Роль самооценки в воспитании младшего школьника
план-конспект урока (2 класс) по теме

Беляевская Татьяна Яновна

 Родительское собрание в 1-3 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Rol_samoocenki.rar7.08 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Роль самооценки в формировании личности»

Большое спасибо всем, кого заинтересовала тема сегодняшнего родительского собрания. В словаре слово «самооценка» толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».

   От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребенка и на дальнейшее развитие его личности.

   Как и почему у детей формируется та или иная самооценка?

   В детстве круг общения ребенка довольно узок, и на самооценку в основном влияют родители. Если они любят ребенка, уважают его, ценят его успехи, то у него формируется позитивная самооценка.

   Если ребенок сталкивается в семье с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

   В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его поддерживают, одобряют.

   Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют (!) от ребенка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать, а попросту говоря, лицемерить и врать. Действия и поступки ребенка постоянно контролируются, самого ребенка постоянно защищают, не дают самостоятельно принимать те или иные решения. В результате ребенок становится неуравновешенным,  не доверяет окружающим, не верит в свои силы, а когда он останется один, без мамы или папы, он не сможет адекватно воспринимать жизнь.

   Родителям необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки:

- чувство неполноценности. Отметки и качество учебы напрямую зависят от того, насколько уверенно или неуверенно ребенок себя чувствует.

- низкая самооценка не только искажает представление ребенка о себе, но и снижает способность любить и понимать других. Современные ученые пришли к выводу о том, что человек не может любить других, если не обладает здоровым чувством любви к себе.

- Если ощущения неполноценности терзают ребенка, он начинает подсознательно искать и придумывать прикрытия, которые помогают спрятаться от мира. Прикрытиями могут быть грубость, высокомерие, уход от реальности, обман. Ребенок создает свой особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать пути их решения.

   Как определить уровень самооценки?

   Для того чтобы определить уровень самооценки, я предлагаю вам один из способов. Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Дайте ребенку инструкцию: представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете: самые красивые, самые умные, у них все получается, им легко и хорошо, их любят родители, их хвалят учителя, у них много друзей. А на самой нижней ступеньке – те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родителей, с кем никто не дружит, кого часто ругают родители и их не очень любят. Подумай, где твое место на этой лесенке в данный момент, и нарисуй себя на ступеньке.»

   Если ребенок поместил себя на одной из трех нижних – это тревожный симптом. Уважаемые родители, пришло время спросить себя: когда и за что последний раз я говорил своему ребенку «Ты у меня молодец». Вероятно, что-то необходимо пересмотреть в отношениях с ребенком, а может быть и в семье. В такой ситуации не торопитесь говорить ему, что он самый хороший, ребенок не поверит вам с первого слова.

1.Похвалите его за искренний ответ. Ведь ребенок продемонстрировал честность.

2. Скажите ему, что вы принимаете его таким, какой он есть, со всеми его успехами и неудачами, со всеми странностями.

3.Спросите его и скажите сами, что он считает в себе хорошего, что в нем есть такое, что способствует его повышению в глазах других. Спросите его, за что его ругают, а за что хвалят учителя, что у него получается лучше и на каком уроке?

4.Отмечайте его достижения, проявляйте больше внимания, не зевайте, когда ребенок рассказывает вам о чем-то своем.

5.Будьте готовы, что ребенок будет совершать ошибки, терпеть неудачи. Ваша задача – научить ребенка правильно выходить из трудной ситуации, спокойно решая назревшую проблему.

6.Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными успехами, а не с результатами других детей. Возможность стать отличником или хорошистом должна завоевываться в соревновании с самим собой. Нужно донести до ребенка, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса учебы, а не от заработанной оценки.

   Что делать, если ребенок видит себя на одной из верхних ступенек?

Очень важно не торопиться с выводами. Задайте уточняющие вопросы, прежде чем бить тревогу, например, что тебе позволяет претендовать на верхние ступеньки? В каких областях ты добился высоких результатов? Есть ли у тебя недостатки? Есть ли одноклассники, которые лучше тебя?

   Если ребенок с уважением относится к сверстникам, если его достижения объективны, то нет причин бить тревогу.

   Но если вам кажется, что ребенок преувеличивает свои заслуги, если ставит себя выше других своих одноклассников, то следует задуматься. Лучше всего будет дать возможность ребенку убедиться на собственном опыте, что поставленная оценка несколько завышена.  Но, признав исключительность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно  в тех ситуациях, где такая исключительность необходима для достижения успеха. Синяки и шишки, в которых придется винить самого себя – лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.

   Оценка взрослых, укореняясь в сознании детей, становятся потом и их собственной оценкой.

Анкета «Самооценка учащегося»

Самооценка

Да

Когда как

Нет

1.Я люблю школу

2.Я люблю учителей

3.Я люблю учиться

4.Я люблю готовить домашнее задание

5.Я самостоятельно готовлю домашнее задание

6.Я сильный

7.Я счастливый

8.Я слабый

9.Я умный

10. Я – хороший друг

11.У меня ничего не ладится

12. У меня всё получается

13. Я неудачник

14. Я обманщик

15. Я всегда в хорошем настроении

16.Я – человек надежный

17.Я раздражительный

18.Если я захочу, у меня получится учиться хорошо

19.Я симпатичный

20.Ко мне учителя относятся хорошо

21.Ко мне одноклассники относятся хорошо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль семьи в воспитании младших школьников"

Выступление на общешкольном родительском собрании "Роль семьи в воспитании школьников"Приведены убедительные доказательства педагогов, психологов  о положительном влиянии здоровой семьина формиро...

Родительский лекторий "Роль семьи в воспитании младшего школьника"

Мама и папа – это самые близкие для ребёнка люди. Именно они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Целью родительского лектория было показать как стиль общения взрослых с ребёнко...

Роль семьи в воспитании младшего школьника

На статье раскрывается роль семьи в воспитании младшего школьника. Даются советы, как воспитать нравственного человека....

Роль игры в воспитании младших школьников

Одна из ведущих ролей в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста принадлежит игре – основному и естественному виду детской деятельности. Именно это любимое каждым ребенком занятие счита...

Роль семьи в воспитании младшего школьника

Статья поможет родителям выстроить взаимоотношения со своим ребенком в семье. Быть к своему ребенку болле внимательным....

Родительский лекторий "Роль семьи в воспитании младшего школьника"

Цель лектория: создание благоприятных условий для развития ребенка при взаимодействии семьи и школы. Перед лекторием проводится подготовительная работа: рисунки детей "Моя семья", проек...

Роль игры в воспитании младших школьников.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода и...