Родительский лекторий "Роль семьи в воспитании младшего школьника"
консультация (2 класс) на тему

Цель лектория: создание благоприятных условий для развития ребенка при взаимодействии семьи и школы. 

Перед лекторием проводится подготовительная работа: рисунки детей "Моя семья", проекты обучающихся "Моя семья", видеответы детей на вопрос "Что такое семья?",  монтаж видеоролика, изготовление приглашений для родителей.

Педагогический лекторий проводится в форме просмотра видеоролика "Роль семьи в воспитании младшего школьник", выступления классного руководителя, ответов на вопросы, индивидуальных консультаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический лекторий124.55 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический лекторий

«Роль семьи в воспитании младшего школьника»

Педагогический лекторий проводится в форме просмотра видеоролика «Роль семьи в воспитании младшего школьника». Фильм длится 11 минут.

1. Начинается ролик с выступления классного руководителя.

«Вопрос о роли семьи  и школы в воспитании младших школьников сегодня является одним из важных и приоритетных направлений. Семья и школа – это основные механизмы, от согласованных действий которых зависит процесс воспитания ребёнка. По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. Школьное обучение – это приведение человека к общественной норме, где учитель транслирует требования общества. В семье же всё связано на эмоциональных связях и привязанностях. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая – ее разносторонность. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.

     А.И. Герцен говорил так: “…Семья начинается с детей. Новый элемент вступает в жизнь, какое-то таинственное лицо стучится в неё – гость, который есть и которого нет, но который уже необходим, которого страстно ждут. Кто он? Никто не знает, но кто бы он ни был, он – счастливый незнакомец, с какой любовью его встречают у порога жизни”.

Давайте посмотрим, что понимают под словом «семья» ваши дети».

2. Далее в фильме звучат ответы детей на вопрос «Что такое семья?»

Обобщить всё сказанное детьми можно толкованием из словаря С.И.Ожегова: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников»

Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне. Семейная атмосфера – это когда каждый из родителей и членов семьи понимают свою ответственность за воспитание и развитие детей. Ведь для ребёнка семья  - это среда, в которой происходит его физическое, психическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие.

3. На фоне детских презентаций о семье звучат слова

«Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит.

Родительская  любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат».

Детство – чудесная пора, когда человек познаёт мир, открывает что-то новое, созидает, фантазирует, играет. А какое счастье делать это вместе с мамой и папой!

Дружба родителей и детей — это особые отношения, которые требуют, прежде всего, взаимного уважения, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении с ним.  

Стремление родителей поддерживать общение-диалог с детьми, предполагающее уважение к личности ребенка, его потребностям, интересам, способствует созданию демократического стиля взаимоотношений в семье. Такой стиль, признающий ребенка полноправным членом семейного коллектива, ценность его внутреннего мира, воспитывает у него чувство собственного достоинства, помогает правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может понять, как это будет переживать другой.

Мама и папа для ребенка – пример и образец для подражания. Даже самые маленькие детки запоминают действия, выражения эмоций своих родителей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос спокойным, уравновешенным человеком с устойчивой психикой и правильными социальными ориентирами, научитесь держать себя в руках и контролируйте свой гнев. Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей, влияние отца и матери на детей основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам.

Родители и учителя – союзники и единомышленники.

Ваши дети проводят половину дня в школе. Школа стала их вторым домом. И важную роль в развитии детей начинает занимать педагог, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком.

Школа – образовательный институт, одной из главных функций которого является обучение. Может ли школа одна без участия родителей выполнять эту функцию?

Семья – ячейка школьного коллектива. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности, её социализации.

Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.

4. Учитель читает притчу:

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И, подумав, добавил: - И мира тоже.  

5. В конце фильма звучит пожелание учителя:

«Запомните уважаемые родители эти три слова, без которых невозможно представить себе воспитание: любовь, прощение, терпение. Относитесь всегда к своим детям с любовью, заботой, проявляйте снисходительность к ним – прощайте, не храните в себе обиду, сохраняйте спокойствие в неприятных ситуациях, с оптимизмом смотрите в будущее - и тогда ваши дети действительно станут цветами и будут радовать вас всю оставшуюся жизнь»


Список использованных источников

  • Бескоровайная Л.С.Настольная книга «Учителя начальных классов» /Л.С.Бескоровайная, О.В. Перекатьева. - Ростов-на-Дону: издательство «ФЕНИКС», 2002.
  • Гамаль Е.В.Справочник классного руководителя 1-4 классов / Е.В. Гамаль.- Санкт-Петербург: СПб.ООО «Виктория плюс», 2007.
  • Дементьева И.В. Современная семья в зеркале социологии // Воспитание школьников. – 1995. - №5. С. 17-20.
  • Капралова Р.М. Работа классных руководителей с родителями. – М.: Просвещение, 1980.
  • Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе/Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2004.
  • Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Просвещение, 1991.
  • Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: 1995.
  • Матейчек З. Родители и дети. – М.: Просвещение, 1992.
  • Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. – М., 2006.
  • Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000.
  • Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1985.
  • Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников /О.Н. Урбанская. – М.: Просвещение, 1986.
  • Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний /В.П.Шульгина. – Ростов-на-Дону: издательство «ФЕНИКС», 2002.
  • Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы // Воспитание школьников. – 1993. - №6. С. 14-19.
  • Научно-методический журнал «Классный руководитель». – 2005-2007.

Интернет-ресурсы:

  • http://www.kid.ru/pregnancy/index583.php3
  • http://www.vseodetishkax.ru/zapovedi-dlya-roditelej/9-desyat-zapovedej-dlya-roditelej-yanush-korchak/14-ten-commandments-for-parents


Приложение 1

Публикация2

        

pictures


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль семьи в воспитании младших школьников"

Выступление на общешкольном родительском собрании "Роль семьи в воспитании школьников"Приведены убедительные доказательства педагогов, психологов  о положительном влиянии здоровой семьина формиро...

Совместная деятельность классного руководителя и семьи в воспитании младших школьников.

На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя ...

Родительский лекторий "Роль семьи в воспитании младшего школьника"

Мама и папа – это самые близкие для ребёнка люди. Именно они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Целью родительского лектория было показать как стиль общения взрослых с ребёнко...

Проблема стилей родительского воспитания.Трудности детско – родительских взаимоотношений в процессе воспитания младших школьников

В статье представлены следующие моменты: группы  семей по типу родительского отношения к ребенку; термины  благополучная и неблагополучная семья, четыре  параметра  родительского п...

Роль семьи в воспитании младшего школьника

На статье раскрывается роль семьи в воспитании младшего школьника. Даются советы, как воспитать нравственного человека....

Роль семьи в воспитании младшего школьника

Статья поможет родителям выстроить взаимоотношения со своим ребенком в семье. Быть к своему ребенку болле внимательным....

«Взаимодействие школы и семьи в воспитании младших школьников»

Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя вним...