Родительское собрание «Психологические особенности младших подростков».
классный час (4 класс) по теме

Стрелкова Марина Александровна

Родительское собрание

на тему «Психологические особенности младших подростков».

Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, кто-то замечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребенок становится «неудобным», с  ним уже трудно договорится, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.  Что происходит с ним?

Оказывается, он вступил в один из важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу, - в период перехода от детства к взрослости, в подростковый период.

         В наше время подросток остается со всеми проблемами, сопровождающими взросление, один на один. Помочь ему поможет только семья.

Младший школьный возраст является возрастом позитивных изменений. От степени и глубины личностных преобразований на данном возрастном этапе зависит насколько трудно или легко школьник преодолеет трудности подросткового периода.
В настоящее время подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются, как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной.                                             

На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения.

Это период, когда в организме все «развинчивается», чтобы потом сформироваться заново, уже по-другому. Подростки в это время становятся такими неуклюжими, негибкими. Тяжело переживают недостаток кислорода. У них резко снижается умственная деятельность в душном помещении. Нарушается сон. Это  все,  связано с гормональными изменениями. То есть, физиология очень влияет на состояние ребенка. И многие его эмоциональные проявления связаны с этим физиологическим состоянием. Он просто нуждается в поддержке и помощи. Ему нужно эту помощь предложить, вместе с ним выработать правильный режим дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Белгорода

Родительское собрание

«Психологические особенности младших подростков».

Выступление

на родительском собрании

в 4-х классах

педагога – психолога

Стрелковой М. А.

Дата проведения:

06.02.2014 года

Белгород 2014 год

 Дата: 06.02.2014 г.                                                                                                                               Время:18.00-18.30

Родительское собрание

на тему «Психологические особенности младших подростков».

Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, кто-то замечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребенок становится «неудобным», с  ним уже трудно договорится, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.  Что происходит с ним?

Оказывается, он вступил в один из важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу, - в период перехода от детства к взрослости, в подростковый период.

         В наше время подросток остается со всеми проблемами, сопровождающими взросление, один на один. Помочь ему поможет только семья.

Младший школьный возраст является возрастом позитивных изменений. От степени и глубины личностных преобразований на данном возрастном этапе зависит насколько трудно или легко школьник преодолеет трудности подросткового периода.
В настоящее время подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются, как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной.                                             

На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения.

Это период, когда в организме все «развинчивается», чтобы потом сформироваться заново, уже по-другому. Подростки в это время становятся такими неуклюжими, негибкими. Тяжело переживают недостаток кислорода. У них резко снижается умственная деятельность в душном помещении. Нарушается сон. Это  все,  связано с гормональными изменениями. То есть, физиология очень влияет на состояние ребенка. И многие его эмоциональные проявления связаны с этим физиологическим состоянием. Он просто нуждается в поддержке и помощи. Ему нужно эту помощь предложить, вместе с ним выработать правильный режим дня.

На психологическом - это  личностная перестройка, которая происходит по мере физиологического взросления подростка.  Ребенку  нужна самостоятельность и свобода. Конечно, к свободе он  еще не готов. Но потребность в ней велика, и здесь от мудрости родителей зависит, как они отрегулируют с ребенком эту новую необходимость. Какой уровень свободы предоставят. Если  совсем не идти навстречу  подростку и  относиться к нему как к значительно более взрослому человеку, чем год-два назад, то опять же возможны срывы - уходы из дома, колоссальные ссоры с родными, делание все и всем наперекор.

С другой стороны, младший подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д.

На социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Постепенная происходит замена ведущей учебной деятельности (что  характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Меняются и приоритеты и в школе. Это говорит о том, что мотивация обучения будет развиваться только в положительных эмоциях. (УСПЕХ)

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке,

а самооценка как мы знаем, формируется в ходе общения с окружающими людьми.

Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других.

С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой.

Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба.

В этом возрасте так же  делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.

Часто задают вопрос, а  самому подростку нужно объяснять особенности его переходного возраста? Это необходимо делать. Только не надо переусердствовать и постоянно подчеркивать его исключительность.  Но объяснять перепады настроения, странность желаний и других физиологических явлений и того, что с ними происходит, нужно обязательно. Если ребенок склонен читать книги, можно давать ему популярную литературу на эти темы. Если - нет, то самим родителям рассказывать, объяснять. Дети сами переживают от того, что не понимают, что с ними происходит. Это такое странное состояние, когда тело сильнее тебя, желание сильнее тебя. Гормональные потребности сильнее тебя. И здесь, конечно, нужна помощь, поддержка, объяснение.
И главный вопрос:  Как помочь своему ребенку?

Главное – это понять и принять изменения, которые происходят с вашим ребенком. Вам необходимо согласиться с тем, что все происходящее с ребенком не только нормально, но и закономерно.

Родители  должны адекватно относиться к школьным успехам ребенка: при неадекватном отношении порождается паническая боязнь ошибки, и как следствие возникающий невроз.

Социализация мальчиков проходит более жестко, чем у девочек. Требования к хорошей учебе для мальчиков более жесткие, что в будущем вызывает у многих повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а иногда и появление страхов, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Все это много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ ПОДРОСТКА:

  1. Чувство тревоги;
  2. Конфликтность;
  3. Ранимость;
  4. Повышенная возбудимость;
  5. Колебания самооценки;
  6. Депрессия;
  7. Неадекватность реакций.

Спасибо за внимание!

Педагог – психолог: М.А.Стрелкова



Предварительный просмотр:

Презентация на тему: "Кризис подросткового возраста. «переходный», «трудный», «критический»- пик переходного периода от детства к взрослости. 10(11) - 14(15) лет." — Транслит презентации:

Слайд 1

Кризис подросткового возраста

Слайд 2

«переходный», «трудный», «критический»- пик переходного периода от детства к взрослости. 10(11) - 14(15) лет

Слайд 3

Созревание: Органическое; Социальное ; Половое;

Слайд 4

Субъективная средняя продолжительность отрочества колеблется в зависимости от социального положения и длительности образования в целом от 4 до 7 лет.

Слайд 5

Физиологические основы кризиса Резкое увеличение роста и веса; Начало полового созревания; Трудности в функционирование сердца, легких, кровоснабжении головного мозга

Слайд 6

Социальная зрелость: Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого.

Слайд 7

«мы» я родителисверстники

Слайд 8

Половая зрелость Пубертатный период - период созревания, это стадия, в который человек становится половозрелым. Вызревает особая биологическая потребность – потребность в дополнении. Физическая пубертатность протекает у мальчиков между 14-16 годами, у девочек – между 13 и 15 годами. Отдельные «психические симптомы» появляются уже в 11-12 лет: подростки необузданны и драчливы, игры более старших подростков им еще не понятны, а для детских игр они считают себя слишком большими.

Слайд 9

Как вести себя родителям? Во-первых, необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые, еще смазанные и неотчетливые признаки наступления подросткового возраста.

Слайд 10

Во-вторых, отнеситесь серьезно ко всем декларациям вашего подростка, какими бы глупыми и незрелыми они вам ни казались.

Слайд 11

В-третьих, прекрасно, если вы сами и вовремя перережете «связь- резинку»

Слайд 12

В-четвертых, обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки).

Слайд 13

В-пятых, постарайтесь обнаружить и исправить те ошибки в воспитании, которые вы допускали на предыдущих этапах.

Слайд 14

Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Психологические особенности младших школьников в период адаптации к школе.

На родительском собрании ведется разговор о том,каким должен быть старт школьного обучения....

родительское собрание Психологические особенности младшего подростка

родительское собрание Психологические особенности младшего подростка...

Родительское собрание "Психологические особенности адаптации первоклассников"

В выступлении говорится о течении процесса адаптации, критериях её успешности и причинах неуспешности....

Родительское собрание "Психологические особенности младших школьников"

При поступлении в первый класс и в последствии, когда ребёнок учится в начальной школе, родители переживают за своего ребёнка. Поэтому данная тема родительского собрания всегда будет актуальна....

Родительское собрание : Психологические особенности младшего подросткового возраста

Центральным новообразованием младшего подросткового возраста  считается чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере ...