Другая картина.
Теперь черепаха, как лошадь, не в счет.
Нижний предел – как несётся машина,
Верхний предел – как летит самолет.
Вселенная нам приоткрыла секреты.
Узнал человек,что средь звезд и комет
Нижний предел – как «плетется» ракета,
Верхний предел – как проносится свет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение"
Урок математики с использованием презентации. В течении всего урока учащиеся отмечают на маршрутном листе свои успехи, тем самым оценивают каждый участок пройденного пути....

Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение".
На уроке закрепляются знания взаимосвязи величин: скорость, время, расстояние....

Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение вдогонку"
Тип урока: ОНЗУрок составлен по технологии деятельностного метода.Тема: Решение задач на движение вдогонкуЦель: Познакомить с решением задач на движение вдогонку. Задачи:Развивать умение ре...

План - конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
На уроке ребята отправятся в увлекательное путешествие в страну Скоростей вместе с Вовкой и юными Василисами, где и познакомятся с задачами на движение в противоположных направлениях. Презентацию к ур...

конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение"
конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение"проводится перед контрольной работой по теме "Задачи на движение"...
Урок математики в 4 классе на тему Решение задач на движение в противоположных направлениях
Цель данного урока учиться решать задачи на движение в противоположных направлениях, познакомиться с понятием "скорость удаления"...

План - конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение. Закрепление"
Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения.Образовательные задачи:-закрепить умение решать задачи на встречное движение, учить использовать рациональные способы...