Главные вкладки

    Формирование толерантного поведения
    методическая разработка (3 класс) по теме

    Трофимова Ирина Владимировна

    Материал родительского собрания

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Formirovanie_tolerantnogo_povedeniya_v_seme.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование толерантного поведения в семье.

    ( Семинар – тренинг)

    Проблема воспитания толерантности одна из самых актуальных из-за роста агрессивности, насилия, нетерпимости, конфликтности в обществе. Работа по данной проблеме идет в рамках психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса постоянно.

    Что значит сопровождать? Значит, идти рядом, следовать одной дорогой.

    Целью семинара является выработка навыков эффективного взаимодействия между детьми и родителями, осознание конфликтности собственного поведения, формирование положительного отношения друг к другу.

    В ходе подготовки к психологическому тренингу на родительском собрании, на классном часе обсуждается значимость этой проблемы, определяются + и – стороны конфликтов, изучается тактика поведения в конфликтной ситуации.

    В своих сочинениях на тему «Конфликт отцов и детей. Миф и реальность?» подростки составили собственное видение данной проблемы.

    В результате анкетирования, проведенного с обеими сторонами, выяснилось, что 68 % учащихся пытаются не доводить создавшиеся ситуации до конфликтов, 92 % - чувствуют себя комфортнее, когда конфликт разрешен; 52% первыми пытаются разрешить конфликтную ситуацию. Как родители, так и подростки ясно осознают негативные последствия конфликтов: отрицательное влияние на здоровье – 30%, изменение характера человека – 15%, уход в себя – 25%, и , как следствие, неуспешность в учении. Поэтому все учащиеся и их родители считают необходимым учиться умению разрешать конфликты в семье, и более 70% подростков хотели бы принять участие в тренинге совместно с родителями.

    Ход тренинга

    I  Разминка

    (Взрослые и дети стоят в кругу, взявшись за руки. Дверь класса приоткрыта)

    - Здравствуйте!

    -Слово какое чудесное! Доброе, красивое, чуточку нежное.

    -Здравствуйте!

    -Скажем мы новому дню, здоровья желаем всем и всему!

    -Мы приветствуем вас на нашем семинаре – тренинге. Давайте забудем наши заботы, всю отрицательную энергию сбросим с себя в сторону открытой двери.( Дверь закрыть) А теперь снова возьмемся за руки, поднимем их вверх, крепче сплетем их и потянемся к солнцу. Глаза закроем. В тишине постарайтесь услышать биение чужого сердца ( слушаем несколько секунд)

    - Спасибо!( Все садятся на свои места)

    Сердце каждого из нас может биться ровно и спокойно, учащенно и быстро. Оно умеет любить и ненавидеть, страдать и терпеть, если в семье возникают конфликты. В чем же причину конфликтов видят дети и взрослые?

    (На доске сердце, пронзенное стрелами с надписями, указывающими на причины конфликтов)

    Дети                                                                Взрослые

    Оскорбление                                                 Желание быть независимым

    Непонимание                                                 Несовпадение взглядов,

                                                                             мнений

    Разногласия                                                   Нетерпимость

    Грубость                                                        Непонимание

    Неприятие нашего мнения                          Невладение эмоциями

    Неприятие наших прав                                  Непослушание

    Нетерпимость                                                Пренебрежение советами

    Вы видите причины конфликтов с позиций и детей, и взрослых. Какой вывод мы можем сделать? ( Причины совпадают, значит, мы должны вместе  найти пути решения)

    Семья – это среда, в которой живут, развиваются люди, обладающие неповторимым внутренним миром. Во избежание конфликтов необходимо учитывать все особенности проявления этого мира. Ведь, придя в лес, мы не хватаем пилу и не пытаемся спилить все, что нам не нравится. Мы понимаем всю несуразность такого желания. Но вот в общении мы напрочь забываем об уникальности мира другого человека и вместо пилы используем язык, оскорбляем друг друга. Возникает конфликт, в состоянии которого люди испытывают чувство неприязни друг к другу.

    • Какими могут быть последствия конфликта?
    • Нужно ли разрешать конфликты?
    • Какой стратегии надо придерживаться?

     Предлагаю вам найти выход из конфликтной ситуации на основе имеющихся знаний.

    Для работы мне потребуются помощники: две пары родителей ( детей), задача которых определить, какие чувства испытывают родители и дети в предлагаемой ситуации.

    Для каждой группы задание одинаковое: прочитать описание ситуаций, найти причину конфликта, определить верную тактику поведения для выхода из конфликта, предложить решение, определить, какие меры можно было предпринять для предупреждения конфликта.

    (Перед обсуждением ситуации зачитываются вслух. Дискуссия в связи с предложенным вариантом решения)

    Ситуация 1.

    У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы: «Собирайся на дачу, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!»

    Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей: «Мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти»

     Как разрешить подобную ситуацию?

    Вы нашли приемлемый вариант решения, -компромисс значит, вы владеете способностью разобраться в ситуации.

    Ситуация 2.

    В автобус вошла пожилая женщина, нагруженная покупками. Не найдя свободного места, она остановилась около мальчика лет 10, сидящего с мамой. Мальчик с любопытством стал рассматривать свертки женщины. Как бы было кстати уступить ей место! Но мальчику не приходит в голову сделать это. А мама не считает нужным подсказать ему.

    -Уступи, Аленушка, тете место,- говорит дедушка внучке, занимающей соседнее с мальчиком сиденье, - да возьми для нее билет: ей трудно самой, руки заняты покупками.

    -Спасибо, вот какая внимательная,- благодарит женщина. Добрыми искорками вспыхивают глаза девочки от ее слов. Пассажиры смотрят на нее одобрительно.

    Человек чуткий, внимательный, предупредительный в любых обстоятельствах и по отношению ко всем людям проявляет эти нравственные качества. Не может быть двух моралей: - одна для своей семьи, другая для окружающих. Если вы хотите, чтобы ваш сын ( дочь ) был чутким и внимательным к вам, учите его вести себя так же и по отношению к другим людям.

    Ситуация 3.

    -Папа, меня сегодня Нина Васильевна похвалила: я рассказала сегодня стихотворение лучше всех! Хочешь, расскажу?

    - Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! – строго говорит отец. Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости…Дома девочка делает еще один «заход»:

    -Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?

    -Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.

    Ребенок нуждается в серьезном, заинтересованном отношении взрослых к себе. Но если он постоянно наталкивается на равнодушие, нежелание взрослых разделить с ним радости и волнения, то потребность нести близким самое сокровенное постепенно затухает. В результате детское стремление к контакту с родителями ослабевает. И как знать, не станут ли вскоре родители сожалеть об этом!

    Ситуация 4.

    -Ну вот, Мишенька, лето заканчивается, пора собираться в школу. У нас с тобой очень много дел: надо купить тебе дневник, ручки, тетради, новую одежду.

    Мальчик недовольно пробурчал:

    - Опять в школу, надоело, не хочу учиться! Мне некогда, я сегодня с Толиком буду играть в новую игру!

    Как бы вы поступили на месте мамы?

     ( После обсуждения)

    А сейчас послушайте сказку о том, как можно выйти из создавшейся ситуации.

    Сказка «Лапка с поцелуем».

    Маленький енот Честер стоял на опушке леса и плакал.

    -Не хочу идти в школу,- сказал он маме.

    - Я хочу остаться с тобой дома, играть со своими друзьями, в свои игрушки. Разреши мне остаться дома, ну пожалуйста!

    Мама взяла Честера за лапку, почесала за ушком и сказала ласково:

    -Иногда нам всем приходится делать не то, что хочется. Даже если это кажется нам поначалу странным и страшным. Но тебе понравится в школе.

    - у тебя появятся новые друзья, ты будешь играть с новыми игрушками, читать новые книжки и качаться на качелях. И потом,- добавила мама, - я знаю один секрет, который поможет тебе чувствовать себя в школе также хорошо и уютно, как дома.

    Честер утер слезы, и с интересом спросил:

    -Секрет? Что за секрет?

    - Это странный секрет, - ответила мама. – Я узнала его от своей мамы, а она от своей. Он называется «Лапка с поцелуем».

    -«Лапка с поцелуем?» А что это такое?

    - Сейчас покажу. Мама взяла левую лапку Честера и раскрыла его маленькие пальчики, как веер. Потом она наклонилась и поцеловала Честера прямо в середину ладошки.

    Честер почувствовал, как мамин поцелуй побежал вверх по его лапке, добрался до самого сердца. От этого поцелуя стало горячо даже мордочке Честера, покрытой черной шелковистой шерстью.

    - Теперь, - улыбнулась мама, - если ты почувствуешь себя одиноко и заскучаешь по дому, просто прижми лапку к щеке и скажи про себя:

    - Мама меня любит, мама меня любит. И тогда поцелуй перепрыгнет тебе на щеку и наполнит тебя приятными теплыми мыслями.

    Она взяла лапку Честера в свою и осторожно сжала его пальцы в кулачок.

    - Смотри не потеряй мой поцелуй. Но не волнуйся – если ты будешь мыть лапки, поцелуй не смоется.

    Честеру очень понравилась его лапка с поцелуем. Теперь он знал, что мамина любовь навсегда останется с ним, куда бы он не пошел. Даже в школу.

    Через некоторое время Честер и его мама стояли напротив школы. Честер задумался. Внезапно он повернулся к маме и улыбнулся:

    - Дай мне свою лапу.

    Честер взял мамину лапу своими лапками и раскрыл её большие, так хорошо ему знакомые пальцы как веер. Потом он наклонился и поцеловал середину ладони.

    - Теперь у тебя тоже есть лапка с поцелуем.

    После того Честер ласково сказал маме:

    - До свидания, я люблю тебя.

     Повернулся и убежал вприпрыжку.

    Мама смотрела, как Честер перепрыгнул через ветку дерева и вошел в школу. И когда старая сова позвонила в колокольчик, объявляя о начале нового учебного года, мама прижала свою левую лапку к щеке и улыбнулась. Тепло поцелуя Честера наполнило её сердце, которое повторяло:

    - Честер тебя любит, Честер тебя любит.

    Вот так с помощью терпения и ласки можно выйти из ситуации. Наши ситуации закончились. Так какой вывод можно сделать?

    Вы владеете способностью разобраться в ситуации и найти силу сопротивляться складывающимся обстоятельствам. Эта сила лежит в кладовой вашего  внутреннего мира, но, нужен ключ, позволяющий привести ее в действие. Под ключом имеется в виду одно из важнейших человеческих качеств – терпимость. А самое важное в разрешении конфликтов – взаимная терпимость, умение приходить к компромиссам.

    Сегодня очень важно научить детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах. С ранних лет в них надо воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать способности не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми, стремление быть конкурентоспособной личностью в условиях реформирующегося общества, оставаясь при этом гуманным.

    А сейчас поработаем в группах  по 5 человек. (Группе раздается текст, который все внимательно читают вслух)

    В словаре  русского языка С.И.Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях:

    *как удача в достижении чего-либо,

    * как общественное признание

    * как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно-полезной деятельности.

    Успех осознается человеком в процессе приобретения социального опыта и достигается им благодаря приложенным усилиям и старанию. Каждый человек хочет быть успешным: получать в школе хорошие отметки, иметь много друзей, иметь полноценную семью… Наличие осознанного стремления в школьной жизни является предпосылкой достижения желаемого успеха, получения одобрения и поддержки со стороны взрослых. В этом случае продуктивность помощи ребенку со стороны учителя и семьи ощутимо возрастает.

    Учение становится ведущим видом деятельности учащихся, имеющим важное общественное значение, и связанные с ним успехи и неудачи влияют на всю дальнейшую школьную жизнь ребенка. Неудачи в учебной деятельности приводят к напряженному состоянию нервной системы. Вследствие длительности такого состояния могут развиваться дидактогении – детские неврозы на почве учебных неуспехов.

     С началом обучения в школе у неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Дети испытывают страх перед выходом к доске для ответа, боятся оказаться несостоятельными, неуспешными.

    Как определить реальные возможности каждого ученика и создать именно такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным?

    Очень часто решение подобной проблемы видят в проведении дополнительных занятий, репетиторстве, что на самом деле направлено на ликвидацию пробелов  в знаниях. Однако недостаточность знаний, неудовлетворительное усвоение того или иного материала часто являются лишь следствием негативного отношения ребенка к учению, низкого уровня познавательных процессов, несформированности различных личностных свойств. Поэтому подчас дополнительные занятия малоэффективны, поскольку они направлены на устранение следствий, а не причин.

    Причины недостаточной успешности могут быть самые различные и у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое и кропотливое, но если действительно есть желание помочь ребенку лучше учиться, преодолеть низкую успеваемость, сделать его учение радостью, подготовить ребенка к успешной деятельности на следующей ступени образования,- следует установить реальные причины, которые вызывают те или иные затруднения, мешающие ребенку хорошо учиться. В этом поможет разобраться психолог.

    Наша педагогика, направленная на ликвидацию незнания, неумения, недоразвития, слишком похожа на лечение без обезболивания: пока рана незнания не затянулась. Ее посыпают солью нелестных оценок, искалывают замечаниями и неодобрениями. И коль скоро учить детей так, что бы все были отличниками, невозможно, нам необходима психотерапия неуспеваемости, нацеленная на эмоциональное преодоление травматической ситуации, на то, чтобы уменьшить болезненность неудач, на изменение отношения ребенка к своему учебному труду, к своим возможностям и перспективам.

    Правило1. Не бей лежачего.

    «Двойка»,( а для кого-то четверка)- достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, дома от родителей он ждет спокойной помощи.

    Правило 2: за двумя зайцами погонишься…Как выбрать самое главное? Многие недостатки ребенка звенья одной цепи. А иногда просто непонятно, с чего начать: в тетрадях – сплошные ошибки, в знаниях – пробелы. В голове – ветер.. А вы посоветуйтесь с ребенком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Но если вы, выбрав стратегию борьбы с орфографическими ошибками, занялись со своим «грамотеем» диктовками, не ругайте его пока за ошибки в списывании и в изложении. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности и пересказа.

    Правило 3 и центральное: хвалить – исполнителя, критиковать исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. А кому адресована «пятерка»   - умнице Насте или идеальной записи в ее тетради? А «двойка» кому адресована – рассеянной Юле или шести пропущенным буквам? Учитель оценивал работу по школьным нормам. А ребенок читает отметку по-своему: «Я - хороший» или «Я - плохой», «Меня похвалили», «Меня не любят» И здесь – начало отчуждения. Ребенок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности ребенка надо похвалу. Положительная оценка должна относится к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то заложите в нем еще одно важнейшее основание желания учиться.

    Правило 4.( самое трудное)

    Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не успехами соседского Толика.

    Правило 5.

     Ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главного средства преодоления учебных трудностей.

    ( Когда родители познакомятся с текстом, раздать задания каждой группе)

    1.Что значит быть успешным?

    2.К чему приводят неудачи?

    3.Как создать условия, чтобы ребенок стал успешным?

    4.На что направлена психотерапия неуспеваемости?

    5.Знание каких правил помогут ученику стать успешнее?

    А чтобы достичь гармонии в достижении успешности, необходимо достичь гармонии и в семье.( Раздать листочки)

    -Напишите на листочках – какие качества укрепляют семью ( один ряд родителей), а какие разрушают( другой ряд)?

    ( На доске нарисован круг. Положительные качества наклеиваются в виде лучей солнца, а отрицательные – лесенкой.)

    -Зачитайте, какие качества делают семью крепкой, единой, а какие способствуют ее разрушению? ( ответы).

    В центр лучей мы прикрепляем слово семья.

    -Что же у нас получилось? Именно солнце своими лучами обогревает всех. Семья – это, образно говоря, маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает нас к себе. И мы все, и взрослые, и дети, должны сделать так, чтобы солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.

    Жизнь по-разному можно прожить,

    В горе можно и в радости,

    Вовремя есть, вовремя пить и вовремя делать гадости.

    А можно и так: на рассвете вставать

    И, помышляя о чуде,

    Рукой обнаженной до солнца достать

    И подарить его людям.

    Мы уверенны, каждый из нас будет доставать свое солнце и дарить его близким.

    Терпимость, взаимопонимание способствуют гармонии внутреннего мира каждого из нас, придают равновесие не только каждой отдельной семье, но и оберегают от зла всю планету. Терпимость помогает нам решить те проблемы, которые невозможно решить в одиночку. Желаем вам всем учиться строить мостики терпения и понимания каждый день, помня о том, что люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены.

    Спасибо за участие в тренинге. Предлагаю вам оценить результат нашей сегодняшней работы поднятием карточек соответствующего цвета: желтый – удовлетворенность, зеленый – хотелось бы еще поучаствовать в тренинге, красный – неудовлетворенность.

    И в заключении – игра «Уроки гусей»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Формирование толерантного поведения у детей"

    Формирование толерантного поведения учащихся....

    Родительское собрание "Формирование толерантного поведения в семье"

    Родительское собрание "Формирование толерантного поведения в семье"...

    Этнокультурные игры как условие формирования у младших школьников опыта межнациональных отношений и толерантного поведения

    Формирование у младших школьников опыта межнациональных отношений через этнокультурные игры....

    «Формирование толерантного поведения в семье»

    Чтобы судить о ребенке справедливо и верно,нам нужно не переносить его из его сферы в нашу,а самим переселяться в его духовный мир.(Н.И. Пиров)...

    Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

    В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...


     

    Комментарии

    Уважаемая Ирина Владимировна! Отличный материал, а главное очень нужный для современных родителей. На собрании, проведенном по этому сценарию, ни одного равнодушного не останется. А это главное- пробудить в родителях желание и стремление поддерживать своего ребенка на первом этапе, активное участие принять в жизни всего класса в последствии.Спасибо большое.