Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
статья (1 класс) по теме

Данный материал будет полезен родителям будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Psihologicheskie_osobennosti_detey.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей  старшего дошкольного возраста (6 – 7  лет)

 

   Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

         Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

         Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

         Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

         Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

         Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

         В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

     Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

         Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

         У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

         В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

         Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

         Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

    Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

         Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

         Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

         Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

         Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

         Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.

         Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

         Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

         Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

         Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.

         Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

         Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное  волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

         Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.

 Познакомимся с требованиями к знаниям и практическим умениям и навыкам, необходимым будущему первокласснику

    Общая эрудиция.

         Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.

 Математические знания.

Ребенок должен знать:

  цифры и знаки «+» и «-»;

  смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;

  количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);

  знать простейшие геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь:

  читать числа до 20;

  считать до 20 (прямой и обратный счет);

  решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание;

  ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;

  решать примеры в пределах 10 (или 20);

  пользоваться часами без секундной стрелки.

Требования к уровню устной грамотности.

Ребенок должен знать:

  алфавит;

  средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

  ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

 Ребенок должен уметь:

  проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

  различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;

  выделять ударение в словах;

  устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);

  обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к речи):

  ясное произношение всех звуков родного языка;

  умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро;

  использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;

  должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;

  должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;

  ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

  уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

Требования к уровню грамматических навыков:

  развитие мелкой моторики пальцев рук;

  умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;

  умение правильно держать руку, карандаш, кисть.

Требования к уровню развития мышления и воображения:

  умение выполнять действие классификация;

  умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;

  умение строить простейшие умозаключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности младшего школьно возраста

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются ост...

Программа по развитию речи для нечитающих детейстаршего дошкольного возраста"Волшебный мир звуков"

Данная программа ориентированна на всестороннее развитие ребёнка,так как развитие речи детей связано со всеми видами деятельности. Развитие речи и мышления-процесс взаимосвязанный, и от того,на скольк...

Психологические особенности младшего школьного возраста

Психологические особенности младшего школьного возраста...

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Рекомендации для педагогов и родителей...

Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"

Статья для родителей "Психологические особенности младшего школьного возраста"...

Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"

Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"...

Специализированная медико-психологическая помощь детям дошкольного возраста с пограничными психическими расстройствами в целях оптимизации их подготовки к успешной учебной деятельности

помощь детям дошкольного возраста с пограничными психическими расстройствами в целях оптимизации их подготовки к успешной учебной деятельности...