Главные вкладки

    Психологические особенности младшего школьного возраста
    консультация по теме

    Евстифеева Ирина Александровна

    Психологические особенности младшего школьного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

              Психологические особенности младшего школьного возраста 

    Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу.

    Близкие, взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с учеником.

    Таким образом, ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

    Новая социальная ситуация развития ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессовая. В школе в условиях новой жизни активно развивается способность к рефлексии, необходимость которой связана с выполнением умственных операций: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий.

    В традиционной школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гиперактивность, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижающих волевую активность ребенка.

    Общая восприимчивость к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и прочее, ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.

    В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает под влияние сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависти). Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает уменьшить воздействие негативных образований и развить принятые позитивные формы общения. В конце периода детства ребенок продолжает развиваться телесно. Телесная активность, координированность движений и действий, помимо общей двигательной активности, направлены на освоение специфических движений и действий, обеспечивающих учебную деятельность.

    В условиях ужесточения требований к ребенку возникает необходимость воздержания с его стороны от ситуативных импульсивных желаний, и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких.

    Перед ним встает необходимость принятия ответственности за свою новую жизнь, а также организации своего дня. Таким образом, младший школьник учится управлять своей волей.

    Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологические особенности младшего школьно возраста

    Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются ост...

    Консультация для родителей по теме "Особенности младшего школьного возраста"

    Данный материал предназначен для родителей первоклассников. Использовать его можно как консультацию  или как беседу на родительских собраниях....

    Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"

    Статья для родителей "Психологические особенности младшего школьного возраста"...

    Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"

    Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"...

    Родительское собрание : Психологические особенности младшего подросткового возраста

    Центральным новообразованием младшего подросткового возраста  считается чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере ...

    Статья "Психологические и возрастные особенности младшего школьного возраста"

    В представленном материале выделены основные психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста...