Главные вкладки

    Статья (3 класс) на тему:
    Ребенок не может выстроить отношения со сверстниками. Как ему помочь?

      Статья «Отверженный – гонимый» Ольга Крушельницкая, Антонина Третьякова.  из номера: «АиФ Здоровье»№18-19 2011

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pomoshch_rebenku.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ребенок не может выстроить отношения со сверстниками. Как ему помочь?

    Одноклассники не хотят дружить с вашим сыном, сидеть с вашей дочкой за одной партой…  В чем причина такого неприятия?

    Психологи выявили наиболее характерные особенности детей-«жертв». Вот они.

    Неадекватность эмоциональных и поведенческих реакций.

          Дети-изгои  долго терпят там, где уместно было бы дать сдачи. Зато, когда чаша терпения переполняется, в ответ на минимальную обиду они лезут в отчаянную драку.
         Повышенная чувствительность к отношению окружающих. Каким бы делом такие дети ни занимались, главным для них являются не собственные успехи или неудачи, а то, как реагируют на них окружающие. Ребенок-жертва способен уйти из секции или кружка только потому, что кто-то сказал о нем что-то нелестное.
         Физические недостатки. Сами по себе физические недостатки снижают  социальный статус ребенка только в дошкольном и младшем школьном возрасте.

           Неопрятность, неряшливость. Громкое сморкание во время уроков, ковыряние пальцем в носу, неприятный запах несвежего белья, мешковатая одежда – все это замечается одноклассниками и может стать причиной обидных высказываний, приставаний.

           Когда вы поняли, в чем проблемы вашего ребенка, есть смысл обсудить это с ним самим. Но именно обсудить, ведь действовать предстоит ему самому и расхлебывать последствия – тоже. Ваша задача – помочь проанализировать ситуацию, помочь выбрать подходящий вариант поведения.

           После того как ребенок выразил готовность принять вашу помощь, подумайте вместе, какие ситуации для него наиболее тяжелы. Задавайте ему вопросы. Что он чувствует в эти моменты? Что говорит? Как ведет себя (подробно, включая жесты, мимику)? Затем предложите увидеть свою реакцию как бы со стороны: «Представь себе, что Ване (Мише, Кате…) сказали или сделали то-то (пересказываете услышанную от ребенка ситуацию), а он бы ответил так-то (пересказываете реакцию вашего ребенка). Как бы ты вел себя с ним дальше? Из ответов часто выясняется, что он не испытывал бы радости от общения с подобным человеком и вел бы себя так же, как одноклассники поступают с ним самим. В этот момент очень важно довести до сознания ребенка, что особенности его собственного поведения провоцируют окружающих на нежелательные действия.

    Ответные грубость и насилие иногда могут быть единственным способом самозащиты.

    Стратегия на будущее

         Коррекция тех личностных особенностей, которые вызывают неприязнь у одноклассников, – дело более сложное.

          Первое, что нужно решить: стоит ли этим заниматься вообще? Любая группа (особенно подростковая) стремится перекроить личность в соответствии с внутригрупповыми представлениями. Чем примитивнее группа, тем жестче требования и вульгарнее «идеал». Но обсудить, что не нравится ребятам и какие из их претензий справедливы, стоит. Лучше всего это сделать, опять же попросив ребенка представить, как его поступки выглядят со стороны. Возможно, некоторые из своих привычек и особенностей ребенок довольно легко осознает, как неприемлемые, и сам будет стараться от них избавиться. Будут и настоящие нравственные проблемы, решить которые сложно не только подростку, но и взрослому. Возможно, от каких-то своих черт ребенок не захочет отказываться. Объясните ему: за право оставаться таким, какой он есть, придется бороться. Поддержите его в этом.

           Устранить причины для неприятия одноклассников – только половина дела. Стоит попробовать завоевать их уважение и симпатию. Помогите сыну или дочке разобраться, какая деятельность особенно ценится одноклассниками, и добиться в ней успеха (если, конечно, она не асоциальна).

            Для родителей это часто означает дополнительные финансовые затраты (покупка роликовых коньков или гитары, оплата занятий в спортивной секции). Многие предпочитают не обременять себя, говоря, что в своем детстве они ничего подобного не имели, а выросли людьми не хуже других. Но у каждого времени и у каждого общества свои законы. Не имея тех же роликовых коньков или «продвинутого» мобильного телефона, ребенок теряет возможность участвовать во многих играх и разговорах своих сверстников, ему труднее войти в компанию и утвердиться в ней.

    Работа над ошибками

    Еще одной причиной неприятия подростка сверстниками может стать наше, родительское, неверное поведение. Мамы и папы гонимых детей обычно допускают несколько типичных ошибок.

    Первая – считать своего ребенка всегда правым. Проведите эксперимент: запишите десяток жалоб ребенка на одноклассников, а также то, что вы ему ответили. Если в восьми и более случаях вы оправдали чадо, значит, и вы невольно создаете ему проблемы.

    Вторая – вмешательство в отношения детей, когда вас «не просят», когда для этого нет веских оснований. Вмешательство взрослого, будь то родитель или учитель, часто воспринимается как доказательство слабости и неполноценности того, в чью пользу оно осуществляется. Ваша попытка решить проблему за ребенка может обернуться существенным снижением его социального статуса в кругу сверстников.

    Третья ошибка – под видом совета навязывать ребенку свой опыт, свои представления о том, как надо действовать.

          Подобного рода вмешательства приводят к тому, что действия ребенка теряют гибкость, спонтанность и хронически запаздывают по отношению к постоянно меняющейся ситуации. Старший «советчик» часто рекомендует подростку поступать, исходя из своих личных пристрастий и склонностей. Однако у ребенка собственный психический склад. Его действия по чужой указке неестественны. К тому же ответственность за результат в данном случае несет прежде всего «советчик».

    Четвертая ошибка – долгая память на обиды, нанесенные вашему ребенку. Шестиклассник, который имел неосторожность рассказать маме, что Вовка играл в футбол его шапкой, может услышать в ответ: «Он еще в первом классе порвал тебе рубашку, как же ты до сих пор не понял, что не надо иметь с ним никаких дел».

         Злопамятность родителей мешает ребенку забывать неприятные происшествия, которые в младшей и средней школе – не более чем рядовые явления, и возводит мелкие обиды в ранг трагедии или оскорбления. У детских взаимоотношений свой масштаб и свои точки отсчета. Подходить к ним со взрослыми мерками, а тем более навязывать эти мерки подросткам – недальновидно.

    Список использованной литературы

     Ольга Крушельницкая, Антонина Третьякова. Статья «Отверженный – гонимый» из номера: «АиФ Здоровье»№18-19 Опубликовано 12 мая 11


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отношения со сверстниками.

    Очень часто в начальных классах мы слышим о том ,что ученики обзывают.Можно, конечно, отмахнуться. Не обращай, мол, внимания. Ты ведь не такой, как тебя обзывают, правда? Ну и все, забыли. А не получа...

    Почему ребенок не хочет делать уроки и как ему помочь? (рекомендации для родителей)

    Статья содержит рекомендации для родителей тех  детей, которые не испытывают интереса к учению. (источник: интернет-ресурс)...

    Если ваш ребенок не может «усидеть» за уроками?

    Памятка для родителей, чей ребёнок не может усидеть за уроками....

    Отношения со сверстниками.

    Очень часто в начальных классах мы слышим о том ,что ученики обзывают. Можно, конечно, отмахнуться. Не обращай, мол, внимания. Ты ведь не такой, как тебя обзывают, правда? Ну и все, забыли....

    Влияние темперамента в младшем школьном возрасте на отношения со сверстниками и учебную деятельность

    Что такое темперамент и что он отражает?Типы темперамента?Какие позиции может занимать ребенок в классе?Особенности проявления темперамента у младших школьников?Сочетания темпераментов и их взаимодейс...

    Ребенок не хочет учиться как ему помочь

    Задача  состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности....