Родительское собрание "Как научиться быть здоровыми"
методическая разработка (1 класс) по теме

Шереметьева Светлана Николаевна

Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отноше­ния к своему здоровью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научиться быть здоровыми

Цель:

•        способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.        

Форма:

•        информационный лекторий с элементами практикума.
Участники:

  •        родители, классный руководитель.


Подготовительный этап: опрос учащихся по теме «Твой режим дня»; анкетирование родителей по проблеме собрания:

  1. Считаете ли вы важным для себя формировать у ребенка ответственное отношение к своему здоровью?
  2. Соблюдает ли ваш ребенок режим дня?
  3. Какова, на ваш взгляд, роль родительского примера в формировании у ребенка привычки заботиться о своем здоровье?

Оборудование, оформление:

  • плакаты по теме охраны здоровья младшего школьника;
  • памятки-рекомендации;
  • выставка литературы по проблеме собрания.

Ход родительского собрания

  1. Приветствие родителей.
  2. Объявление темы собрания 

Мы сегодня поговорим о том, как научиться быть здоровыми, а самое главное сформировать у ребят  правильное отношение к своему здоровью!

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или повреждений».

О наличии или отсутствии у ребенка заболевания может судить врач-специалист. Уровень психического развития устанавливает детский психолог.  По мнению ученых, если принять уровень здоровья за 100 %, то 20 зависят от наследственных факторов, 20 — от факторов внешней среды, 10 — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50 % от самого человека и того образа жизни, который он ведет. Формирование мотивации к здоровому образу жизни зависит, прежде всего, от родителей. Именно родители в тесном сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем и потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений для поддержания и закрепления своего здоровья.  

- Сегодня мы подробней остановимся на вопросе формирования у детей привычки и навыков безопасного для жизни и здоровья поведения.

Привычка — это поведение, образ действий, ставшие обычными, постоянными. Привычка чаще всего формируется на основе навыка (навык — это усвоенный, доведенный до автоматизма способ действия).

Например, если ребенок научился хорошо плавать, то он с удовольствием будет проводить свой досуг в бассейне и пр.

 Привычки воспитываются не столько словами, сколько делами. Это очень хорошо должны понимать родители. «Учи показом, а не рассказом», — говорили в древности. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснением, почему его нужно выполнять. Для закрепления привычки большое значение имеют похвала взрослого и первые положительные результаты. Это особенно важно при формировании у детей привычки заботиться о своем здоровье. Неправильное «подкрепление» привычки ведет к формированию у ребенка вредных привычек (грызть ногти, не мыть руки перед едой, курить и др.). Искоренить возникновение вредных привычек довольно сложно. От родителей, учителей требуются терпение и выдержка.

-Я предлагаю вам, уважаемые родители, обменяться мнениями по этому вопросу, проанализировать высказывания детей класса о соблюдении ими режима дня.

3. Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних заданий, внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, удовлетворение естественной суточной потребности в движении, полноценный сон помогают ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты важно выполнять регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При нарушении режима дня ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает сделать, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться.

Постоянные стрессы ведут к возникновению новых и прогрессированию уже имеющихся заболеваний.

 4. Рационально организованный режим школьника это:

  • Учеба в школе, точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий, а также творческой деятельности ребенка.
  • Обязательный отдых на свежем воздухе.
  • Достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну.
  • Регулярное и полноценное питание.

 5.  Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы (Демокрит)

Режим дня ребенка в семье строится в соответствии с тем временем, которое ребенок проводит в школе.

Время пробуждения первоклассника  — очень важный момент режима дня. От того, как родители разбудят ребенка, с каким настроением он проснется, зависит его психологический настрой на весь день.

 - Уважаемые  родители, давайте  вспомним  все самые ласковые слова, которые вы говорите своим маленьким детям.   Высказывания родителей 

Во многих семьях пробуждение происходит по будильнику. А как утверждают ученые, звонок будильника — это значительный стресс для организма. А как же быть? Доверьтесь биологическим часам. Пусть организм ребенка просыпается сам в одно и то же время. 

Но для того, чтобы вовремя встать, младшему школьнику нужно вовремя лечь спать. До завтрака ему нужно успеть застелить свою постель, а это он должен сделать самостоятельно, сделать гимнастику, выполнить гигиенические процедуры.

6. Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка)

Часто родители задают вопрос: «Нужно ли заставлять детей делать утреннюю зарядку?». Заставлять не надо. Все, что связано с «заставлять», вызывает у детей упорное сопротивление, а порой и негативное отношение на всю жизнь. Как говорили в старину, «ребята учатся тому, что видят у себя в дому». Ведь образ жизни в семье, как правило, наследуется детьми, которые, вырастая, очень часто строят свою семью по подобию родительской.

- Зарядка важна тем, что она подготавливает организм к активной дневной деятельности. Ученые-физиологи установили, что дети, выполняющие каждый день утреннюю зарядку, более работоспособны, бодры, дисциплинированны, чем те, которые не занимаются ею. 

7.Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка

Папы и мамы! Помните!

Дефицит двигательной активности ребенка-первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.

 Для того чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

  • Приучать своего ребенка к гимнастике с 2—3 лет.
  • Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
  • Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
  • Включать веселую и ритмичную музыку.

 — Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего  воздуха.

  • Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
  • Выполнять зарядку в течение 10 — 20 минут.
  • Включать в комплекс зарядки не более 8—10 упражнений.
  • Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
  • Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.

- На дорогу в школу нужно оставить столько времени, сколько нужно, чтобы она стала спокойной прогулкой. Если ребенок спешит в школу, то, заняв свое место за партой, он расслабится и ему трудно будет включиться в работу.

8. Питание и отдых младших школьников

«Ешь правильно, и лекарство не надобно» — эта народная мудрость как нельзя лучше отражает то, насколько важны для растущего организма прием пищи в одно и то же время, правильно организованное сбалансированное питание.

Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм ребенка, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Поэтому, как питается ребенок, как он соблюдает режим питания, во многом зависит его здоровье.

Для нормального развития организма младшего подростка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов питание. Все эти вещества содержатся в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах, фруктах, ягодах. Эти продукты всегда должны присутствовать в детском меню. Интервал между приемами пищи не должен превышать 3—4 ч, так как большие перерывы между приемами пищи сказываются на состоянии здоровья ребенка, вызывают утомление, снижение работоспособности, головную боль.

Очень важен для здоровья первоклассников (второклассников) утренний завтрак. Утром вступают в активную деятельность и начинают функционировать все органы человека, в том числе и поджелудочная железа, которая выделяет желудочный сок для переваривания пищи. Если этот сок поступает в пустой желудок, он раздражает стенки желудка, вызывая или провоцируя различные желудочные заболевания. Поэтому утром дети обязательно должны позавтракать. Учащимся необходимо получать горячий завтрак вовремя и полноценно обедать и ужинать. Родителям следует помнить, что на занятия в школе приходится "период наиболее высокой работоспособности, а затем отмечается спад. Вот почему вернувшемуся из школы ребенку необходимо пообедать.

Проблеме организации правильного питания, формированию культуры поведения за столом классный руководитель может посвятить специальный разговор с родителями, пригласив школьного врача.

После обеда младший школьник обязательно должен отдохнуть — ни в коем случае, как, к сожалению, часто бывает, сразу не садиться за уроки. Желательно, чтобы отдых был активным, на воздухе, в активных играх, в движении, а не лежа у телевизора или работая на компьютере. Детям ослабленным, легко и быстро утомляющимся, рекомендуется час послеобеденного сна, детям вполне здоровым и крепким — прогулка и игры на свежем воздухе. Если в школе нет «продленки», то родители должны предусмотреть продолжительность пребывания детей на воздухе, учитывая время на дорогу в школу и обратно не менее трех с половиной часов.

Если ваш сын (дочь) днем спит, на прогулку он идет после сна.

Родителей часто волнует вопрос, когда лучше делать уроки?

Физиологи установили, между 14 и 15 ч возбудимость клеток коры головного мозга человека понижается, следовательно, падает и работоспособность; повышается она к 16 ч. Время после 16 ч лучше всего подходит для приготовления домашних заданий.

9. Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассником

  • Оздоровительная минутка проводится через каждые 10—15 минут выполнения домашних заданий.
  • Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.
  • Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнить упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и т. д.
  • Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой — для снятия напряжения. Они могут быть такими:

А. «Моем руки» — энергичное потирание ладошкой о ладошку. Б. «Моем окна» — попеременное, активное протирание воображаемого окна.

  В. «Ловим бабочку» — воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.

  • После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.
  • Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
  • Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный, спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т. д.
  • Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!

Очень важно, чтобы в режиме дня младшего школьника было время на занятия по интересам, чтение, просмотр телевизора. Исследования гигиенистов показывают, что чрезмерное увлечение телевизором пагубно влияет на здоровье ребенка, в первую очередь на зрение. Причем родители должны знать и том, что смотреть телевизор ребенок должен сидя, а не лежа, как это очень часто бывает, и на расстоянии 2—5,5 м от экрана.

Важный  компонент режима дня - сон.

Родителям следует стремиться к созданию условий для полноценного сна, который для 6—8-летних детей должен составлять не менее 10,5—11 ч. Конечно, продолжительность сна зависит от индивидуального состояния здоровья и физического развития младшего подростка.

И все же нелишним будет напомнить родителям о соблюдении элементарных правил поведения детей перед сном:

  • Не играть в шумные азартные игры.
  • Не заниматься спортом.
  • Не смотреть страшные фильмы.
  • Родителям нельзя ругать, наказывать ребенка.
  • Стремитесь, чтобы ребенок ложился спать в одно и то же время.   .
  • Перед сном комната ребенка должна быть хорошо проветрена.

В выходные дни и каникулы родителям желательно внести определенные изменения в режим дня ребенка. Время приготовления ко сну, приема пищи, гигиенических процедур остается таким же, как и в будни, а вот на воздухе ребенку необходимо быть больше. Кроме того, у ребенка должно быть время для занятия любимым делом. Не забывайте при этом хвалить ребенка, ободрять за старание.

И, конечно, родителям следует помнить о поддержании хорошего настроения у ребенка, психологического комфорта. Раздоры между родителями, их упреки в адрес ребенка отрицательно влияют на его состояние и на успехи в школе.

Заключение: Благодарю вас, уважаемые родители, что пришли на родительское собрание! Предлагаю вам памятки, рекомендации, которые помогут в воспитании у детей потребность в здоровом образе жизни, правильной организации режима дня своего ребенка.

Советы родителям

1.        Режим дня младшего школьника должен быть построен с учетом его возраста и функциональных возможностей.

  1. Режим дня необходимо соблюдать точно и неукоснительно. Это обеспечит выработку определенного ритма в деятельности всех систем организма младшего подростка.
  2. Большая учебная нагрузка должна совпадать по времени с подъемом умственной активности младшего школьника: в первой половине дня — с 9 до 12 ч, во второй — с 16 ч до 17 ч.
  3. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.
  4. Постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, более продолжительному и глубокому ночному отдыху.
  5. Пребывание на продленном дне в школе не ре-

комендуется младшим школьникам, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим.

  1. Режим дня младшего подростка с ослабленным здоровьем должен быть щадящим, с обязательным дневным сном (1—1,5 ч) и с дополнительным отдыхом на свежем воздухе (не менее 3—3,5 ч).
  2. Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного ритма в деятельности организма младшего школьника и его неблагоприятным реакциям.
  3. Не забывайте чаще хвалить первоклассника (второклассника) за малейший успех и поддерживать в нем уверенность в своих силах.

Памятка для родителей

 «Как сформировать у младших школьников правильное отношение к своему здоровью»

1.        Внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у младших подростков, особенно касающихся их здоровья.

2.        Формируйте у них положительное отношение к физическому «я».

3.        Помните, что ваше отношение к здоровью влияет на отношение подростка к здоровью — «Учи показом, а не рассказом».

4.        Помните, что для закрепления привычки похвала взрослого имеет гораздо большее значение, чем порицание.

Упражнения для сохранения хорошего зрения

Все чаще даже у здоровых детей возникают проблемы со зрением. Специалисты считают, что основными причинами снижения остроты зрения у детей являются бесконтрольное длительное пребывание у телевизора, занятия на компьютере и т. д. Родители должны знать, что детям для сохранения остроты зрения необходимо выполнять следующие правила.

Не читать в сумерках и лежа в постели, избегать мелкого шрифта, держать книгу с тетрадью на расстоянии 30—40 см, через каждые 20—30 мин зрительной работы посидеть с закрытыми глазами 1—5 мин и расслабиться, не смотреть долго на очень яркий свет.

Познакомьте родителей с комплексом упражнений для глаз, который позволяет предотвращать нарушение зрения примерно в 60 случаях из 100.

Выполнять комплекс специальных упражнений для глаз лучше утром, в течение 2—4 мин, сидя в удобной позе (голова при этом опирается о спинку стула, мышцы максимально расслаблены).

Упражнения для тренировки зрения

Движение глазными яблоками вправо и влево. Выполнять движение влево и вправо до предела без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторить по 4—6 раз в каждое движение. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30—40 с.

Движение глазными яблоками вверх и вниз. Выполнять медленно, с максимальной амплитудой. Голову при этом не наклонять. Повторить по 4—6 раз каждое движение. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30—40 с.

Фиксация взгляда на кончике носа. Выполнять в течение 10—20 с, максимально расслабив мышцы, дыхание спокойное и ровное. Закончив упражнение, закрыть глаза и расслабиться на 30—40 с.

Если чувствуется усталость, время отдыха увеличить.

Вращение глаз. Движение глазными яблоками осуществлять по кругу — сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполнять по три вращения в каждую сторону, плавно, без рывков. Голова при этом должна оставаться неподвижной. Закончив упражнения, закрыть глаза и расслабить мышцы тела на 30— 40 с.

Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15—20 с. После этого закрыть глаза, расслабиться на 30—40 с. Моргание полезно выполнять после длительного чтения, а также после каждого упражнения для зрения.

Чтобы повысить интерес первоклассника (второклассника) к тренировке зрения, можно организовать занятия в занимательной форме. Например, при движении глазными яблоками вправо и влево предложите ребенку представить себя напольными часами и поиграйте с ним в игру под названием «Маятник». При движениях глазными яблоками вверх и вниз перемещайте вниз перед ребенком яркую любимую игрушку, чтобы он следил за ней глазами. В общем, проявите выдумку и подойдите к занятиям максимально творчески.

Постарайтесь приучить младшего подростка сидеть ровно за учебным столом в школе и за столом дома. Плечи должны находиться на одном уровне, а оба локтя — лежать на крышке стола (хорошо, если стол имеет наклон 2—3 градуса). Тяжелый портфель с учебниками нельзя носить в одной руке. Нужно приучить ребенка перекладывать из одной руки в другую. Малышам следует носить ранцы или детские рюкзачки с поролоновой спинкой на лямках.

Для профилактики нарушения осанки, предотвращения плоскостопия, для развития силы мышц и гибкости существуют упражнения с использованием мяча, гимнастической палки или легких гантелей. Комплекс этих упражнений выполняется уже не в утренние часы, а днем, в течение 6—8 мин.

Упражнения для коррекции плоскостопия

Массаж стоп. Поглаживание и растирание (основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев) стопы от пальцев к пяточной области. Массируются также голени — по направлению от стопы к коленному суставу.

Массаж можно проводить и при появлении чувства усталости в ногах после напряженной мышечной работы. Время выполнения — 2—4 мин.

«Сборщик». Сидя на полу (ноги полусогнуты в коленях), ребенок собирает пальцами одной ноги мелкие предметы, разложенные на полу (ластик, бумажный шарик, карандаш, губку и т. п.), и складывают их в кучку. Время выполнения упражнения — 1—2 мин. Затем упражнение выполняется другой ногой.

«Художник». Первоклассник (второклассник) карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист второй ногой. Время выполнения упражнений — 30—50 с. Затем упражнение выполняется другой ногой.

«Гусеница». Ребенок сидит на полу, колени полусогнуты, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он продвигает пятку вперед, затем пальцы распрямляются: следует новый цикл имитации движения гусеницы. Упражнение выполняется двумя ногами одновременно в течение 30—50 с.

Ходьба на пятках, на внутренней и наружной сторонах стопы (по 30—50 с), на носках, бег с максимальной скоростью на короткие дистанции (до 30 м), упражнения с гантелями весом 1 кг (приседания, выпады вперед

левой и правой ногой), «семенящий» бег 2—4 раза по 5 с также служат профилактике плоскостопия.

Наоборот, продолжительная ходьба по твердому грунту, длительные стояния, переноска тяжелых предметов провоцируют чрезмерную нагрузку на стопы.   .

Для коррекции плоскостопия полезны спортивные игры (футбол, волейбол, гандбол) на открытом воздухе как в осеннее и весеннее время, так и зимой (например, футбол на снегу).

Помимо физических упражнений необходимы ежедневные ножные ванны (температура воды — 36—37°С) в течение 1—1,5 мин.

Как показывает практика, регулярное выполнение упражнений для стоп предотвращает возникновение плоскостопия.

Немаловажен для здоровья младшего школьника вопрос о сменной обуви. Как её подобрать младшему подростку?

Сменная обувь должна быть легкой и удобной. Если весь день носить сапоги или тяжелые ботинки, ноги начнут потеть и на них может появиться грибок. Лакированные туфли или кроссовки из синтетических материалов в сильно натопленных помещениях носить не стоит, так как лак, резина, искусственные материалы не пропускают воздух. Девочкам носить туфли на каблуке выше 3 см можно только с 13 лет.

Фестиваль методического творчества

Творческая мастерская

Родительское собрание

«Как  научиться быть здоровыми»

Учитель начальных классов

МОУ «Средняя школа № 21»  

Шереметьева Светлана  Николаевна

2010-2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Как научиться быть здоровым"

Классный час "Как научиться быть здоровым" проводиться с родителями и учащимися. Материалы помогают привить ребенку навыки здорового образа жизни. Классный час направлен на формирование совместной дея...

Как научиться быть здоровым?

Классный час воспитывает бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих...

Как научиться быть здоровым

Цели и задачи: Ориентация на здоровый образ жизни. Формировать представление о пользе и вреде привычек, ответственное отношение к своему здоровью; Закрепить полезные привычки....

Урок здоровья "Могут ли кошки научить нас быть здоровыми?"

Внеклассное занятие по сохранению и укреплению здоровья. На уроке учитель использует разные виды физкультминуток: двигательную, пальчиковую, гимнастику для глаз и для ума....

Как научить ребёнка читать,писать и быть здоровым?

Это должен знать каждый педагог!...

Как научиться быть здоровым.

Родительское собрание. Цель: способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребёнка бережного отношения к своему здоровью....

Родительское собрание " Давайте быть здоровыми!"

Конспект родительского собрания- цель привлечение родителей к ведению ЗОЖ....