Родительское собрание : Психологические особенности младшего подросткового возраста
классный час

Дудко Наталья Викторовна

Центральным новообразованием младшего подросткового возраста  считается чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростка собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание. Взрослеть  заставляют обстоятельства, связанные с физическими изменениями его организма. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он  претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Проявление чувства взрослости начинается с подражания старшим  во внешнем облике, в манерах.

 В этом возрасте совершенствуются такие процессы как,  самооценка и самопознание. Подросток ищет ответы на вопросы: каков он среди других сверстников, насколько он похож на них.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostkovyy_vozrast.docx35.95 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание : Психологические особенности младшего подросткового возраста

Центральным новообразованием младшего подросткового возраста  считается чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростка собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание. Взрослеть  заставляют обстоятельства, связанные с физическими изменениями его организма. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он  претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Проявление чувства взрослости начинается с подражания старшим  во внешнем облике, в манерах.

 В этом возрасте совершенствуются такие процессы как,  самооценка и самопознание. Подросток ищет ответы на вопросы: каков он среди других сверстников, насколько он похож на них.

Ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В процессе этого общения развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. Подростки именно в своей среде учатся иметь свое мнение, уметь его заявлять, а также отстаивать. Учатся распознавать провокации, нащупывают свои собственные сильные и слабые стороны. Большинству приходится бороться за мнение о себе, как о привлекательном объекте у противоположного пола и за равенство в своей группе. И на этом поле средства могут быть пугающе отчаянными (но это практически не проконтролировать родителям). 
Стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности сверстникам. Авторитарный тип семейного воспитания приводит к тому, что подросток в группе своих сверстников, где, как ему кажется, он ненаказуем, жестко общается с ними, явно демонстрирует свою свободу и власть, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив, или расхлябанно дурашлив и неуважителен. Подросток из семьи с попустительским стилем воспитания в своем поведении со сверстниками зависим от других, от внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения. Демократический тип воспитания наилучшим образом влияет на формирование отношений со сверстниками. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

В начале отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к школе и к учению. Так, если в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками.  Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания одноклассников. Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность. Подрастая,  он уже готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий.  При этом для детей продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. 

 Развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает способность к развитию абстрактно – логического мышления, которое мало доступно детям более младшего возраста.

Для подростков характерно стремление к новизне. Это обуславливается потребностью в получении новых ощущений, с одной стороны, это способствует развитию любознательности, с другой  - быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении. Практика показывает, что лишь у незначительного числа подростков интересы переростают в стойкие увлечения.

Социально – психологические потребности детей 11-13 лет:

  • потребность быть принятым группой сверстников;
  • потребность в коллективных действиях и играх, формирование навыков сотрудничества;
  • потребность в создании кумиров, идеалов для подражания;
  • потребность иметь заработок, карманные деньги;
  • стремление к деятельности на свежем воздухе, подвижным играм;
  • потребность заниматься своей внешностью;
  • потребность в самопознании (увлечение самодиагностикой, самоанализом);
  • проявляется интерес к противоположному полу.

Памятка

Во избежание конфликтов с детьми младшего подросткового возраста родители должны знать и пользоваться следующими правилами:

Правило первое

Относиться к подростку надо не как к ребенку, а как к взрослому или почти взрослому, учитывать как болезненны для него уколы самолюбия. Если хотите от него добиться чего-то, не навязывайте безапелляционно своего мнения, постарайтесь подвести его самого к тому или иному решению, чтобы он воспринял его, как свое собственное.

Правило второе

Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

Правило третье

Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость.

Правило четвертое

Помочь подростку самоутвердиться в учении, спорте, творчестве. Найти занятие, которое станет стойким увлечением для ребенка.

Правило пятое

Будьте задействованы в жизни ребенка – ходите на школьные мероприятия, будьте с ребенком на соревнованиях, концертах, конкурсах, в которых он принимает участие, поощряйте встречи друзей у Вас дома – тогда вы сможете лучше понять мир ребенка.

Правило шестое

Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители - пример для положительного подражания каждый день.

Родителям нужно знать, что возрастные кризы закономерны. Но протекать они могут по-разному — и остро, болезненно, и мягко, почти незаметно. И зависит это не только от физических и психических особенностей ребенка, но и в очень большой степени от условий, в которых он живет, от его воспитания. Можно почти гарантировать, что ребенок спокойно пройдет через все возрастные кризы, если самим родителям никогда не изменяют выдержка и терпение, а в семье царит доброжелательная, спокойная атмосфера.

Как поднять самооценку у младшего подростка.

Поднять самооценку  до адекватного уровня просто необходимо. Это обязанность родителей. Если вовремя не сделать этого, он останется неуверенным в себе на всю жизнь, ему сложно будет строить отношения с противоположным полом и двигаться по карьерной лестнице. Поэтому родственники обязаны проявить всю свою любовь и заботу, помогая подростку поверить в себя. В этом возрасте ему это еще совсем несложно. Исправить самооценку взрослого человека будет гораздо труднее.   Ответственные родители, несомненно, сделают все, чтобы позволить ребенку прочно встать на ноги. Это совсем несложно. Достаточно:

  • чаще хвалить подростка;
  • оказывать ему поддержку;
  • не критиковать лицо, фигуру и осанку молодого человека;
  • помочь избавиться от юношеских недостатков кожи;
  • покупать ему приличную (не обязательно дорогую одежду);
  • чаще приглашать в гости одноклассников ребенка;
  • не навязывать ему свое мнение;
  • не высмеивать даже самые наивные мечты подростка;
  • чаще говорить о своей любви к нему;
  • с уважением обращаться к своему ребенку;
  • не требовать от него невозможного;
  • не делать нелестных сравнений с другими людьми;
  • спокойно относиться к временным неудачам в школе;
  • интересоваться повседневной жизнью подростка;
  • укреплять его веру в себя;
  • восхищаться его успехами;
  • рассказывать о своих юношеских промахах;
  • не ссориться с ребенком по пустякам;
  • разрешить ему отказывать в просьбах по уважительным причинам;
  • не заставлять подростка делать то, что ему не под силу или не принесет особой пользы;
  • осуществлять родительский контроль ненавязчивыми средствами;
  • быть примером для подражания своему ребенку;
  • спокойно принимать его отказ в участии в семейных мероприятиях по уважительной причине и т.д.

Это работа не на один день. Выполнять все эти рекомендации следует постоянно. Во всяком случае, до тех пор, пока родители не заметят, что ребёнок стал увереннее в себе, у него появились устойчивые планы на жизнь и ему не грозит вовлечение в дурную копанию.

Как поднять самооценку у младшего подростка.

  • чаще хвалить подростка;
  • оказывать ему поддержку;
  • не критиковать лицо, фигуру и осанку молодого человека;
  • помочь избавиться от юношеских недостатков кожи;
  • покупать ему приличную (не обязательно дорогую одежду);
  • чаще приглашать в гости одноклассников ребенка;
  • не навязывать ему свое мнение;
  • не высмеивать даже самые наивные мечты подростка;
  • чаще говорить о своей любви к нему;
  • с уважением обращаться к своему ребенку;
  • не требовать от него невозможного;
  • не делать нелестных сравнений с другими людьми;
  • спокойно относиться к временным неудачам в школе;
  • интересоваться повседневной жизнью подростка;
  • укреплять его веру в себя;
  • восхищаться его успехами;
  • рассказывать о своих юношеских промахах;
  • не ссориться с ребенком по пустякам;
  • разрешить ему отказывать в просьбах по уважительным причинам;
  • не заставлять подростка делать то, что ему не под силу или не принесет особой пользы;
  • осуществлять родительский контроль ненавязчивыми средствами;
  • быть примером для подражания своему ребенку;
  • спокойно принимать его отказ в участии в семейных мероприятиях по уважительной причине и т.д.

Как поднять самооценку у младшего подростка.

  • чаще хвалить подростка;
  • оказывать ему поддержку;
  • не критиковать лицо, фигуру и осанку молодого человека;
  • помочь избавиться от юношеских недостатков кожи;
  • покупать ему приличную (не обязательно дорогую одежду);
  • чаще приглашать в гости одноклассников ребенка;
  • не навязывать ему свое мнение;
  • не высмеивать даже самые наивные мечты подростка;
  • чаще говорить о своей любви к нему;
  • с уважением обращаться к своему ребенку;
  • не требовать от него невозможного;
  • не делать нелестных сравнений с другими людьми;
  • спокойно относиться к временным неудачам в школе;
  • интересоваться повседневной жизнью подростка;
  • укреплять его веру в себя;
  • восхищаться его успехами;
  • рассказывать о своих юношеских промахах;
  • не ссориться с ребенком по пустякам;
  • разрешить ему отказывать в просьбах по уважительным причинам;
  • не заставлять подростка делать то, что ему не под силу или не принесет особой пользы;
  • осуществлять родительский контроль ненавязчивыми средствами;
  • быть примером для подражания своему ребенку;
  • спокойно принимать его отказ в участии в семейных мероприятиях по уважительной причине и т.д.

модификация методики дембо рубинштейн

Ф.И.________________________

Очень часто(4)

Часто

(3)

Иногда(2)

Редко

(1)

Никогда

(0)

1. Мне хочется, чтобы мои друзья поддерживали и радовали меня, когда мне грустно .

2. Я серьёзно и ответственно отношусь к учёбе.

3. Я переживаю за своё будущее.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я самый скромный и застенчивый в классе.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупым.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать перед незнакомыми людьми.

10. Я допускаю ошибки в своей жизни.

11. Как жаль, что я не умею красиво и правильно высказывать свои мысли людям.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои поступки нравились другим.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. От меня больше, чем я могу сделать.

19. Люди не особенно интересуются моими успехами.

20. Я часто стесняюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя неуверенно.

26. Мне кажется, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я все переживаю сильнее, чем другие.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует, как ко мне относятся люди.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда я точно знаю, что прав.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня другие.

 Итого

Уровни самооценки: Сумма от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. Сумма  от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек лишь время от времени старается подладиться под мнения других. Сумма  от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.


Источник:
http://psycabi.net/testy/330-test-ekspress-diagnostika-urovnya-samootsenki-lichnosti-metodika-diagnostiki-samootsenki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе: "Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста"

В данной работе представлены психолого-педагигические особенности младшего подрасткового возраста 10-12 лет. Поможет родителям познакомиться  подростковым возрастом....

Родительское собрание «Психологические особенности младших подростков».

Родительское собраниена тему «Психологические особенности младших подростков».Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, кто-то замечает изменения характера:...

Родительское собрание. Психологические особенности младших школьников в период адаптации к школе.

На родительском собрании ведется разговор о том,каким должен быть старт школьного обучения....

родительское собрание Психологические особенности младшего подростка

родительское собрание Психологические особенности младшего подростка...

Родительское собрание "Психологические особенности младших школьников"

При поступлении в первый класс и в последствии, когда ребёнок учится в начальной школе, родители переживают за своего ребёнка. Поэтому данная тема родительского собрания всегда будет актуальна....