Главные вкладки

    Статья (2 класс) на тему:
    Совместная деятельность классного руководителя и семьи в воспитании младших школьников.

    Абрамова Ольга Викторовна

    На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Абрамова О.В.

    МОУ « Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36» (Саранск)

    Совместная деятельность классного руководителя и семьи в воспитании младших школьников

    "Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны”

    (В.А. Сухомлинский) 

    « Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни... В воспитательной работе нет пустяков… Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…»

     А. С. Макаренко.

    На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. 

    Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье. 

    Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители и учителя действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, надежду на успех.

     Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй. Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. «Целостность школьного и семейного воспитания, ведущая роль школы в определении направленности семейного воспитания обеспечивается привлечением семьи к планированию и осуществлению воспитательного процесса в школе»- одна из заповедей Ш.А. Амонашвили . 

    Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач учителя.

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников.

    Семья и школа – два социально значимых института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процессов воспитания, и обучения ребенка Духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования. Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным Собранием Российской Федерации, Президент России Д.А. Медведев заявил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек». Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию. 

    Родители (законные представители), так же как и педагог подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся на ступени начального – общего образования. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая: общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания; условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка. 

    В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности. На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:

    1. Родители - социальные партнеры учителя 

    Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания. 

    Чтобы сделать родителей своими единомышленниками в деле воспитания и образования подрастающего поколения, я провожу родительские с собрания, в форме круглого стола, бесед с обсуждением  актуальных вопросов, наиболее волнующих родителей. Темы наших собраний это: « Трудовое участие ребенка в семье», «Поощрение и наказание в семье», « Как воспитать настоящего человека», «Книга в семье». Эта работа предполагает педагогизацию сознания родителей, под которой мы понимаем целенаправленный процесс утверждения в сознании знаний, схем, способов деятельности, а так же оценок, помогающих эффективно решать такие педагогические задачи, как построение бесконфликтных отношений с людьми. Сохранение любви и доверия с близкими людьми; предотвращение появления отчужденности в отношениях со своими детьми и близкими людьми; успешная реализация социальных ролей (сына или дочери, мужа или жены, отца или матери, воспитателя или воспитуемого, учителя или ученика) и сознательная подготовка своих детей к их выполнению. 

    Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования. Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской федерации «Об образовании». В законе Российской Федерации "Об образовании” говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”. 

    Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять семьи своих воспитанников. Начиная за несколько месяцев прихода ребенка в школу я обхожу семьи своих будущих учеников. Знакомлюсь с жилищными условиями и родителями ребенка. Стараюсь определить семьи по своим ценностным ориентирам. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребёнка, его характер, поведенческие реакции. 

    1. Основные направления сотрудничества 

    Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. .Н.Толстой

    Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с ежегодной, традиционной экскурсии по школьному зданию, знакомство с Уставом школьного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, столовой и т.д. Эти вопросы я обсуждают на родительских собраниях с 1 класса. В течение первого года обучения родители задают много вопросов по организации обучения.

    С первых дней работы  со своими детьми я  знакомлю родителей с перспективами развития детского коллектива, и давать возможность стать активными участниками классных дел. 

    Родительский коллектив класса в каждой четверти знакомлю с планом воспитательной работы, создавая условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время. В планировании воспитательной работы большое внимание уделяю участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях (посещение театров, музеев, экскурсии, походы, поездки, семейные праздники и классные часы). Одним из очень важных направлений в моей работе является диагностика. Совместно с школьным психологом намечаем план работы на учебный год. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностические материалы, использую во время подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям. Они коренным образом влияют на общение родителей и ребенка в семье, изменяют статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребенку. Выявляю  проблемные ситуации, выбираю правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. 

    Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом, а так же у родителей и учеников. Итоговая диагностика уместно проводить в конце учебного года; по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях - это дает возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и учащимися. 

    Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьей учащихся является коррекционная работа. Главным назначением коррекционной работы является, оказание помощи и поддержки в решении проблемной ситуации семейного воспитания (кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей). 

    Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания). Индивидуальную коррекционную работу провожу с семьями, в которой растут одаренные дети. В коррекционной работе не в меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи.  Я стараюсь больше посетить такие семьи на дому, заранее предупредив родителей.

    Главными формами являются индивидуальные и групповые формы работы. 

    Эффективность духовно-нравственного воспитание младших школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.
    Проведенные мероприятия дают динамику развития нравственных качеств школьников в положительную сторону. В.А. Сухомлинский сформулировал: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
    Мой опыт показывает, что кропотливая, ежедневная работа с родителями обучающихся приносит положительные результаты: родители постепенно становятся первыми помощниками во всем. Они не гости в школе, а равноправные члены классного коллектива. Они с желанием идут в школу, живут жизнью своих детей. 

    Список используемой литературы

    1.Е.Н. Арсенина Внеклассные мероприятия в начальной школе.- Волгоград: Учитель, 2005.-185 с. 

    2.Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» 2009. №2.-с.65 

    3.А. И. Дереклеева Родительские собрания 1-4 классы. Издательство «ВАКО»-2003.-С. 9-44 

    4.О.Н. Урбанская Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. - М.: Издательство «Просвещение»,.1986.-с.13 

    5.Т.В. Кружилина доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального и специального образования «Формирование педагогического сознания родителей в условиях современной общеобразовательной школы» 

    6.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2008. – 21 с. – (Стандарты второго поколения). 

    7.Ш.А. Амонашвили здравствуйте, дети!: Пособие для учителя.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1988.-208 с. 

    8.Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров Дайте планете шанс!: Кн. Для учащихся. -М.: Просвещение, 1995.-154-160 с. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

    Программа «Вместе весело шагать»  -  это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и  новых  решений в воспитании у детей духовности и нравственности.  Содержа...

    Сотрудничество классного руководителя и семьи в нравственном воспитании ребёнка с нарушениями интеллектуального развития.

    Многие родители  прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего умственно отсталого ребёнка. Однако им не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представ...

    ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

    ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА...

    "Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

    Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

    Презентация "Совместная деятельность классного руководителя и родителей во внеурочной деятельности".

    Организация совместной творческой деятельности взрослого и ребенка....

    «Взаимодействие школы и семьи в воспитании младших школьников»

    Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя вним...